Принципы развития музыкального материала:
1. Повторение а) простое (применяется однократно)
б) измененное-варьирование
Слово “вариация”-латинского происхождения и означает “изменение”. Мы используемся этим словом и близкими ему “вариант”, “варьировать”.
2. Секвенция - последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте. Полное проведение секвенцируемого оборота именуется «звеном».
3. Имитация – повторение мелодии в другом голосе.
Способы варьирования:
· Мелодия (фигурации)
· Ритм
· Гармония
· Динамика
· Лад
· Фактура
· Тембр
· Форма
Глинка М.И. Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.).
Представляет собой вариации на две русские народные песни, разработанные поочередно. Первая из них – свадебная «Из-за гор, гор высоких», вторая – плясовая «Камаринская».
Свадебная_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плясовая__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Меняется ли образ в зависимости от изменения лада, динамики, регистра?
Чайковский П.И. Симфония №4, финал (фрагмент) (1877г.).
Какая русская народная песня звучит в финале четвертой симфонии?
___________________________________________________________
Изменяется ли первоначальный характер темы?
___________________________________________________________
При помощи каких выразительных средств достигается изменение характера темы?
_________________________________________________________________________
Шостакович Д.Д. Симфония №7 «Ленинградская»(1941г.),
Эпизод нашествия.
Эпизод нашествия построен в форме вариаций на мелодически неизменную тему (тема +11 вариаций). Это пример тембровых вариаций.
|
Какой музыкальный образ рисует эта тема?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: проанализируйте пьесу из репертуара по специальному инструменту (музыкальный образ, характер, развитие тем, элементы музыкальной речи)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 10
Итоговый урок
1. Вспомните три выразительных средства музыки по данным первым буквам:
а) Д________________________
б) М______________________
в) Ш__________________________
2. Впишите соответствующие определениям музыкальные термины:
а)________________ - это организованное чередование звуков различных длительностей.
б) ___________________ - это равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке.
в) ___________________ - это цифровое выражение метра в музыке.
3. Дайте определение следующим понятиям:
а) Темп - ______________________________
б) Тональность - ________________________
в) Тембр - ______________________________
4. Вставьте пропущенные слова, сравните их:
а) Создавая музыку, композитор использует мажорные и минорные ______________
б) ______________ - это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.
в)
Хорошо, когда дело_______________________, когда в семье ________________, когда платье ______________________сшито.
|
5. Еще одно выразительное средство музыки имеет несколько значений:
Это: а) наука об аккордах,
б) аккордовое сопровождение мелодии,
в) созвучие, стройность, соразмерность.
6. Придумайте названия к пьесам, которые звучали бы:
а) в нижнем регистре______________________________
б) в верхнем регистре______________________________
7. Напишите названия мужских голосов по данным начальным буквам:
а) Т_____________________
б) Б_____________________
в) Б_____________________
8. Названия женских голосов: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, лирическое сопрано, контральто. Подчеркните одной чертой название самого низкого женского голоса, двумя чертами – название самого высокого женского голоса.
9. Распределите термины (форте, аллегро, пианиссимо, мажор, стаккато, нон легато, пиано, модерато, легато, пентатоника) по следующим разделам:
а) Темпы___________________________________________________
б) Динамические оттенки____________________________________________________
в) Штрихи__________________________________________________
г) Лады_____________________________________________________
10. Напишите музыкальные термины, которые начинаются с буквы «А» и обозначают:
а) Медленный темп__________________________
б)Умеренный темп___________________________
в) быстрый темп____________________________
Кроссворд:
Урок 11
Музыкальные тембры. Орган.
Тембр - (франц. timbre), что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.
|
Орган.
Орган (лат.organ) – инструмент. Старинный клавишно-духовой инструмент. Имеет многовековую историю развития.
Предки: флейта Пана, волынка.
Строение: клавиатуры (2-5) для рук (мануалы),
клавиатура для ног – педаль
переключатели регистров
трубы (до 11000) - от30 см до 4 м
механизм для нагнетания воздуха
Органисты: Букстехуде, Фрескобальди, Бах, Гродберг.
Величайшим органистом своего времени был И.С. Бах.
Слушание: Бах Токката и фуга ре минор
Задание: написать сочинение «Слушая орган».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 12