План:
1.Задачи анализа объема производства и продаж. Источники и последовательность анализа.
2. Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров.
3. Анализ показателей качества продукции.
4. Анализ производственного брака.
5. Анализ ритмичности производства.
6. Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств.
7. Показатели объемов производства и продаж, их формирование и взаимосвязь.
8. Анализ структуры продукции.
9. Анализ резервов роста объема производства и продаж продукции.
• Цели
• Объекты
• Задачи
• Источники информации
Источники информации:
· бизнес-план предприятия (организации), оперативные планы производства и отгрузки продукции;
· отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
· «Отчет о финансовых результатах»;
· ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
· хозяйственные договоры с покупателями продукции (хозяйственные договоры содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, сроках договора, санкциях за нарушения условий);
· данные первичного бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам: «Выпуск продукции», «Готовая продукция», «Продажи».
Анализ динамики производства валовой продукции:
Коэффициент-дефлятор:
Коэффициент-дефлятор ежегодно устанавливает Минэкономразвития России на следующий календарный год. Коэффициент учитывает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в предшествующем периоде. Коэффициенты-дефляторы применяются для расчета некоторых налогов.
Налоговый режим | ||
УСН | 1,425 | 1,481 |
НДФЛ | 1,623 | 1,686 |
ПСН | 1,425 | 1,481 |
ЕНВД | 1,798 | 1,868 |
Торговый сбор | 1,237 | 1,285 |
Налог на имущество | 1,425 | 1,481 |
Анализ выполнения плана по ассортименту:
Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленный для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП).
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.
Оценка выполнения плана по номенклатуре – сопоставление планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Оценка выполнения плана по ассортименту:
1. Метод наименьшего процента
2. Метод ассортиментных позиций
3. Метод среднего процента.
В части формирования ассортимента производственную программу можно характеризовать следующим множеством показателей:
ПП = (H, A, Ni, S, ПМ, R),
где Н – номенклатура изделий организации; А – ассортимент; Ni – количество единиц товаров каждого наименования по всем позициям номенклатуры и ассортимента; ПМ – производственная мощность организации; R – производственные ресурсы.
Выполнение плана по ассортименту:
Изделие | ТП в пл. ценах, тыс. руб. | Выполнение плана, % | ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. (факт в пределах плана) | |
План. | Факт. | |||
А | 28 800 | 25 200 | 87,5 | 25 200 |
В | 33 600 | 33 264 | 99,0 | 33 264 |
С | 19 200 | 23 176 | 120,7 | 19 200 |
Итого: | 81 600 | 81 640 | 100,049 | 77 664 |
• по способу наименьшего процента (87,5%);
• по удельному весу в перечне наименований (1 позиция из 3-х = 33,3%);
• по способу среднего процента:
где Iаcc - выполнение плана по ассортименту, %;
ВПiпп – фактический выпуск изделий каждого вида в пределах плана;
ВПпл - плановый выпуск продукции.
Методы обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции:
• Бальный метод
рассчитывается средневзвешенный балл качества продукции и сравниваются его фактический и плановый (договорный) уровни.
• Метод роста цен
где Ц0, Цк – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, Ск – себестоимость изделия до и после изменения качества; ВПк – количество произведенной продукции повышенного качества
• Метод снижение доли брака (удельный вес забракованной продукции)
Анализ качества продукции:
• Обобщающие показатели
¾ удельный вес качественной продукции;
¾ удельный вес инновационной продукции;
¾ удельный вес экспорта;
¾ удельный вес аттестованной продукции.
¾ средний коэффициент сортности
• Индивидуальные показатели
¾ полезность (жирность, влажность и т.п.),
¾ надежность (долговечность, безотказность и т.п.),
¾ технологичность (трудоемкость, энергоемкость)
¾ удельный вес продукции определенного качества в общем объеме ее выпуска
• Косвенные показатели
¾ штрафы за некачественную продукцию,
¾ объем и удельный вес забракованной продукции,
¾ потери от брака.
Анализ качества продукции:
1. Виды качества
2. Система качества
3. «Петля» качества
Система критериев для оценки ситуации при разработке и выводе на рынок новых товаров:
- производственные
- сбытовые
- товарные
- рыночные
Анализ брака:
Выпуск брака приводит к:
- росту себестоимости продукции;
- снижению объема товарной продукции;
- снижению прибыли;
- снижению рентабельности;
- ухудшению репутации.
Причины снижения качества продукции:
- плохое качество сырья;
- низкий уровень технологии и организации производства;
- низкий уровень квалификации рабочих;
- низкий технический уровень оборудования;
- аритмичность производства.
Анализ заключается в изучении динамики брака и определении потерь от брака:
Анализ ритмичности производства:
- прямые показатели
- косвенные показатели
Косвенные показатели выполнения плана по ритмичности:
1. Наличие доплат за сверхурочные работы
2. Оплата простоев по вине предприятия
3. Потери от брака
4. Уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции.
5. Наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции
Аритмичность производства:
1. Снижает качество продукции
2. Увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки продукции на складах
3. Замедляется оборачиваемость оборотного капитала
4. Перерасход фонда заработной платы
5. Поступление выручки от продаж с задержкой
6. Уменьшение прибыли и т.п.
Анализ выполнения договорных обязательств и продажи продукции
Анализ структурных сдвигов:
Структура продукции - соотношение отдельных видов изделий в общем их выпуске.
Увеличение удельного веса продаж более дорогой продукции приводит к увеличению выручки от продаж.
Классификация внутрипроизводственных резервов роста объема производства и продаж продукции: