События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны и области, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм в некоторых случаях стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание взаимного уважения и ответственности народов, проживающих как на территории Российской Федерации, так и на территории области. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на областном уровне острейших проблем по созданию системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В целях объединения усилий исполнительных органов государственной власти области и учреждений области, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая политика в области патриотического воспитания и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.
|
Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотического сознания граждан в области.
Героические события отечественной истории, истории области, выдающиеся достижения наших соотечественников и земляков в области политики, экономики, науки, культуры, религии, спорта и других областях еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в области.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Создание такой системы гражданско-патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, различных общественных объединений по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.
|
В настоящее время бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. Нет стандартного легкоатлетического манежа и стандартного бассейна, городской лыжной базы и др. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало малодоступными многие учреждения ФКиС.
Не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды спорта и здорового образа жизни молодежи города Иркутска.
В последние годы ухудшилось состояние здоровья молодежи, увеличилось количество людей, принимающих наркотики, злоупотребляющих алкоголем.
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение уровня здоровья во всех возрастных группах населения и увеличение их инвалидизации. Недостаточность развития ФКиС в городе ставит ряд существенных вопросов, которые необходимо решать в ближайшее время. Деятельность в сфере решения проблем молодежи не обеспечена необходимой законодательной и нормативной базой на всех уровнях. Имеющиеся законы не обеспечиваются должным финансированием. За последние годы возникли частные физкультурно-оздоровительные организации, деятельность которых не подвергается никакому профессиональному контролю из-за отсутствия нормативных актов по лицензированию физкультурно-спортивной деятельности.
|
Материально-техническая база физической культуры, спорта города (стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы, спортивные лагеря и др.) в техническом отношении изношена, морально устарела, оборудована старым энергоемким оборудованием, не хватает площадей для организации работы с населением, недостаточно оснащена современным спортивным инвентарем и тренажерами. За счет высокого энергопотребления и низкой пропускной способности спортивных баз повышается стоимость предоставляемых услуг населению, что также негативно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности спортивных сооружений, на организации и проведении в них физкультурно-оздоровительной, спортивной работы.
Подавляющее большинство спортивных сооружений, оставаясь в государственной собственности разного уровня, перешли на хозрасчетную деятельность, некоторые из них используются не по назначению. Необходимо предусмотреть в бюджете города финансирование на содержание спортивной базы по месту жительства (катки, корты, волейбольные и баскетбольные площадки, теннисные корты), которая нуждается в обновлении, ремонте и обеспечении необходимым спортивным инвентарем. Во многих образовательных учреждениях (школах, средних и высших учебных заведениях) слабое оснащение спортивным инвентарем, спортивной формой для проведения учебных и учебно-тренировочных занятий. Большой проблемой для города является отсутствие организаторов физкультурно-массовой работы в административных округах города, которые могли бы координировать спортивно-массовую работу по месту жительства с населением, в том числе работу по содержанию спортивных сооружений (катков, кортов и т.п.).
Рассмотрим политику местных властей в отношении воспитания молодежи, организации отдыха и досуга в городе Иркутске. В настоящее время бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. По многим видам спорта отсутствует современная, технически оснащенная спортивная база. Существует острая нехватка спортивных залов, спортивных площадок. Нет стандартного легкоатлетического манежа и стандартного бассейна, городской лыжной базы и др. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало малодоступными многие учреждения ФКиС.
Не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды спорта и здорового образа жизни для молодежи и подрастающего поколения.
Во многих образовательных учреждениях (школах, средних и высших учебных заведениях) слабое оснащение спортивным инвентарем, спортивной формой для проведения учебных и учебно-тренировочных занятий.
Большой проблемой для города является отсутствие организаторов физкультурно-массовой работы в административных округах города, которые могли бы координировать спортивно-массовую работу по месту жительства с населением, в том числе работу по содержанию спортивных сооружений (катков, кортов и т.п.).
Основной целью реализации любой социально – экономической политики является формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В рамках реализации молодежной политики на последующие годы предлагается решение следующих основных задач:
§ развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, творчества, отдыха, спорта и туризма;
§ профилактика негативных тенденций в молодежной среде и социальная адаптация молодежи;
§ социальная защита учащейся и работающей молодежи;
§ поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи;
§ формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи;
§ поддержка детских и молодежных общественных организаций;
§ содействие решению проблем молодежной занятости, развитие движения студенческих отрядов;
§ формирование в молодежной среде уважительного отношения к традиционным семейным ценностям, институту брака и материнства;
§ кадровое обеспечение государственной молодежной политики, повышение квалификации специалистов по работе с молодежью администрации г. Иркутска.
§ Усиление влияния муниципальной системы образования на социально - культурную ситуацию в городе;
§ Предоставление населению широкого спектра образовательных услуг с учетом экономических, социальных, культурных и национальных особенностей города
§ Создание условий для реализации конституционных прав граждан на получение качественного и доступного образования
§ Улучшение материально - технической базы образовательного комплекса города.
§ Создание привлекательного имиджа МОУ г. Иркутска, повышение их престижности на основе востребованности качества образовательных и иных услуг
§ Совершенствование системы развития одаренных детей в г. Иркутске
§ Создание системы непрерывного и дистанционного образования
§ Развитие системы социальной реабилитации детей с отклонением в развитии
§ Совершенствование системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности детей и подростков в г. Иркутске
§ Сохранять здоровье подрастающего поколения города
§ Формировать у детей и подростков устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья природы и социума
§ Создание единой эффективно действующей системы социально - психологической помощи учащимся, их родителям, педагогическим работникам МОУ
§ Оценка воспитательного потенциала и возможностей социума города
§ Активизировать творческую деятельность учащихся через систему дополнительного образования
§ Обеспечение нравственного воспитания на основе историко - культурных особенностей региона, города (диалог культур)
§ Закрепление и развитие системы традиций и праздников как культурологического фундамента развития МОУ
§ Повышать воспитательные возможности семьи
§ Развитие инновационных образовательных учреждений, программ и технологий
§ Развивать и внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии
§ Повышать социальный статус и уровень профессиональной компетенции руководящих и педагогических кадров
§ Оптимизировать взаимодействие муниципальной системы образования с другими общественными институтами
§ Повысить эффективность работы с родительской общественностью
§ Модернизировать библиотечные фонды и оптимизировать доступ к информации
§ Создать единую систему образовательной статистики и мониторинга образования
§ Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта (далее - ФКиС)
§ Основная цель проекта в области ФКиС - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление спортсменов на крупных международных спортивных соревнованиях.
Особенно важно развитие детско-юношеского спорта. Тем более, что ФКиС могут быть действенными средствами приобщения молодежи к здоровому образу жизни и являться методами профилактики и борьбы с асоциальными явлениями в жизнедеятельности горожан. Последнее обусловливает недопустимость недооценки роли и места ФКиС в жизнедеятельности города.
§ Улучшить физическое состояние горожан, заложить основы формирования здорового и гармоничного развития подрастающего поколения.
§ Увеличить занятость детей, молодежи и других горожан ФКиС, отвлечение их от вредных привычек, асоциального поведения и снижение детской и подростковой преступности.
§ Наличие спортивной базы для занятий ФКиС (спортивные сооружения, оборудование, кадры, информационно-пропагандистская деятельность) позволит увеличить количество проводимых мероприятий по видам спорта в городе, их массовости и, как следствие этого, увеличение занимающихся ФКиС.
§ Создать привлекательный имидж здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальная молодежная политика города Иркутска – составная часть социально-экономической политики, которая отражает отношение органов муниципальной власти к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные основы становления и развития молодых граждан, способствует наиболее полной реализации их способностей в интересах общества и города, развитию молодежных движений и инициатив.
Молодежь является важнейшей социально-демографической группой, в структуре населения города Иркутска, основным стратегическим ресурсом городского развития.
В настоящее время бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. По многим видам спорта отсутствует современная, технически оснащенная спортивная база. Существует острая нехватка спортивных залов, спортивных площадок.
В рамках реализации молодежной политики на последующие годы предлагается решение следующих основных задач:
§ развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, творчества, отдыха, спорта и туризма;
§ профилактика негативных тенденций в молодежной среде и социальная адаптация молодежи;
§ социальная защита учащейся и работающей молодежи;
§ поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи;
§ формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 марта 1996 г. // Сборник документов: Государственная молодежная политика. – Иркутск, 1998.- С. 22-59.
2. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации: Учебное пособие для педагогических институтов / Под ред. В.А. Сулемова.- М: Просвещение. - 1983. – 356 с.
3. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту: на 2002- 2004 г.г.: Городская целевая программа на 2002-2004 г.г. – 24 с.
4. Молодежь Иркутской области: Государственный доклад. – Иркутск, 2002. – 156 с.
5. Молодежь Иркутской области: Государственный доклад. – Иркутск, 2003. – 144 с.
6. Молодежь Иркутской области: Государственный доклад. – Иркутск, 2004. – 106 с.
7. Молодежь СССР: Статистический сборник / Госкомстат СССР. – М.: Финансы и статистика. – 1990. – 255 с.
8. Молодежь муниципального образования город Иркутск: Программа на 2008-2009 г.г. – 15 с.
9. Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области: Закон Иркутской области от 11 июля 2001 г. № 35-оз // Сборник № 2: Молодежная политика. – Иркутск, 2002. – С. 4-19.
10. Об оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования: Постановление мэра ГОРОДА ИРКУТСКА от 30.12.2004 г. № 1149.
11. Об организации круглогодичного отдыха, оздоровления детей и подростков в 2005 году: Распоряжение Губернатора Иркутской области от 31.01.2005 г. № 55-ра. – 6 с.
12. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 // Сборник документов: Государственная молодежная политика. – Иркутск, 1998.- С. 4-12.
13. Об утверждении городской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту» на 2004- 2009 г.г.: Постановление мэра города Иркутска от 13.11.2008 г. № 795.
14. Об утверждении «Мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи» на 2002-2006 г.г.: Постановление мэра города Иркутска от 23.04.2002 г. № 344.
15. Об утверждении программы «Молодежь города Иркутска» на 2002-2004 г.г.: Решение Думы городского муниципального образования от 18.04.2008 г. № 26/3 ДГ.