(по материалам исследования Р.В. Овчаровой (2006))
Теоретический анализ литературы показал, что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, определяющих формирование родительства, является нерешенным.
Среди факторов, формирующих родительство, наиболее изученными в отечественной психологии являются факторы воспроизводства. Необходимо заметить, что ученые чаще всего говорят о зависимости от родительской семьи (родительская семья оказывает мощное влияние на выбор карьеры и супруга; в принятии решений участвуют бессознательные установки, заложенные еще в детстве родителями; сходство семьи брачного партнера и собственной).
В частности, относительно репродуктивного поведения человека учёные выделяют три группы факторов:
• социально-психологическую адаптацию посредством рождаемости к явлениям макроуровня (урбанизация (процесс роста городов), занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);
• социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);
• социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально-личностные свойства, ценности личности и детей).
Можно выделить ряд факторов, образующих систему, которая определяет формирование родительства.
Выделяют следующие уровни систем факторных влияний:
• макросистема, или уровень общественных влияний;
|
• мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;
• микросистема, или уровень собственной семьи;
• индивидуальный уровень, или уровень конкретной личности (рис. 1).
Общественное влияние на формирование родительства заключается в социальном регулировании рождаемости, социальном управлении, системе целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики; социальные влияния, отражающиеся в системе ценностных ориентаций и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры.
![]() |
Роль общества в формировании мотивации у личности потребности в детях заключается в том, что оно «настраивает» индивида на весь комплекс чувств и обязанностей, связанных с воспитанием нового поколения.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в плане формирования родительства, общественный уровень влияний задает для личности определенные образцы родительства, «отправную точку», которые, преломленные через особенности личности обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало формированию родительства в каждом конкретном случае.
Рассматривая влияние общества с точки зрения осознания личностью этого влияния, необходимо отметить следующее. Непосредственное (напрямую) воздействие системы общества по большей части осознается личностью, следовательно, формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулировании. Опосредованное (не напрямую) воздействие осознается слабо, однако, его влияние на формирование родительства более сильно.
|
Таким образом, в качестве педагогического компонента формирования родительства на уровне системы общества, можно выделить осознание личностью опосредованного (не напрямую) воздействия со стороны общества.
Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей — это основные факторы в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания.
Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанное, а частично неосознанное, впоследствии копируется в собственной семье. Какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей. Между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях.
|
Три группы факторов, влияющих на личность ребенка в семье:
1) социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ребенка к социальным ценностям и ролям;
2) внутрисемейная и внесемейная деятельность, где происходит приобщение к будущей жизнедеятельности;
3) семейное воспитание, представляющее собой некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Большинство зарубежных исследователей сходятся в том, что люди, вступающие в брак, воспроизводят структурный тип семейной системы родителей. Кроме того, семейная система родителей может послужить образцом для семейного функционирования следующих поколений.
В. Н. Дружинин (2000) рассматривает несколько гипотез подражания:
— первая: супруги воспроизводят в своей семье те способы воспитания, которые осуществляли их родители по отношению к их братьям и сестрам, а не к ним самим. По этой гипотезе наибольшие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью;
— вторая: дети относятся к другим, так же, как родители относились к нему.
С точки зрения И.В. Дубровиной (1981), только семья: родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений других людей, мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях. Однако И.В. Дубровина и М. И. Лисина 11990) не придают фатального (неизбежного) значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным они считают характер контактов, складывающихся у ребенка с взрослыми, которые о нем заботятся.
Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца или антиидеала.
Однако, преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. Преемственность не совсем одинакова в разных сферах деятельности. В сфере потребительских ориентаций и некоторых других установок расхождения между старшими и младшими, как правило, больше, чем в том, что касается главных социальных ценностей.
Педагогическим компонентом формирования родительства на уровне мезосистемы, т. е. родительской семьи, может являться сравнительный анализ особенностей родительской и собственной семьи с целью осознания оказываемого воздействия со стороны родительской семьи.
Как уже было сказано выше, общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую человек пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. Следовательно, микросистема факторов, определяющих родительство — это тот уровень воздействия, на котором оно приобретает окончательные черты.
На уровне микросистемы (уровень собственной семьи) происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары — мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребенку. На формирование развитой формы родительства и ее реализацию оказывают влияние конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье.
Таким образом, обобщая воздействие уровня собственной семьи на формирование родительства и его реализацию в каждой конкретной семье, можно выделить несколько факторов:
1) направленность и индивидуальные особенности личности;
2) согласование моделей родительства обоих супругов;
3) конкретные условия жизни супружеской семьи.
Педагогическим компонентом микросистемы факторных влияний в плане формирования родительства является согласование теоретических представлений и действующих моделей родительства обоих супругов путем взаимодополнения и расширения поведенческого репертуара родителя.
Итак, внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, представляющие собой уровни сосредоточения движущих сил родительства. Выделяют факторы:
- макросистемы;
- мезосистемы;
- микросистемы.
Факторы макросистемы реализуют свое воздействие непосредственно, путем социального регулирования и опосредованно через весь комплекс социальных влияний, мишенью которых является система ценностных ориентаций и установок личности.
Педагогическим компонентом формирования родительства на уровне системы общества следует рассматривать осознание личностью опосредованного воздействия со стороны общества.
Родительская семья является первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения. Большинство исследователей сходятся в том, что супружеская семейная система во многом копирует родительскую семейную систему. В качестве педагогического компонента мезосистемы факторных воздействий необходимо рассматривать осознание влияния родительской семьи.
На уровне микросистемы свое воздействие на формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи. На данном уровне факторных влияний педагогическим компонентом будет согласование теоретических представлений и действующих моделей родительства обоих супругов.
Таким образом, совокупное воздействие факторов, принадлежащих рассмотренным уровням, приводит к формированию определенной модели родительства в каждом конкретном случае. Общество в целом и родительская семья как частность задают извне определённый образец родительства либо определенные границы изменчивости родительства. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию (перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний план) этой внешней модели или ее варианта, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризированных моделей обоих супругов в единое целое.
Наиболее сензитивным (благоприятным) педагогическим компонентом формирующегося или сформированного родительства является микросистема (уровень собственной семьи) факторных влияний. Однако возможно частичная компенсация и корректировка макросистемы и мезосистемы факторных влияний путем осознания воздействия ряда факторов, принадлежащих этим уровням.
Задание 2.
1. Изучите материалы лекции «Родительская любовь как основа воспитания».
2. Выпишите в тетрадь положения лекции, выделенные красным цветом (таким образом Вы составите краткую характеристику родительской любви).
3. Подготовьте сообщение на тему «Особенности материнской и отцовской любви к ребёнку». Посмотрите разные источники. Сделайте эту работу полезной, прежде всего для изучения Вашей семьи и, конечно, для профессиональной работы с родителями младших школьников.
Лекция №2. Родительская любовь как основа воспитания
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен.
М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
Родители являются первой социальной средой развития ребенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребность в любви и привязанности.
Родительская любовь является движущей силой развития ребенка и способствует удовлетворению его жизненно важных потребностей.
Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуждается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.
Недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.
Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации родительской любви страдает сам человек, а также окружающие его люди.
В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.
Существуют психологические и педагогические трактовки понятия «родительская любовь».
А.С. Спиваковская (2000) определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья.
Родительская любовь — это глубокое и осмысленное не раз чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть (А.Я. Варга, 1983).
По мнению В.А. Сухомлинского (1988), родительская любовь - это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.
Таким образом, родительская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим поддерживая и развивая ее.
В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рассматривают физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты родительской любви.
Физический аспект. Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возможность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения.
Эмоциональный аспект. Родительскую любовь характеризуют эмоциональные проявления.
Важную роль в родительской любви играют эмоции: удовольствие — радость, возбуждение — интерес. Кроме этого, в ней представлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разочарование и другие.
Познавательный аспект. Для родительской любви характерно познавательное содержание. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а проникает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное проникновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя.
Любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникальные возможности любимого человека и видит его во всей неповторимости. Знание своих личностных особенностей, как родителя, личностных особенностей ребенка, преодолевает иллюзорные, иррационально искаженные образы себя и ребенка, и родителя, и дает объективное знание. Любовь как деятельность направляется знанием.
Действенный аспект. Родительскую любовь характеризует наличие деятельностной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии ребенка. Родительская любовь является действенной силой в родителе. Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать. При этом, «давая» родитель проявляет свое могущество, ощущает свою силу, власть и богатство. Отдавать для родителя — само по себе радостно. Любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности.
Родительская любовь дана родителю в качестве переживания, которое связано с противоречивым эмоциональным отражением образа ребенка и выступает как непосредственная данность.
Согласно концепции личности В.М. Бехтерева (1905) личность содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на переработке внешних воздействий. Таким образом, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое проявляется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки) и является действенным способом выражения своих чувств.
Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви, причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь.
Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения личностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных недостатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.
Согласно В.В. Налимову (1989), смыслы делают человека активным, психологически здоровым, но если они не обновляются в соответствии с меняющейся ситуацией, то они могут играть негативную роль — угнетать, подавлять, догматизировать человека. Исходя из этого, родительская любовь (в том случае, если она предполагает творчество, импровизацию, соответствующую меняющимся условиям детско-родительских отношений) будет играть положительную роль, в противном случае, она будет выступать источником конфликтности в отношениях.
Рассматривая родительскую любовь как высшее чувство, группа исследователей под руководством Р.В. Овчаровой (2006) признаёт, отсутствие инстинктов у человека и признаёт, как развитие, так и формируемость родительской любви. Родительская любовь относится к разряду высших чувств человека и формируется в социальном контексте прижизненно. Родительская любовь формируется в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, в практике родительства. Как правило, любовь видоизменяется по мере взросления ребенка, родители учатся любви и на собственном родительском опыте. Эмпирические факты (основанные на опыте) указывают на то, что родители по-разному любят своих детей разного пола и возраста.
Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преображаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, присущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психологические переживания.
Родительская любовь как психическая реальность обладает способностью к развитию, которое, согласно взглядам Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова (2000), включает ее становление, формирование и преобразование.
Таким образом, родительская любовь - это чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отношение к нему, данное родителю в особого рода переживании кровного родства и продолжении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям в процессе осуществления родительства.
В психологии и педагогике выделяют типы родительской любви (А.С. Спиваковская, 1986; В. А. Сухомлинский, 1988).
А. С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родительской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».
3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно - это мой ребенок и я его люблю».
4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душевном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ребенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».
6.Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».
7. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию общественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».
8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребенку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.
В.А. Сухомлинский (1988) выделяет разновидности уродливой родительской любви, это:
1. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.
2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребенка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Результат такой любви — у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человечность и ожесточается.
3. Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными затратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невежественным человеком.
Теоретический анализ показывает, что понятием «родительская любовь» обозначается сложная и многогранная психологическая реальность, которая охватывает родителей и детей, их отношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое другое.
Родительская любовь дана родителю в качестве переживания и выступает как непосредственная данность. С другой стороны, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое проявляется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки).
Сущность родительской любви составляют: чувственный, физический, физиологический; эмоциональный; мыслительный, познавательный, когнитивный; действенный, деятельностный аспекты.
Родительская любовь в данном исследовании рассматривается как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отношение к нему, данное родителю в особого рода переживании кровного родства и продолжении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям в процессе осуществления родительства.