Дисциплина «История государства и права России» играет важную мировоззренческую и воспитательную роль в системе подготовки специалиста. Она является одной из основополагающих дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, поэтому преподаватель, помимо обучения основам дисциплины, должен помочь студентам овладеть новыми для них навыками (работа с памятниками права, конспектирование лекционного материала и первоисточника, оформление научного аппарата рефератов).
При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль над усвоением пройденного материала. Лекции можно организовать как в традиционной форме, так и в форме лекции-собеседования, лекции-дискуссии. В последнем случае студенты должны получить заранее электронный вариант текста лекции с предлагаемыми для дискуссии вопросами. Возможно проведение лекции-экскурсии с использованием информационных технологий.
При поведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов или ответов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим занятиям. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
|
В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы в традиционной форме письменного ответа на поставленные вопросы либо в форме тестирования.
Занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль над работой студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.
Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.
В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.e.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование истории отечественного государства и права, а также учебных и учебно-методических материалов, что может быть эффективно использовано для преподавания дисциплины. Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.
|
В организационной части преподаватель доводит до студентов следующее:
a) о тенденциях развития учебной дисциплины и особенностях его изучения;
b) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу унтверситета;
c) кратко знакомит с основными разделами дисциплины и формами промежуточного и основного контроля знаний по итогам проведенных занятий;
г) сообщает о формах проведения лекционных и практических занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.
В методической части основное внимание преподавателя обращается на:
a) ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины: с примерными темами рефератов, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к экзамену;
b) знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;
c) обращение внимания студентов на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях (например, при определении характера общественного и государственного строя различных периодов, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании), при сдаче экзамена и подготовке рефератов;
г) необходимость повторения тех разделов гуманитарных и общеправовых фундаментальных дисциплин (философия, история, теория государства и права), знание которых является важным для успешного усвоения курса.
|
Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:
a) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;
b) об особенностях работы в электронных библиотечных системах;
c) о порядке поиска зарубежных источников информации по истории отечественного государства и права.
Заключительная часть вводного занятия должна включать:
a) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины;
b) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;
c) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и практических занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.
При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на овладение студентами профессиональным понятийным аппаратом, в связи с чем уделить в течение лекции время для записи новых терминов и их значения. На практических занятиях следует уделить внимание формированию навыков работы с нормативными актами, памятниками права, толкованию отдельных норм и анализу различных институтов отечественного права. Целесообразно заранее на предшествующем занятии рекомендовать студентам перечень памятников права, с текстами которых они должны будут ознакомиться самостоятельно и проанализировать по вопросам практического занятия.
В ходе изучения дисциплины возможно применение активных и интерактивных методов обучения: проведение внутри- и межвузовских научных конференций, в том числе с использованием информационных технологий; организация «круглых столов» по проблемам истории и современного развития отечественного государства и права; конкурсов и др. Данные методы обучения в первую очередь можно применять при проведении практических занятий, в ходе которых, разделив студентов на группы, дать задание подготовить презентацию по определенной теме или использовать ролевые игры для лучшего усвоения пройденного материала. Помимо пассивного рассмотрения казусов по различным памятникам права и разгадывания предложенных преподавателем ребусов и кроссвордов по Истории отечественного государства и права, можно привлечь студентов к составлению новых казусов, кроссвордов и ребусов. Активной формой лекционного занятия можно считать проведение лекции-экскурсии, а также лекции-презентации с привлечением к ее подготовке и проведению наиболее подготовленных студентов. В учебном процессе такие занятия должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.
Самостоятельная работа заключается в написании рефератов, подготовке к практическим занятиям и экзамену. Рефераты могут быть написаны как по темам лекционных и практических занятий, так и по дискуссионным научным проблемам истории отечественного государства и права. Тему реферата и его план студент должен заранее обсудить с преподавателем.
Дисциплина История государства и права России решает следующие задачи:
обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и терминов, используемых в историко-правовой науке;
- получение студентами общих историко-правовых знаний в области отечественного государства и права, способствующих пониманию особенностей функционирования современных российских государственно-правовых институтов, их связей с историко-правовым наследием страны;
-обучение студентов аргументированному и методологически грамотному обоснованию позиции по проблемным и недостаточно исследованным вопросам истории отечественного государства и права;
- приобретение студентами знаний и опыта, способствующих установлению причинно-следственных связей между различными явлениями, изучаемых историко-правовых процессов;
- передача студентам знаний, ориентированных на их практическое применение;
- формирование понимания у студентов основных проблем истории отечественного государства и права;
- становление необходимой базы знаний для возможного продолжения обучения.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами необходимых компетенций.
При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом.
Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, компьютерные симуляции, ролевые игры.
Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:
1. Содержательные принципы обучения:
- гражданственности;
- научности;
- воспитывающего обучения;
- фундаментальности и прикладной направленности обучения;
2. организационно-методические принципы обучения:
- преемственности, последовательности и систематичности;
- единства группового и индивидуального обучения;
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- сознательности и творческой активности;
- доступности при достаточном уровне трудности;
- наглядности;
- продуктивности и надежности.
На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:
- проблемные семинары;
- тематические семинары;
- практикумы.
Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:
- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, практических занятий);
– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;
- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: мозговой штурм, решение проблемной ситуации, дискуссия, тренинг, средства обучения: помещения, оборудование, мебель, учебники, раздаточный материал, наглядные пособия, компьютеры, локальные и глобальные компьютерные сети, модели, мультимедийные презентации.