Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Салехард
«Детский сад Мамонтенок №1»
УТВЕРЖДАЮ
заведующая МБДОУ "Детский сад № 1 Мамонтенок"
_________________ Бекк О.П.
«____»______________20___ г.
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 5 лет
«Говорим по-английски»
Автор составитель
учитель английского языка
Яковлева С.В.
г. Салехард
2017-2018
Пояснительная записка
Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для изучения иностранных языков. С одной стороны, маленькие дети быстрее, чем взрослые, усваивают языковой материал, поскольку не боятся «сделать ошибку», с другой – изучение иностранного языка в раннем возрасте способствует развитию речи, мышления и памяти ребенка, а значит полезно для формирования его личности в целом.
Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе.
На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ.
Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом:
1) не отходить от основного принципа наглядности и образности;
2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
3) учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий.
Актуальность программы - знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
Цели:
1. Ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития.
2. Презентация элементарных языковых конструкций.
3. Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.
Задачи:
1. Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка.
2. Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов.
3. Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику).
4. Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей.
5. Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
6. Расширение кругозора детей и их общей культуры.
7. Развитие умений и навыков работы в малых группах по 10-15 человек, умение работать в команде.
Виды и формы работы:
Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр; загадок; стихотворений; рифмовок;
г) драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.
Принципы работы:
1. Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.
2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
3. Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).
4. Системно вводить лексику: Первое занятие – 5-6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
5. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
6. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
7. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
8. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Учитель на занятиях использует следующие виды работы:
1. Работа над произношением:
а) сказка “Живой язычок”;
б) скороговорки;
в) рифмовки.
2. Работа с игрушкой:
а) диалог с игрушкой;
б) описание игрушки.
3. Работа с картинкой:
а) описание картинки;
б) игра “Что исчезло”;
в) игра “Найди картинку”.
4. Разучивание и декламация стихов:
а) конкурс стихов
Разучивание песенок.
6. Игры:
а) Ролевые игры. Ситуативные ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.
Б) Подвижные игры.
· Соревновательные игры, способствующие усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, ''аукционы'', настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд.
· Ритмомузыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка, например: ''Nuts and May''.
в) Творческие игры. Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т.п.; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
Инсценировка коротких рассказов и пьес.
8. Импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде, которая находится на границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций. Например, игра в ''Репку'' или ''Теремок'', в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.