СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ: АЛЛОД, БЕНЕФИЦИЙ, ФЕОД. ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА.




В период сеньориальной монархии в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически его власть распространялась только на королевский домен. При первых Капетингах выборность короля сохраняется, но будущий преемник избирался еще при жизни правящего короля; в 12 в. утверждается порядок передачи королевского трона по наследству. Королевский двор состоял из знатных феодалов и дворцовых слуг, Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов – курии короля. Органы местного королевского управ-я создавались лишь в королевском домене, в крупных сеньориях действовала своя система местного управ-я, замкнутая на соответствующего феодала (герцога, графа, барона). Значительно повысили эффективность королевской власти реформы короля Людовика IX Капетинга (13 в.): 1.Военная реформа – феодальное ополчение в значительной степени было заменено отрядами наемников и городской милиции. 2.Значительное ограничени частных войн между вассалами короля. 3.Из королевской курии выделяются специализированные центральные ведомства. В 1260 г. на базе королевской курии был создан высший судебный орган – Парижский парламент. 4.Введение единых денег во всей Франции. Преобразование сеньориальной монархии в сословно-представительную во Франции обычно датируется 1302 г., когда король Филипп IV созвал Генеральные штаты. Формы феод.землевладения. Дружина франкского короля получала участки принадлежащей народу земли, как подарки, позднее как пожалования чисто феодального характера. Реформы карла Мартелла: конфисковав некоторую часть земель (церковных и монастырских), раздал ее в качестве бенефициев — пожалований. Бенефициарий был обязан являться на военную службу по первому требованию короля: земля была ему вознаграждением за нее. После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого. Хотя отношения между королем и бенефициарием строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, т.к. получатель феода обязывался признавать верховенство сеньора. Они заключались публично. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. Сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. Обязанность вассала выражалась в военной службе на сеньора (до 40 дней в году). Вассал должен был также участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. Денежные выплаты вассала были строго определены: выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выходе замуж старшей дочери. Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни сторон, носили персональный характер. Но вскоре обязанности, связанные с ними, стали передаваться по наследству. Соответственно при уплате сеньору установленного вознаграждения (рельефа) к наследнику переходило и земельное владение, постепенно превращающееся в потомственное. Таким образом, к 11 веку феод (наследственное родовое поместье) утверждается как основная форма поземельной собственности.

Управление городами и суд находились в ведении сеньора или его агентов; в казну сеньора поступали налоги и сборы от городов. В борьбе за вольности города находили нередко поддержку в среде мелкого дворянства, недовольного зависимостью от сеньоров. Интересы короля и городов во многом совпадали: король хотел ограничения власти вассалов, единства страны; города тоже — единство обеспечивало безопасность дорог, широкие рыночные связи, единую и полноценную монету. На этой основе возникает неписаный договор: города дают королю деньги и солдат, короли обеспечивают городам защиту от феодальных притеснений. Положение крестьян: Для этого помещик переводит натуральные повинности в денежные. Свободные и заброшенные земли стремятся заселить кем угодно, лишь бы за них платили. Не расставаясь с прямым насилием, с внеэкономическим принуждением, феодал одновременно задумывается над средствами эк.стимулирования крестьянина — возникает цензива — новая форма крестьянского феодального землевладения. Цензива свободно передается по наследству. Ее можно продать, однако, с тем, чтобы новый хозяин нес те же повинности. И самое главное: за цензиву уплачивается твердый ежегодный денежный взнос (ценз). Во Франции переход к цензиве начался в 13 веке. С течением времени она становится здесь основной формой крестьянского держания.

18.ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВО ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫЛЮДОВИКА IX. В конце периода феод.раздробленности наметилась тенденция к усилению королевск.власти. К этому времени города становятся центрами ремесел и торговли. В соц.отношении городское население не было однородным. Между городским патрициатом и рядовыми горожанами имели место серьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов города выступали почти как единое целое. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисленных сеньориальных владений, на к-ых подчас устанавливались различ.провозные пошлины. Города были опутаны многочисл.поборами и повинностями в пользу феодалов, на земле к-ых они находились. Эта борьба вскоре слилась с движением против феод.раздробленности. В ходе напряженного противоборства, к-ое не раз приобретало форму вооруженных выступлений, ряду городов в конце концов удалось добиться от своих сеньоров городского самоупр-я. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права городского самоупр-я регламентировались особыми док-тами — хартиями, фиксировавшими городские вольности. Фин-ые и иные повинности городов были строго опред-ны, поводов для злоупотреблений со стороны сеньоров стало меньше. Полноправных горожан стали называть буржуа. Коммуны добивались права иметь свою вооружен.силу — городское ополчение. Защищаясь от нападения чужих и «своих» сеньоров, города опоясались мощными городскими стенами. Горожане видели в сильной королевск.власти решающий фактор преодоления феод.раздробленности. Короли также были заинтересованы в городах, к-ые давали им деньги, современное вооружение и дополнит.воен.силу. Союз монархии и городов начал оформляться еще в 10в., но особой значимости достиг в рассматриваемый период, стимулируя усиление королевск.власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля. Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов. Затем постепенно ликвидировался принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю. Монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства, начала расширять свой домен. Уже к концу 13 в. королевский домен, увеличившись в несколько раз, стал самым большим феод.владением Франции, а короли — самыми могущественными среди сеньоров. В их руках сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления королевского домена. Реф-мы Людовика IX. В 13 в. были приняты меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феод.знати. Особ.значение имели реформы Людовика IX. Судеб.реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т. е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевск.суд. В остальных сеньориях были введены так называемые «40 дней короля». В теч. этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевск.суд, к-ый рассматривал их спор по существу. Только по истечении 40 дней, если в суде не удавалось разрешить дело, стороны могли приступать к войне. Для претворения в жизнь этого реш-я почти во все области страны были направлены королевск.судьи. Лично заинтересованные в судебных штрафах и пошлинах, они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращались не только сеньоры, но и все свободные, не довольные решением сеньориального суда. Вскоре рассмотрение дел «высшей юстиции» стало исключит.компетенцией королевских судей. Усложнившиеся ф-ции королевской юстиции потребовали ее организационного обособления. Из Королевской курии была выделена особая судеб.палата — Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией, в основном состояло из профессиональных юристов. Фин.реформа. В королевск.домене в кач-ве глав.расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Благодаря своему высокому кач-ву она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение — Счет.палата. Ведя учет поступлений судебных пошлин, она впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно «прикоснуться» к финансам отдельных сеньорий, а главное — способствовать увеличению доходов короны.

19.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ. «ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС». Период сословно-представит.монархии Этот период хар-ся значит.развитием городской промыш-ти и торговли. Эк.связи между городом и деревней приобретают устойчивый, стабильный хар-р. Наметившаяся специализация сельскохозяйственного и ремесленного произ-ва отдельных районов и городов вела к постепенному упрочнению торговых связей между различ. городами королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их влияние на положение дел в стране. В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начали заменять часть натуральных повинностей и платежей денеж.оброком. Для сеньоров эк-ки наиболее развитых областей был предпочтительнее лично свободный крестьянин — держатель наследственного земельного надела — цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксир.ежегодный денеж.платеж — ценз, выполнять опред.повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучи лично свободным, он мог сменить местожительство и профессию. Но на нового держателя цензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные повинности. Цензива, вскоре ставшая основной формой крестьянского землепользования, содействовала почти полному исчезновению серважа. Но, разумеется, в освобождении сервов от практически крепостной завис-ти огромную роль сыграла многовековая борьба французского крестьянства, к-ому в основном удалось отстоять автономность своего хоз-ва. Большое число сервов выкупилось на свободу. Феодальная эксплуатация, несколько изменив формы, тем не менее оставалась жестокой, что вызывало обострение соц.борьбы в деревне. В середине 14 в. страна была охвачена Жакерией — крестьянской войной. Сословия. В рассматриваемое время завершилось юр.оформление сословий. Все население страны делилось на 3 сословия: 1ое — духовенство, 2ое — дворянство, все остальные свободные- составили третье сословие, к-ое в легальной политич.дея-ти представлял главным образом городской патрициат. Первые два считались привилегированными, что прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, к-ые были возложены на третье сословие. Осн.черты гос.строя. Важные сдвиги в соц.-эк.отношениях обусловили существен.изменения в гос-ве. Вопреки сопротивлению крупнейших феодалов в основном преодолевается феод.раздробленность. С завершением периода феод.раздробленности гос-во приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий — Генеральными штатами (общенациональным органом, имевшим право разрешать введение новых налогов). Создавались более благоприят.условия для формир-я единого общенационального рынка и дальнейшего эк-кого и соц-ного развития страны. Органы гос.власти. Королевская власть. Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феод.раздробленности. Это стало возможным в силу ряда причин. Во-первых, еще более укрепились соц.-эк.основы союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промыш-ти и торговли города смогли оказывать монархии помощь, значительно большую, чем раньше. Во-вторых, вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т. е. подавляющая часть господствующего класса. В условиях подъема антифеодального движения крестьянства дворяне уже не были в состоянии защитить свои интересы с помощью локальных рыцарских ополчений. В сильной королевской власти они видели единственный оплот сохранения своего привилегированного положения. Монархия могла также дать им новые источники дохода, предоставив службу в армии и государственном аппарате. В-третьих, сильная королевская власть была нужна для борьбы с внешним врагом. В этот период Франция подвергалась иностранным нашествиям, ставившим ее подчас на грань национальной катастрофы. Особенно тяжелой для франц.народа была война с Англией и поддерживающими ее некоторыми крупными французскими феодалами (Столетняя война, начало 14 — середина 15 вв.). Только благодаря исключит.усилиям всего народа, выдвинувшим из своей среды таких выдающихся борцов за национальное освобождение, как Жанна д'Арк, была одержана победа.

Ликвидация феод.раздробленности и усиление королевской власти хотя и достигали значительных успехов, но были еще далеки от своего завершения. Сохранились большие, фактически независимые феод.владения. Многие могущественные вассалы хотя и покорились королю, но при удобном случае пытались восстановить утраченную независимость. Провинциальные штаты. Объединение страны могло быть успешно завершено лишь в обновленной гос.-правовой форме, обеспечивающей консолидацию всех сил, выступающих за единое гос-во. Начинают созываться собрания представителей от сословий. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутр. и внеш.политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегос.налоги. Регулярные денеж.поступления позволили правительству сформировать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управ-я. Первые собрания сословного представительства — штаты возникли в отдельных провинциях еще в 13 в. Это были периодически созывающиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов соответствующей провинции. Штаты рассматривали различ.вопросы, главным из к-ых было утверждение денеж.сборов — «помощей». На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. Генеральные штаты. В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий. Его стали называть Генер.штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генер.штаты в важнейший орган гос-ва. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. 1ая палата сост-ла из высшего духовенства. Во 2ую посылали выборных от дворянства. Причем наиб.знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. 3ье сословие выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участвовал городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассматривались раздельно по палатам, где реш-е выносилось простым большинством голосов. Реш-е утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Т.о., привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генер.штаты созывались по усмотрению короля. Но поскольку введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генер.штатов и, в частности, согласия третьего сословия, короли были вынуждены обращаться к ним довольно часто. Духовенство и дворянство от налогов были освобождены и лишь давали согласие на обложение третьего сословия. Великий мартовский ордонанс. Королевская власть часто добивалась от Генер.штабов нужного ей решения. Но были моменты, когда третье сословие могло добиться больших прав, чем право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна переживала один из наиболее глубоких политич.кризисов в своей истории, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как Великий мартовский ордонанс 1357г. В соот-вии с этим док-том сессии Генер.штабов должны были проводиться без предварит.санкции короля. Генер.штабы не только имели исключит.право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правит-ва. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали спец.советников короля. Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генер.штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему удалось. Последовавшее вскоре победоносное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевск.власти. В ее распоряжении были многочисленная наемная армия, бюрократический аппарат управ-я, к-ые содержались за счет постоян.налогов, назначаемых теперь без предварительного одобрения Генер.штатов. Вся власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. Начиная с 15в. Генер.штаты перестают созываться.

20.ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ. РЕФОРМЫРИШЕЛЬЕ. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. В 15 и 16в. странах Запад.Европы складываются абсолют.монархии. Наступает последний период истории феодализма. Предпосылки абсолютизма — зарождение и развитие буржуазных отношений. Промышл-ть вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое произ-во сменяется более крупным. На смену мастеру, создающему изделие от начала до конца, приходит мануфактурное произ-во — технич.разделение труда. По мере роста богатств, сосредоточенных в руках все той же буржуазии, возрастало ее значение в феодальном общ-ве. Благодаря существовавшей во Франции покупке должностей многие представители ее проникают на важные посты в фин. и судебное ведомства. Буржуазия, пополнявшая гос.казну, позволила монарху содержать (независимо от вассалов) наемную армию и наемное же чиновничество, возвыситься до положения самодержца (монарха), обладавшего абсолют. властью. По сравнению с теми успехами, к-ые обнаружились в развитии промышл-ти и торговли, с/х, обремененное феодальными путами, оставалось на низком ур-не. Со времени сословной монархии основной среди многих крестьянских повинностей становится уплата денежного чинша. Отказавшись от собственной запашки, значит.часть дворянства сдавала землю крестьянам на условиях аренды. С возвышением монархии дворянство утрачивает свое прежнее значение. Прекращают сущ-е независимые феодальные сеньории. Управление, зак-во, суд сосредоточиваются в руках правительства и администрации короля. Приходит конец автономии городов. Перестают созываться генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция. В нач.16 в. в полную зависимость от короля попадает и церковь: назначения на церковные должности исходят от короля. Абсолют.монархия во Франции: постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации: полного контроля над всеми провинциями; неограниченной компетенции в издании законов и указов. Гос.власть со всеми ее атрибутами сосредоточивается в руках короля. Не только законы страны, но и ее финансы находятся в полном распоряжении короля. Управ-е страной сосредоточено во дворце — осущ-ет королевский совет. Члены его назначаются и смещаются королем. Они ответственны только перед ним. Решения совета утверждаются королем. Акт 1692 года, которым Людовик XIV объявил продажными все те городские должности, к-ые до того считались выборными. Городам было разрешено, впрочем, выкупать эти должности, что и было сделано. Для заточения в тюрьму не требуется законной формы. Достаточно королевского приказа. Глав.опорой режима была, как и в прежние времена, армия. Набиралась она по жребию из крестьян и горожан, а командовали ею дворяне. Полное торжество неогранич. монархии во Франции было подготовлено реформами министра, управлявшего страной при незначительном Людовике XIII — кардинала Ришелье (первая половина 17в.): упрочение положения и расширение компетенции назначенных из центра чиновников, стоявших во главе провинций — интендантов полиции, юстиции и финансов - были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами и набор в армию, руководство местной полицией. Интендантами намеренно и сознательно назначались лица незнатного происхождения. Они, как правило, были чужими для провинций, которыми управляли. Должности интендантов, в изъятии из общего правила, не продавались. Ришелье заботит мысль о привилегиях дворянства — на офицерские должности он советует назначать только дворян. Все, что он делает против дворян как отдельных лиц, он делает для них как для класса, господство к-ого желает сохранить.Концентрация всей полноты гос.власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Были резко ограничены права парламентов и прежде всего Парижского парламента. Укрепление власти короля сопровождалось резким ростом бюрократического аппарата и усилением его влияния. Гос.совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии». Гос.совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Суд. Одновременно функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. 21. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ. КУТЮМЫ, ИХ КОДИФИКАЦИЯ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО. СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО. УГОЛОВНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. Развитие феод. отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в 6–9 вв., в частности «варварские правды», потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они сильно различались по отдельным положениям и деталям, и право Франции в эпоху Средневековья хар-ся необычайной пестротой. Кол-во кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, сущ-ли местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов.В отношении выражения и изложения юр.норм Франция делилась на 2 части. Юг назывался страной писаного права, север Франции — страной обычного права. Это деление четко сложилось к 13 в. Т.к. южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая. Сохранение писаного права на юге Франции объяснялось также существованием там более развитых эк.отношений. Римское право выступало в кач-ве объединяющего фактора. Наряду с ним в качестве дополнит.источника действовало множество местных кутюмов. На севере Франции в течение нескольких столетий не было создано общих юр.