Лекция 8. Анализ и управление объемом производства и продаж




План:

1.Задачи анализа объема производства и продаж. Источники и последовательность анализа.

2. Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров.

3. Анализ показателей качества продукции.

4. Анализ производственного брака.

5. Анализ ритмичности производства.

6. Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств.

7. Показатели объемов производства и продаж, их формирование и взаимосвязь.

8. Анализ структуры продукции.

9. Анализ резервов роста объема производства и продаж продукции.

• Цели

• Объекты

• Задачи

• Источники информации

Источники информации:

· бизнес-план предприятия (организации), оперативные планы производства и отгрузки продукции;

· отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

· «Отчет о финансовых результатах»;

· ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;

· хозяйственные договоры с покупателями продукции (хозяйственные договоры содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, сроках договора, санкциях за нарушения условий);

· данные первичного бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам: «Выпуск продукции», «Готовая продукция», «Продажи».

Анализ динамики производства валовой продукции:

Коэффициент-дефлятор:

Коэффициент-дефлятор ежегодно устанавливает Минэкономразвития России на следующий календарный год. Коэффициент учитывает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в предшествующем периоде. Коэффициенты-дефляторы применяются для расчета некоторых налогов.

Налоговый режим    
УСН 1,425 1,481
НДФЛ 1,623 1,686
ПСН 1,425 1,481
ЕНВД 1,798 1,868
Торговый сбор 1,237 1,285
Налог на имущество 1,425 1,481

Анализ выполнения плана по ассортименту:

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленный для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.

Оценка выполнения плана по номенклатуре – сопоставление планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту:

1. Метод наименьшего процента

2. Метод ассортиментных позиций

3. Метод среднего процента.

В части формирования ассортимента производственную программу можно характеризовать следующим множеством показателей:

ПП = (H, A, Ni, S, ПМ, R),

где Н – номенклатура изделий организации; А – ассортимент; Ni – количество единиц товаров каждого наименования по всем позициям номенклатуры и ассортимента; ПМ – производственная мощность организации; R – производственные ресурсы.

Выполнение плана по ассортименту:

Изделие ТП в пл. ценах, тыс. руб. Выполнение плана, % ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. (факт в пределах плана)
План. Факт.
А 28 800 25 200 87,5 25 200
В 33 600 33 264 99,0 33 264
С 19 200 23 176 120,7 19 200
Итого: 81 600 81 640 100,049 77 664

• по способу наименьшего процента (87,5%);

• по удельному весу в перечне наименований (1 позиция из 3-х = 33,3%);

• по способу среднего процента:

где Iаcc - выполнение плана по ассортименту, %;

ВПiпп – фактический выпуск изделий каждого вида в пределах плана;

ВПпл - плановый выпуск продукции.

Методы обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции:

• Бальный метод

рассчитывается средневзвешенный балл качества продукции и сравниваются его фактический и плановый (договорный) уровни.

• Метод роста цен

где Ц0, Цк – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, Ск – себестоимость изделия до и после изменения качества; ВПк – количество произведенной продукции повышенного качества

• Метод снижение доли брака (удельный вес забракованной продукции)

Анализ качества продукции:

• Обобщающие показатели

¾ удельный вес качественной продукции;

¾ удельный вес инновационной продукции;

¾ удельный вес экспорта;

¾ удельный вес аттестованной продукции.

¾ средний коэффициент сортности

• Индивидуальные показатели

¾ полезность (жирность, влажность и т.п.),

¾ надежность (долговечность, безотказность и т.п.),

¾ технологичность (трудоемкость, энергоемкость)

¾ удельный вес продукции определенного качества в общем объеме ее выпуска

• Косвенные показатели

¾ штрафы за некачественную продукцию,

¾ объем и удельный вес забракованной продукции,

¾ потери от брака.

Анализ качества продукции:

1. Виды качества

2. Система качества

3. «Петля» качества

Система критериев для оценки ситуации при разработке и выводе на рынок новых товаров:

- производственные

- сбытовые

- товарные

- рыночные

Анализ брака:

Выпуск брака приводит к:

- росту себестоимости продукции;

- снижению объема товарной продукции;

- снижению прибыли;

- снижению рентабельности;

- ухудшению репутации.

Причины снижения качества продукции:

- плохое качество сырья;

- низкий уровень технологии и организации производства;

- низкий уровень квалификации рабочих;

- низкий технический уровень оборудования;

- аритмичность производства.

Анализ заключается в изучении динамики брака и определении потерь от брака:

Анализ ритмичности производства:

- прямые показатели

- косвенные показатели

Косвенные показатели выполнения плана по ритмичности:

1. Наличие доплат за сверхурочные работы

2. Оплата простоев по вине предприятия

3. Потери от брака

4. Уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции.

5. Наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции

Аритмичность производства:

1. Снижает качество продукции

2. Увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки продукции на складах

3. Замедляется оборачиваемость оборотного капитала

4. Перерасход фонда заработной платы

5. Поступление выручки от продаж с задержкой

6. Уменьшение прибыли и т.п.

Анализ выполнения договорных обязательств и продажи продукции

Анализ структурных сдвигов:

Структура продукции - соотношение отдельных видов изделий в общем их выпуске.

Увеличение удельного веса продаж более дорогой продукции приводит к увеличению выручки от продаж.

Классификация внутрипроизводственных резервов роста объема производства и продаж продукции:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: