Цель занятия – изучение общественного и государственного строя, а также правовой системы данного периода.
Изучение революционных преобразований, которые произошли в период после октябрьских событий 1917 г. и в годы Гражданской войны, - является целью данного занятия.
Прежде всего, необходимо выявить важнейшие причины, которые привели к революционным событиям октября 1917 г., рассмотреть ход подготовки к вооруженному восстанию, проанализировать разногласия внутри большевистской партии и роль Военно-революционного комитета Петроградского Совета в подготовке вооруженного выступления.
Далее обратите внимание на состав и деятельность II Всероссийского Съезда Советов, принятые им решения и первые нормативные акты Советской власти. Проанализируйте содержание декретов О земле и О мире. Опишите процесс слома остатков старого и создание нового строя и государственного аппарата. Особое внимание уделите съездам советов, Всероссийскому центральному исполнительному комитету, его Президиуму, Совету народных комиссаров, наркоматам и ВЧК. Далее проследите процесс распространения советской власти по территории страны, создание нового аппарата местного управления. Опишите отношение Советского государства с другими государственными образованиями, возникшими на территории страны. Необходимо сделать детальный анализ деятельности III Всероссийского съезда Советов и уяснить значение разгона Учредительного Собрания.
Особое внимание уделите созданию и отличительным чертам Конституции РСФСР 1918 г.: основным правам и свободам, структуре органов государственной власти, избирательному праву. Проследите основные изменения, которые произошли в общественном строе, государственном аппарате и праве (финансовом, гражданском, семейном, земельном, трудовом, уголовном и процессуальном) в годы Гражданской войны.
|
План занятия:
1. Октябрьская революция 1917 г. и II Всероссийский съезд Советов.
2. Учредительное собрание и Советы.
3. Установление советской системы власти и управления.
4. Конституция РСФСР 1918 г.
5. Создание советской системы правосудия. Первые декреты о суде.
6. Формирование советского права.
Практическое занятие 2. Советское государство и право в период нэпа (1921–1929 гг.)
Цель занятия – изучение общественного и государственного строя, а также правовой системы данного периода.
Обращаясь к изучению данной проблемы, необходимо, прежде всего, рассмотреть отношения Советских республик, сложившиеся в ходе и после Гражданской войны. Далее следует обратить внимание на причины и процесс образования СССР, уяснить значение ленинского подхода к образованию нового государства и отличия плана «автономизации». Здесь стоит заметить, что в отдельных советских республиках существовали серьезные возражения против создания единого союзного (федеративного государства). Необходимо внимательно изучить акты, принятые на I Всесоюзном съезде Советов, их содержание и значение, а также процесс создания и особенности Конституции СССР 1924 г.
Далее следует изучить систему высших и центральных органов государственной власти СССР, отдельных советских республик и местное управление.
При рассмотрении проблемы развития советского права стоит обратить внимание на систематизацию законодательства как на уровне СССР, так и на уровне отдельных республик. Особо тщательно следует изучить кодексы, принятые в РСФСР в 1922-26 гг. Здесь необходимо выделить правовые нормы, которые регулировали новые экономические отношения. Далее следует проследить процесс ликвидации таких норм во вт. пол. 20-х гг.
|
План занятия:
1. Изменения в системе органов власти и управления в условиях нэпа.
2. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.
3. Судебная реформа 1922 г.
4. Национально-государственное строительство. Образование и развитие СССР.
5. Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.
6. Кодификация советского права:
а) гражданское право;
б) земельное право;
в) трудовое право;
г) уголовное право;
д) процессуальное право.
Практическое занятие 3. Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1929–1941 гг.)
Вопросы для обсуждения
Цель занятия – изучение общественного и государственного строя, а также правовой системы данного периода.
Построение основ нового социалистического общества, политика индустриализации и коллективизации вызвали серьезные изменения в правовом статусе советских граждан, государственном механизме и правовой системе СССР.
При подготовке к занятию крайне важно отметить вопросы, касающиеся репрессивных мер в отношении кулачества, создания коллективных хозяйств, ограничения свободы передвижения советских граждан. Одновременно следует обратить внимание на положения Конституции СССР 1936 г., которые формально уравнивали в правах всех советских граждан, наделяли их одинаковыми правами и свободами.
|
Особенно тщательному анализу необходимо подвергнуть текст Конституции СССР 1936 г., процесс ее разработки, особенности и причины нарушения отдельных конституционных норм. При изучении государственного механизма СССР по Конституции 1936 г. следует отметить попытку четко разграничить деятельность органов государственной власти и органов государственного управления, право Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего функции главы государства, распускать Верховный Совет. Далее обратите внимание на изменение числа союзных республик в данный период, а также на другие проблемы национально-государственного строительства.
Кроме того, следует проследить основные тенденции в развитии советского права: гражданского, семейного, трудового, колхозного, уголовного и процессуального. Следует обратить внимание на развитие специфического советского хозяйственного права, а также на нарушение норм и принципов уголовного и уголовно-процессуального права при проведении политики массовых репрессий.
План занятия:
1. Коренные преобразования общественного строя в СССР.
2. Изменения в государственном аппарате в первой половине 30-х годов.
3. Централизация системы правоохранительных органов.
4. Развитие конституционного законодательства. Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г.
5. Основные тенденции развития советского права и политика массовых политических репрессий.