памятников. Господство обычаев в данном регионе не препятствовало применению в случае их неполноты или противоречия римского права, однако сколько-нибудь самостоятельной роли оно не играло. Судебный процесс Средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсутствием писаных источников права. Начиная с 13 в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, составлявшихся юристами-практиками. Во Франции наиболее известными частными кодификациями были Большой сборник обычаев Нормандии 1255 г.; Большой сборник обычаев Франции 1389 г.; книга «Кутюмы Бовези» 1282 г., составитель которой Бомануар считается первым теоретиком французского права. В 14–15 вв. частные сборники обычаев появляются почти во всех провинциях. Все указанные сборники не имели офиц.хар-ра, т. е. не были обязательны для применения. С началом политич. объединения Франции и с укреплением королевской власти все больше ощущается неудовлетворительность правовых источников и делается попытка их упорядочения и официальной редакции. Во второй половине 15 в. и в 16 в. появилось большое кол-во официальных сборников — кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение. С усилением королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы — указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных сеньоров — ассизы. Вещное право. Развитие феодальных отношений хар-лось упрочением системы необычайно сложных и запутанных вещных прав, основным объектом которых была земля. В феодальном праве существовали 2 основных вида вещных прав на землю: право собственности и держание. Аллод как форма земельной собственности имел наибольшее распространение в раннее Средневековье. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, не неся за землю службы, не платя повинностей. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Аллоидальные земли существовали на протяжении всего Средневековья в небольших количествах, однако такая форма землевладения нехарактерна для развитого феодального строя, и аллод всегда оставался как бы за его пределами. В условиях развитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землю были держания — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые держания имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, не передавался по наследству и со смертью бенефициария возвращался собственнику. В период сложившегося феодализма уже не встречаются бенефиции, которые могут быть взяты собственником обратно, они не передаются по наследству. Наиболее распространенными видами земельных держаний становятся феоды (лены). Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений. Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных услуг сеньору. При уступке земли по феодальному договору вассал, однако, не был полным собственником земли, а сеньор не совсем лишался прав на нее. Он мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав на землю. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору. Все эти права принадлежали сеньору как господину земель, из которых был выделен феод. Вассалы имели в отношении феодов полномочия владения и пользования ими. Вассалу принадлежали все доходы с феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо периодические платежи. Феод переходил к наследникам вассала, которые должны были при этом платить пошлину (рельеф) сеньору. Брачно-семейные отношения складывались под влиянием канонического права. Единственной формой брака был церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Кроме достижения определенного возраста, необходимо было учитывать степень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после помолвки с другим лицом или с лицом, не получившим крещения. Семейные отношения строились на принципе власти мужа и отца. Так, на севере Франции взаимоотношения между супругами, а также между родителями и детьми были свободнее. Имущественные отношения строились на общности имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. На юге Франции сохранялась власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял в течение брака и которое возвращалось жене после его смерти.Феодальное право знало наследование и по закону, и по завещанию. Однако в некоторых местностях свобода завещания ограничивалась, запрещалось устранять от наследования законных наследников. В отношении земельной собств-ти повсеместно утвердился принцип майората. Во избежание дробления феода он переходил по наследству к старшему сыну, а при его отсутствии — к старшему в роде.

Уголовное право и процесс. В раннее Средневековье (приблизительно до XV в.) в области уголовных преступлений и наказаний господствовали постановления обычного права. В дальнейшем нормы уголовного права содержались в королевских ордонансах, но ни обычаи, ни ордонансы не исчерпывали всего содержания уголовного права. Значительная часть преступлений — их состав, основания ответственности — устанавливалась судебной практикой. Система выкупа прекратила свое существование. Преступные деяния, по крайней мере, более важные, стали признаваться нарушением общественного порядка и влекли за собой наказания, применяемые гос.властью.Во Франции делается попытка распределить преступные деяния по разрядам. Известный юрист XIII в. Бомануар в своем трактате «Кутюмы Бовези» различает 3 вида преступлений: тяжкие, средние и легкие. К первым он относил ересь, измену, убийство, изнасилование, поджог, кражу и др. Эти преступления наказывались весьма строго, нередко смертью или изувечением. Средние преступления наказывались в основном штрафом, но судья мог присоединить к нему и заключение в тюрьму. 22. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В АНГЛИИ. АНГЛО-САКСОНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА. НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ. РЕФОРМЫГЕНРИХА I И ГЕНРИХА II. 7 англо-саксонских королевств. Англо-саксонские королевства предст-ли собой раннефеодальные монархии, порядок управ-я в к-ых был типичен. Административной единицей являлось графство. По мере становления гос.орг-ции народ. собрания были заменены собраниями графств. В 6–9 вв. важную роль в гос.управ-нии играл совет знати. В 827 г. угроза нападения датчан заставила англо-саксонские королевства объединиться под властью Экберта, короля Уэссекса. С 10 в. это единое гос-во называется Англией. В конце 9 в. королем единого гос-ва стал Альфред Великий. Время правления Альфреда отмечено укреплением гос.орг-ции: важное значение приобретал королевский двор, появилась королевская канцелярия, активное участие в управлении дворцовым хозяйством и гос-вом в целом принимают кравчий, эконом, казначей, капеллан. Король большое внимание уделял зак-ву, судопроизводству, армии. Нормандское завоевание. В 1066 г. Англия подвергается захвату нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Англо-саксонская знать, оказавшая сопротивление завоевателям, была большей частью истреблена, а ее земельные владения стали военной добычей Вильгельма и его баронов. Все, кто получил землю, становились вассалами короля. Среди них различались великие бароны, бывшие крупными землевладельцами, малые бароны, или рыцари, получившие землю на условиях военной службы в пользу короля, и лица, получавшие землю от баронов. Благодаря этому обстоятельству феодальный строй был более четко организован. В Англии действовало правило «вассал моего вассала — мой вассал». Это способствовало значит.усилению центр.власти и в то же время препятствовало развитию децентрализаторских стремлений. Это объясняется тем упорным и продолжительным сопротивлением, к-ое оказало англо-саксонское население захвату и разграблению его земель нормандской знатью. В этих условиях бароны Англии были вынуждены поддерживать королевскую власть и терпеть ее усиление, чтобы держать в повиновении порабощенный народ. Кроме того, земельные владения нормандской знати не составляли единых массивов, они были разбросаны по всей стране, что препятствовало образованию независимых феод. сеньорий. Усилению королевской власти в Англии способствовали огромный земельный фонд короля, а также наличие постоянных налогов. Наконец, в отличие от порядков, существовавших на континенте, вассалы английского короля были обязаны по отношению к нему не только военной службой, но и денеж.взносами. Чтобы не допустить превращения графств в автономные княжества, король запретил шерифам графств иметь в своем должностном округе крупные землевладения — маноры. Короли соблюдали все старинные обычаи и сохранили англо-саксонские учреждения, к-ые способствовали централизации гос.власти. Через 20 лет после завоевания в Англии была произведена перепись населения, земли, скота, орудий труда, получившая название Книги Страшного суда. Перепись преследовала 2 цели: получить сведения, необходимые для сбора гельда — поимущественного налога, и информировать короля о размерах и распределении богатств, земель и доходов его вассалов. Этот доку-т дает точную картину соц.стру-ры Англии и свидетельствует о полной феодализации общ-ва. Т.о., нормандское завоевание имело большое значение для Англии, поскольку содействовало окончательному завершению процесса феодализации; усилило королевскую власть и закрепило политическое единство страны; способствовало усилению связей Англии сконтинентом. Гос.строй. В XII в. королевская власть упрочилась. Но долго так продолжаться не могло. Новые бароны, усилив свои позиции как земельные собственники, стали стремиться к самостоятельности. Первое баронское выступление против королевской власти произошло в правление Генриха I (1100–1135), вынужденного дать баронам Хартию вольностей, послужившую началом конституционных изменений в английском феодальном гос-ве. Со стороны королевской власти были сделаны серьезные уступки, цена которых — относительное спокойствие в гос-ве. В правление Генриха I был усовершенствован центральный гос.аппарат. Королевская курия разделилась на большой совет и постоянный правительственный орган (малую курию). Большой совет созывался 3 раза в год в составе сановников короля, главных его служащих и крупнейших представителей знати страны. В его компетенцию входило давать королю советы по всем вопросам, выносившимся на обсуждение, и заслушивать, решения и законод.акты короля. Обязательной силы рекомендации совета не имели. Однако король был заинтересован в функционировании этого учреждения, поскольку таким путем он мог добиться признания влиятельными феодалами своих политических действий. Малая курия осуществляла высшую судебно-административную и фин.власть. При Генрихе I малая курия распалась на собственно Королевскую курию, выполнявшую функцию верховного судебно-административного органа, и Счетную палату, ведавшую фин.делами короля. Заседания курии возглавлял король, а в его отсутствие — высший юстицитарий. Видное место в управлении занимали канцлер, выполнявший роль гос.секретаря, и казначей, заведовавший королевской казной и возглавлявший Счетную палату. Наряду с укреплением центрального аппарата при Генрихе I усилилась также власть на местах. Эту власть осуществляли шерифы. Гос.аппарат, созданный Генрихом I, получает дальнейшее развитие в царствование Генриха II (1154–1189). Реформы Ге



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: