Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Поэтому, для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие региональные законы. Принимаемые в субъектах Российской Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и рамочному Федеральному закону «Об основах государственной службы РФ».
Как правило, законы субъектов РФ о государственной (и муниципальной) службе соответствующих субъектов РФ определяют следующие важнейшие блоки государственно-служебных вопросов и отношений:
· определение содержания и основных элементов государственной службы субъектов РФ;
· перечисление и конкретизация определённых федеральным законодательством о государственной службе принципов государственной службы субъектов РФ;
· ранжирование государственных должностей в субъекте РФ с учётом соответствующих положений федерального (рамочного) закона о государственной службе;
· разработка и утверждение квалификационных требований по должностям, замещаемым государственными служащими субъектов РФ;
· уточнение перечня прав и обязанностей государственных служащих субъектов РФ;
· установление оснований и видов поощрения государственных служащих субъектов РФ;
· детализация определённых федеральным законодательством порядка, условий и мер дисциплинарной ответственности государственных служащих;
· конкретизация установленных федеральным законодательством ограничений для государственного служащего;
· определение содержания государственной тайны субъекта РФ;
· усиление и уточнение гарантий для государственных служащих, установленных федеральным законодательством;
· закрепление порядка назначения и размеров денежного содержания государственных служащих субъектов РФ на основе норм федерального законодательства;
· дополнение федерального перечня компенсационных выплат и пособий государственным служащим;
· установление условий предоставления и продолжительности дополнительных отпусков и отпусков без сохранения денежного содержания;
· определение процедуры поступления на государственную службу;
· установление порядка проведения государственных квалификационных экзаменов, испытаний, конкурсов на замещение вакантной должности, а также аттестаций государственных служащих;
· детализация правового механизма прекращения государственно-служебных отношений;
· определение условий и процедуры прекращения государственной службы.
Важной особенностью правового регулирования государственно-служебных отношений в субъектах Российской Федерации является необходимость учёта положений федерального законодательства по вопросам государственной службы, а также установление вопросов, по которым в субъектах РФ может осуществляться собственное правовое регулирование.
К последним, например, относятся:
· квалификационные требования к государственным должностям;
· порядок ведения личных дел государственных служащих;
· поощрение государственных служащих;
· обеспечение гарантий для государственных служащих;
· финансирование государственной службы.
Как видим, субъекты РФ могут устанавливать правовое регулирование не самых важных (с точки зрения значимости для практики) государственно-служебных вопросов. Если субъекты РФ при регламентации вопросов государственной службы отступают от указанных вопросов и тем самым превышают их полномочия, то принятый закон необходимо приводить в соответствие с федеральным законодательством.
Таким образом, государственная служба в субъектах РФ должна регулироваться федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, которые не противоречат федеральному законодательству.
Является сомнительной точка зрения, согласно которой правовое регулирование государственной службы в субъектах РФ относится к исключительному ведению субъектов РФ, так как этот вопрос не отнесён законодателем ни к исключительному ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
Поскольку государственная служба приобрела в последние годы преимущественно публичный характер правовой регламентации и, следовательно, является частью административного законодательства, то в соответствии с п.«к» ст. 72 Конституции РФ может быть отнесена к совместному ведению Федерации и субъектов РФ.