Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы. Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Знаки препинания в музыке – цезуры.
Признаки цезуры: а) остановка на более долгом звуке
б) любая повторность (ритм, мелодия) точная, вариантная, которая создает ощущение начала нового построения
в) пауза в конце построения.
Интонация – основной строительный материал, частичка мелодии, попевка, мелодический оборот из двух звуков. Интонации складываются в мотивы.
Мотивы – однотакты с одним акцентом, незаконченные звенья мелодии. Мотивы складываются во фразы.
Фразы – 2-такты с относительно законченной мыслью, объединяющие два или более мотивов.
Предложение – крупная часть периода, музыкальная мысль, завершенная каденцией.
Каденция – последовательность звуков или аккордов, завершающая построение. Каденции бывают: полные совершенные, завершающиеся на тонической приме. Полные несовершенные – на тонической терции или квинте. Половинные – на доминанте (внутри построения).
Период - наименьшая законченная музыкальная форма. Изложение одной мысли. Обычно состоит из двух предложений. Строение:8+8, 16+16, 4+4. Виды: квадратный повторного строения: а+а
Квадратный неповторный: а+в (а+ в+с)
Периоды бывают однотональные и модулирующие.
Область применения: а) как часть более крупной формы;
б) в виде самостоятельного произведения
Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом», Ф.Шопен Прелюдии №7,№20.
Период
Предложение предложение
Фраза фраза фраза фраза
Мотив мотив мотив мотив
Задание: Найти период в произведении из своего репертуара.
|
Урок 20
Простая двухчастная форма
Простой двухчастной называется форма, состоящая из двух периодов. Возникла в народно-песенном творчестве, затем перешла в инструментальную музыку.
Первый период Второй период
с репризой
A а1 с а1
A b c b1
A b c a1
без репризы
а а1 с b
a b c d
Строение: 8+8+8+8, или 4+4+4+4, реже 16+16+16+16
Тональный план: T - D – D – T
Разновидности: а) безрепризная (из двух разных периодов)
б) репризная (в которой во втором периоде повторяется одно из предложений первого периода)
Область применения:
а) часть более крупного целого (сложной трехчастной формы, тема вариаций)
в) самостоятельные пьесы – прелюдии, танцы, песни (куплетные), романсы.
Слушание: П. Чайковский «Детский альбом» «Старинная французская песня», «Болезнь куклы».
Задание: найдите простую двухчастную форму в произведении из своего репертуара.
Урок 21
Простая трехчастная форма
А в а
период период период
или
построение срединного характера
Простая трехчастная форма - это форма, первая часть которой – период, вторая (средняя) – период или ряд построений серединно-разработочного характера; третья часть – реприза первой части.
Вторая часть противопоставляется крайним, т.к. вносит известный контраст. Гармоническое строение середины играет большую роль в создании контраста – преобладание неустойчивых звучаний, подчиненных тональностей. Часто заканчивается на D - предыкт.
Реприза – начало совпадает с тональной репризой.
Область применения:
а) составная часть более крупных форм (сложная трехчастная форма)
|
б) широко распространена часто в мелких, а иногда и крупных сочинений (прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, пьесы, песни, романсы, арии)
в) встречается в сонатах, симфониях.
Слушание:
П.Чайковский «Детский альбом»
«Марш деревянных солдатиков»:___________________________________
«Итальянская песенка»____________________________________________
Задание: найдите простую трехчастную форму в произведении из своего репертуара.
Урок 22
Форма Рондо
Рондо – это форма, в основе которой лежит чередование главной темы с различными эпизодами.
А+ В +А+ С +А
рефрен эпизоды
Рондо – старинная форма (от ит., франц. – круг). Глубоко коренится в народной музыке - хороводных песнях, танцах.
Главная тема – рефрен (т.е. припев).
Части между проведениями рефрена – эпизоды..
Характер произведений, написанных в форме рондо – преимущественно празднично – оживленный, есть шутливые, юмористические (Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша», Глинка Рондо Фарлафа).
Область применения:
а) самостоятельное произведение;
б) часть циклического произведения;
в) в русской музыке встречается часто в вокальном жанре.
Слушание: Глинка Рондо Фарлафа,
_______________________________________________________
Моцарт Ария Фигаро «Мальчик резвый»
______________________________________
Бетховен «Элизе»
_____________________________________________
Задание: найдите форму рондо в произведении из своего репертуара.
Урок 24
Вариации
Тема с вариациями – форма, состоящая из первоначального изложения темы и нескольких её повторений в изменённом виде, называемых вариациями.
|
А + А1 + А2 + А3 …
Basso ostinato
Возникли в XVII веке – вариации, основанные на повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас – basso ostinato (упорный бас). Пассакалья и чакона (медленные танцы в трёхдольном размере) – род вариационной формы.
Слушание: Гендель Пассакалья g-moll.
Строгие вариации
XVIII век – новый тип – классические, орнаментальные. Тема – простая, легко узнаваемая, темп умеренный, простая фактура; форма: простая двухчастная с репризой, реже простая трёхчастная, редко – тема период.
Методы варьирования:
1) мелодия подвергается фигурационной обработке; ритмические изменения.
2) гармония (изменяется мало); ладовый контраст.
3) форма, как правило, почти не изменяется.
4) вариации контрастны друг с другом.
5) контраст темпов.
6) вводятся коды.
Слушание: Моцарт соната A-dur, Гайдн симфония №103 II ч.
Свободные вариации
XIX век. (Шуман «Симфонические этюды»)
1) Тема варьируется таким образом, что каждой вариации придаётся индивидуальный характер.
2) Цикл превращается в нечто, подобное сюите.
3) Возможность смены тональностей.
4) Теме придаётся иная форма.
5) Очень большая удалённость от темы.
6)
Глинкинские вариации
Soprano ostinato.
(Персидский хор Глинки, Песня Марфы Мусоргского; Песня Варлаама)
Двойные вариации – вариации на 2 темы.
(Гайдн симфония №103 II ч.; Глинка «Камаринская»)
Оркестровые (тембровые вариации)
Равель «Болеро»
Шостакович Эпизод нашествия.
Задание: найдите форму вариаций в произведении из своего репертуара.
Урок 25