Классификация конфликтов.




Существуют различные классификации конфликтов, что вполне естественно: многогранность и сложность этого явления позволяют выбирать разные основания для их характеристики. Для условий групповой изоляции наиболее характерны следующие виды конфликтов

1. внутриличностный конфликт — столкновение между примерно равными по силе, но противоположными по направлению интересами, потребностями, влечениями одного человека.

2. межличностный конфликт — когда два или более члена одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.

Межличностные конфликты разделяются на

1. конфликты, возникающие как реакция на препятствие к достижению основных целей трудовой деятельности:

2. конфликты, возникающие как реакция на препятствие к достижению личных целей, не связанных с трудовой деятельностью

3. конфликты, возникающие как реакция на поведение, не соответствующее нормам отношений и поведению людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающим их ожиданиям;

4. конфликты, возникающие в силу личных особенностей членов коллектива

В зависимости от продолжительности конфликты разделяют на непродолжительные, продолжительные и затяжные.

Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:

1. длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);

2. объем (личные, локальные, глобальные);

3. источник (ложные, субъективные, объективные);

4. средства (насильственные, пассивные);

5. форма (внутренние, антагонистические, внешние);

6. характер (спонтанные, намеренные);

7. по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).

Факторы возникновения конфликтов

Пять факторов возникновения конфликта.

1.Информационный. Когда возникают из-за искажения,сокрытия,нежелательного обнародования(информация,которая приемлена для одной стороны,неприемлема для другой-сплетни,наговор,слухи,сообщения,свидетельские показания)

2.Структурный или объективный.

Когда возникает из-за событий или обстоятельств,которые сложно изменить (законы,положения,война,возврат,климат)

3.Ценностный фактор -принципы,которые человек провозглашает,которым следует,думает,что и другие будут следовать:личностнаясистема ценностей,групповые ценности и семейные,профессиональные,вопросы моральной ценности,религия,идеология).

Фактор отношений.

Когда возникают из –за неудовлетворенности min одной из сторон. На которое оказывают влияние основа отношений(добровольные или принудительные),сущность отношений(зависимые-не зависимые-взаимозависимые),баланс сил в отношениях(равные-сильный-слабый),вклад сторон в отношения(материальные,эмоциональные,поддержка),психологическая совестимость,история отношений.

Поведенческий фактор.

Когда возникают из-за конкретного симиюминутного поведения min 1 из сторон(агрессивное,угрожающее,дискомфорт,провоцирующее)

Причины возникновения конфликтов

Причины конфликта:

1. Потребности и интересы.

2. Убеждения и ценностные ориентации

3. Нарушение коммуникаций

4. Социокультурные барьеры

5. Личностные факторы

6. Разные цели

У всех конфликтов есть несколько причин, которые объединяются в три направления:

1. Вызванные трудовым процессом.

2. Вызванные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений.

3. Вызванные личностным своеобразием членов группы.

Структура конфликта.

Структура конфликта — это совокупность характеристик, обес­печивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компо­нентов и связей конфликт не может существовать как динамиче­ски взаимосвязанная система и процесс.

Один из вариантов струк­туры конфликта — основой, или базой, конфликта явля­ется конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концеп­ции Ф. М.Бородкин и Н.М. Коряк, для того чтобы ситуация пе­реросла в реальный конфликт из потенциально возможной, не­обходимо открытое столкновение, т. е. инцидент. Каждая из про­тивоборствующих сторон, стремясь обладать объектом конфлик­та, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т.е. на выигрыш только одной из сторон

Другой вариант структуры конфликта рассматривается в ра­боте Л. А. Петровской [73, с. 126— 143]. Здесь выделяются следую­щие элементы:

1. стороны (участники) кон­фликта (личности и соци­альные группы);

2. условия протекания кон­фликта (социально-групповая и социально-психологическая среда);

образы конфликтных ситу­аций — идеальные картины конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые оп­ределяют выбор стратегии по­ведения участников. Они влия­ют на содержание их представ­лений, оценок и суждений. Образ конфликтной ситуации включает представления о себе (мотивы, цели, эмоции и т.д.), о противоположной стороне (мотивы, цели, эмоции и т.д.) и о среде, в которой разворачиваются конфликтные взаимоотноше­ния. При этом представление о себе является более сложным, чем об оппоненте, который, как правило,, представляется схематич­ным, поверхностным.

 

Динамика конфликта.

Существует много взглядов относительно структурных компонентов, с помощью которых можно описать конфликт в динамике.

Динамические характеристики конфликта связаны с тем, какие именно события происходят в конфликте. К динамическим характеристикам конфликта относятся стадии конфликта и

Динамика конфликта в целом предусматривает следующие фазы (стадии):

1) возникновение конфликтной ситуации;

2) осознание объективной конфликтной ситуации;

3) инцидент, привод;

4) наступления конфликта;

5) разрешение конфликта.

Ни один конфликт не возникает внезапно. Ему предшествуют открытые или скрытые социально-психологические процессы между личностями или в сознании отдельной личности или какой-то группы. То есть ему предшествует конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это противоречия, накопившиеся связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними.

Анализируя отдельные конфликтные явления, ученые пришли к выводу, что динамика развития и течения конфликта характеризуется следующими параметрами:

- Порогом, то есть крайней мере напряжения, за пределами которой личность или коллектив склонны к конфликту:

- Время наступления конфликта с момента возникновения конфликтной ситуации и времени пребывания личности в конфликте.

Осознание объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными и противоположная сторона отвечает реальным действием или поведением, конфликт становится реальностью. Ведь только восприятия ситуации как конфликтной вызывает соответствующее поведение. Это также означает, что противоречие может быть не только объективной, то есть реальной, но и субъективной, надуманной, то есть такой, которая так только воспринимается. Для того, чтобы конфликт был осознанным, нужен инцидент, то есть такая ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, пренебрегая интересами другой стороны или даже вредя им.

Инцидент - это действия или совокупность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

После того, как конфликт был осознанно, стороны переходят к конфликтному поведению. Конфликтное поведение направлено на то, чтобы помешать противоположной стороне достичь желаемой цели, стремлений, намерений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: