Лекция №1 Факторы, определяющие формирование родительства




(по материалам исследования Р.В. Овчаровой (2006))

Теоретический анализ литературы показал, что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, определяющих фор­мирование родительства, является нерешенным.

Среди факторов, формирующих родительство, наиболее изучен­ными в отечественной психологии являются факторы воспроизвод­ства. Необходимо заметить, что ученые чаще всего говорят о зависимости от родительской семьи (родительская се­мья оказывает мощное влияние на выбор карьеры и супруга; в принятии решений участвуют бессознательные установки, заложенные еще в детстве родителями; сходство се­мьи брачного партнера и собственной).

В частности, относительно репродуктивного поведения чело­века учёные выделяют три группы факторов:

• социально-психологическую адаптацию посредством рож­даемости к явлениям макроуровня (урбанизация (процесс роста городов), занятость жен­щин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);

• социально-психологические факторы регулирования рож­даемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жиз­ни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабили­зации брака);

• социально-психологические факторы регулирования рожда­емости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально-личностные свойства, ценности личности и детей).

Можно выделить ряд факторов, образующих систему, которая определяет формирование родительства.

Выделяют следующие уровни систем факторных влияний:

• макросистема, или уровень общественных влияний;

• мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

• микросистема, или уровень собственной семьи;

• индивидуальный уровень, или уровень конкретной личности (рис. 1).

Общественное влияние на формирование родительства заключается в социальном регулировании рождаемости, социальном управлении, системе целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики; социальные влияния, отражающиеся в системе ценностных ориентаций и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и куль­туры.

 

Макросистема (влияние общественных установок, стереотипов и т.д.) Рис. 1. Уровни факторных влияний

 

Роль общества в формирова­нии мотивации у личности потребности в детях заключается в том, что оно «настраивает» индивида на весь комплекс чувств и обя­занностей, связанных с воспитанием нового поколения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в плане формиро­вания родительства, общественный уровень влияний задает для личности определенные образцы родительства, «отправную точ­ку», которые, преломленные через особенности личности обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, по­лученный в родительской семье, дают начало формированию ро­дительства в каждом конкретном случае.

Рассматривая влияние общества с точки зрения осознания личностью этого влияния, необходимо отметить следующее. Непосредственное (напрямую) воздействие системы общества по большей части осознается личностью, следовательно, формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулиро­вании. Опосредованное (не напрямую) воздействие осознается слабо, однако, его влияние на формирование родительства более сильно.

Таким образом, в качестве педагогического компонента фор­мирования родительства на уровне системы общества, можно выделить осознание личностью опосредованного (не напрямую) воздействия со стороны общества.

 

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей — это основные факторы в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным об­разцом наблюдения, который при определенных условиях стано­вится образцом для подражания.

Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанное, а частично неосознанное, впоследствии копируется в собственной семье. Какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в по­ведении собственных родителей. Между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость: супруже­ские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родитель­ским, особенности родительской семьи неосознанно восприни­маются детьми в их семьях.

Три группы факторов, влияющих на личность ре­бенка в семье:

1) социальная микросреда семьи, где происходит приобщение ребенка к социальным ценностям и ролям;

2) внутрисемейная и внесемейная деятельность, где проис­ходит приобщение к будущей жизнедеятельности;

3) семейное воспитание, представляющее собой некий ком­плекс целенаправленных педагогических воздействий.

Большинство зарубежных исследователей сходятся в том, что люди, вступающие в брак, воспроизводят структурный тип семей­ной системы родителей. Кроме того, семейная си­стема родителей может послужить образцом для семейного функ­ционирования следующих поколений.

В. Н. Дружинин (2000) рассматривает несколько гипотез под­ражания:

— первая: супруги воспроизводят в своей семье те способы воспитания, которые осуществляли их родители по отношению к их братьям и сестрам, а не к ним самим. По этой гипотезе наи­большие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью;

— вторая: дети относятся к другим, так же, как родители относились к нему.

С точки зрения И.В. Дубровиной (1981), только семья: ро­дители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях ли­шены возможности видеть особенности поведения и отношений других людей, мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях. Однако И.В. Дубровина и М. И. Лисина 11990) не придают фатального (неизбежного) значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным они считают характер контактов, складывающихся у ребенка с взрослыми, кото­рые о нем заботятся.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца или антиидеала.

Однако, преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. Преемственность не совсем одинакова в разных сферах деятельности. В сфере потребительских ориента­ций и некоторых других установок расхождения между старшими и младшими, как правило, больше, чем в том, что касается глав­ных социальных ценностей.

Педагогическим компонентом формирования родительства на уровне мезосистемы, т. е. родительской семьи, может являться сравнительный анализ особенностей родительской и собственной семьи с целью осознания оказываемого воздействия со стороны родительской семьи.

Как уже было сказано выше, общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую человек пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. Следовательно, микро­система факторов, определяющих родительство — это тот уро­вень воздействия, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы (уровень собственной семьи) происходит согласование двух моде­лей родительства супружеской пары — мужчины и женщины, кото­рые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребен­ку. На формирование развитой формы родительства и ее реализацию оказывают влияние конкретные условия жизни се­мьи: воспитательная деятельность родителей регулируется услови­ями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разны­ми в каждой конкретной семье.

Таким образом, обобщая воздействие уровня собственной се­мьи на формирование родительства и его реализацию в каждой конкретной семье, можно выделить несколько факторов:

1) направленность и индивидуальные особенности личности;

2) согласование моделей родительства обоих супругов;

3) конкретные условия жизни супружеской семьи.

Педагогическим компонентом микросистемы факторных вли­яний в плане формирования родительства является согласование теоретических представлений и действующих моделей родитель­ства обоих супругов путем взаимодополнения и расши­рения поведенческого репертуара родителя.

Итак, внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, представляющие собой уровни сосредоточения движущих сил родительства. Выделяют факторы:

- макросистемы;

- мезосистемы;

- микросистемы.

Факторы макросистемы реализуют свое воздействие непосредственно, путем социального регулирования и опосредованно через весь комплекс социальных влияний, мишенью которых является система ценностных ориентаций и установок личности.

Педагогическим компонентом формирования родительства на уровне системы общества следует рассматривать осознание лич­ностью опосредованного воздействия со стороны общества.

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения. Большинство исследователей сходятся в том, что супружеская семейная система во многом копирует родительскую семейную систему. В качестве педагогического компонента мезосистемы факторных воздействий необходимо рассматривать осознание влияния роди­тельской семьи.

На уровне микросистемы свое воздействие на формирование родительства оказывают влияние несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи. На данном уровне факторных влияний педагогическим компонентом будет согласование теоретических представлений и действующих моделей родительства обоих супругов.

Таким образом, совокупное воздействие факторов, принадлежа­щих рассмотренным уровням, приводит к формированию определен­ной модели родительства в каждом конкретном случае. Общество в целом и родительская семья как частность задают извне определённый образец родительства либо определенные границы изменчивости родительства. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию (перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний план) этой внешней модели или ее варианта, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризированных моделей обоих супругов в единое целое.

Наиболее сензитивным (благоприятным) педагогическим компонентом форми­рующегося или сформированного родительства является микросистема (уровень собственной семьи) факторных влияний. Однако возможно частичная компенсация и корректировка макросистемы и мезосистемы факторных влияний путем осознания воздействия ряда факторов, принадле­жащих этим уровням.

 

Задание 2.

1. Изучите материалы лекции «Родительская любовь как основа воспитания».

2. Выпишите в тетрадь положения лекции, выделенные красным цветом (таким образом Вы составите краткую характеристику родительской любви).

3. Подготовьте сообщение на тему «Особенности материнской и отцовской любви к ребёнку». Посмотрите разные источники. Сделайте эту работу полезной, прежде всего для изучения Вашей семьи и, конечно, для профессиональной работы с родителями младших школьников.

Лекция №2. Родительская любовь как основа воспитания

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен.

М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

 

Родители являются первой социальной средой развития ре­бенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его по­требностей, в том числе потребность в любви и привязанности.

Родительская любовь является движущей силой развития ре­бенка и способствует удовлетворению его жизненно важных потребностей.

Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуж­дается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувствен­ного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

Недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родитель­ской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей при­суща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» лю­бовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации ро­дительской любви страдает сам человек, а также окружающие его люди.

В родительскую любовь включен творческий акт, элемент им­провизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить ра­дость, удовлетворять все потребности ребенка.

Существуют психологические и педагогические трактовки понятия «родительская любовь».

А.С. Спиваковская (2000) определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержа­ния телесного и душевного здоровья.

Родительская любовь — это глубокое и осмысленное не раз чув­ство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, ви­деть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться прини­мать его таким, каков он есть (А.Я. Варга, 1983).

По мнению В.А. Сухомлинского (1988), родительская любовь - это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные по­требности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

Таким образом, родительская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим под­держивая и развивая ее.

В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рас­сматривают физический, эмоциональный, познавательный, дей­ственный аспекты родительской любви.

Физический аспект. Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возмож­ность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения.

Эмоциональный аспект. Родительскую любовь характеризуют эмоциональные прояв­ления.

Важную роль в родительской любви играют эмоции: удоволь­ствие — радость, возбуждение — интерес. Кроме этого, в ней пред­ставлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разо­чарование и другие.

Познавательный аспект. Для родительской любви характерно познавательное содер­жание. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а прони­кает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное про­никновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя.

Любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникаль­ные возможности любимого человека и видит его во всей непо­вторимости. Знание своих личностных особенностей, как родителя, личност­ных особенностей ребенка, преодолевает иллюзорные, иррациональ­но искаженные образы себя и ребенка, и родителя, и дает объективное знание. Любовь как деятельность направляется знанием.

Дей­ственный аспект. Родительскую любовь характеризует наличие деятельностной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии ре­бенка. Родительская любовь является действенной силой в роди­теле. Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать. При этом, «давая» родитель проявляет свое могущество, ощущает свою силу, власть и богатство. Отдавать для родителя — само по себе радостно. Любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности.

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания, которое связано с противоречивым эмоциональным отражением об­раза ребенка и выступает как непосредственная данность.

Согласно концепции личности В.М. Бехтерева (1905) лич­ность содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на переработке внешних воздействий. Таким обра­зом, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое про­является в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступ­ки) и является действенным способом выражения своих чувств.

Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифициру­ется как феномен родительской любви, причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное от­ношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь.

Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения лич­ностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных не­достатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.

Согласно В.В. Налимову (1989), смыслы делают человека ак­тивным, психологически здоровым, но если они не обновляются в соответствии с меняющейся ситуацией, то они могут играть не­гативную роль — угнетать, подавлять, догматизировать человека. Исходя из этого, родительская любовь (в том случае, если она предполагает творчество, импровизацию, соответствующую ме­няющимся условиям детско-родительских отношений) будет играть положительную роль, в противном случае, она будет высту­пать источником конфликтности в отношениях.

Рассматривая родительскую любовь как высшее чувство, группа исследователей под руководством Р.В. Овчаровой (2006) признаёт, отсутствие инстинктов у человека и признаёт, как развитие, так и формируемость родительской любви. Родительская любовь относится к разряду высших чувств человека и формируется в со­циальном контексте прижизненно. Родительская любовь форми­руется в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, в практике родительства. Как правило, любовь видоизменяется по мере взросления ребенка, родители учатся любви и на собственном родительском опыте. Эмпирические факты (основанные на опыте) указывают на то, что родители по-разному любят своих детей разного пола и возраста.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преоб­ражаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, при­сущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психоло­гические переживания.

Родительская любовь как психическая ре­альность обладает способностью к развитию, которое, согласно взглядам Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова (2000), включает ее становление, формирование и преобразование.

Таким образом, родительская любовь - это чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отноше­ние к нему, данное родителю в особого рода переживании кров­ного родства и продолжении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям в процессе осуществления родительства.

В психологии и педагогике выделяют типы родительской люб­ви (А.С. Спиваковская, 1986; В. А. Сухомлинский, 1988).

А. С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родитель­ской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула вос­питания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением по­мочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много време­ни для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом раз­витии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исклю­чительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ре­бенок недостаточно умен и физически развит, но все равно - это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, боль­шая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Не­благополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душев­ном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ре­бенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличност­ная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ре­бенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в под­держке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6.Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего поло­жительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель пере­живает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергивани­ем, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, муча­юсь от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно при­сутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих про­явлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию об­щественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дис­танция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отноше­ний такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя про­сматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребен­ку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский (1988) выделяет разновидности уродли­вой родительской любви, это:

1. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребен­ка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Ре­зультат такой любви — у ребенка с малых лет извращается пред­ставление о добром начале в человеке, он перестает верить в чело­вечность и ожесточается.

3. Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными за­тратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пусто­ты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невеже­ственным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родитель­ская любовь» обозначается сложная и многогранная психологи­ческая реальность, которая охватывает родителей и детей, их от­ношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое дру­гое.

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания и выступает как непосредственная данность. С другой стороны, ро­дительская любовь рассматривается в качестве отношения, осно­ванного на переработке внешних воздействий, которое проявля­ется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки).

Сущность родительской любви составляют: чувственный, фи­зический, физиологический; эмоциональный; мыслительный, познавательный, когнитивный; действенный, деятельностный аспекты.

Родительская любовь в данном исследовании рассматривается как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отношение к нему, данное родителю в особого рода переживании кровного родства и продол­жении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подвержен­ное динамическим изменениям в процессе осуществления роди­тельства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: