Создание образа с помощью вариационного развития темы.




Принципы развития музыкального материала:

1. Повторение а) простое (применяется однократно)

б) измененное-варьирование

 

Слово “вариация”-латинского происхождения и означает “изменение”. Мы используемся этим словом и близкими ему “вариант”, “варьировать”.

 

2. Секвенция - последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте. Полное проведение секвенцируемого оборота именуется «звеном».

3. Имитация – повторение мелодии в другом голосе.

Способы варьирования:

· Мелодия (фигурации)

· Ритм

· Гармония

· Динамика

· Лад

· Фактура

· Тембр

· Форма

 

Глинка М.И. Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.).

Представляет собой вариации на две русские народные песни, разработанные поочередно. Первая из них – свадебная «Из-за гор, гор высоких», вторая – плясовая «Камаринская».

Свадебная_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плясовая__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Меняется ли образ в зависимости от изменения лада, динамики, регистра?

 

Чайковский П.И. Симфония №4, финал (фрагмент) (1877г.).

Какая русская народная песня звучит в финале четвертой симфонии?

___________________________________________________________

 

Изменяется ли первоначальный характер темы?

___________________________________________________________

 

При помощи каких выразительных средств достигается изменение характера темы?

_________________________________________________________________________

 

Шостакович Д.Д. Симфония №7 «Ленинградская»(1941г.),

Эпизод нашествия.

Эпизод нашествия построен в форме вариаций на мелодически неизменную тему (тема +11 вариаций). Это пример тембровых вариаций.

 

Какой музыкальный образ рисует эта тема?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: проанализируйте пьесу из репертуара по специальному инструменту (музыкальный образ, характер, развитие тем, элементы музыкальной речи)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 10

 

Итоговый урок

1. Вспомните три выразительных средства музыки по данным первым буквам:

а) Д________________________

б) М______________________

в) Ш__________________________

 

2. Впишите соответствующие определениям музыкальные термины:

а)________________ - это организованное чередование звуков различных длительностей.

 

б) ___________________ - это равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке.

 

в) ___________________ - это цифровое выражение метра в музыке.

 

3. Дайте определение следующим понятиям:

а) Темп - ______________________________

 

б) Тональность - ________________________

 

в) Тембр - ______________________________

 

4. Вставьте пропущенные слова, сравните их:

а) Создавая музыку, композитор использует мажорные и минорные ______________

б) ______________ - это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

 

 

в)

Хорошо, когда дело_______________________, когда в семье ________________, когда платье ______________________сшито.

 

5. Еще одно выразительное средство музыки имеет несколько значений:

Это: а) наука об аккордах,

б) аккордовое сопровождение мелодии,

в) созвучие, стройность, соразмерность.

6. Придумайте названия к пьесам, которые звучали бы:

а) в нижнем регистре______________________________

б) в верхнем регистре______________________________

7. Напишите названия мужских голосов по данным начальным буквам:

а) Т_____________________

б) Б_____________________

в) Б_____________________

8. Названия женских голосов: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, лирическое сопрано, контральто. Подчеркните одной чертой название самого низкого женского голоса, двумя чертами – название самого высокого женского голоса.

 

9. Распределите термины (форте, аллегро, пианиссимо, мажор, стаккато, нон легато, пиано, модерато, легато, пентатоника) по следующим разделам:

а) Темпы___________________________________________________

б) Динамические оттенки____________________________________________________

в) Штрихи__________________________________________________

г) Лады_____________________________________________________

10. Напишите музыкальные термины, которые начинаются с буквы «А» и обозначают:

а) Медленный темп__________________________

б)Умеренный темп___________________________

в) быстрый темп____________________________

 

 

Кроссворд:

 

Урок 11

Музыкальные тембры. Орган.

Тембр - (франц. timbre), что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

Орган.

Орган (лат.organ) – инструмент. Старинный клавишно-духовой инструмент. Имеет многовековую историю развития.

Предки: флейта Пана, волынка.

Строение: клавиатуры (2-5) для рук (мануалы),

клавиатура для ног – педаль

переключатели регистров

трубы (до 11000) - от30 см до 4 м

механизм для нагнетания воздуха

Органисты: Букстехуде, Фрескобальди, Бах, Гродберг.

Величайшим органистом своего времени был И.С. Бах.

Слушание: Бах Токката и фуга ре минор

Задание: написать сочинение «Слушая орган».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Урок 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: