Музыкальный язык, элементы музыкальной речи
1. Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль.
Ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.
3. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию.
4. Лад -объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу (мажор, минор).
5. Фактура - музыкальная ткань произведения, склад, устройство
(подголоски, бас, мелодия).
6. Темп - это скорость движения.(Allegro, Adagio, Moderato)
7. Динамика – громкость звучания (форте, пиано).
8. Штрихи - способы извлечения звука(Legato, staccato).
9. Регистр – отрезок диапазона (верхний, средний, нижний).
10. Тембр - окраска звука.
Задание: а) повторите элементы музыкальной речи. Найдите их в пьесе, которую вы играете.
б) Решите кроссворд
- Музыкальная мысль, выраженная одноголосно
- Часть звукового диапазона
- Высотное положение лада
- Объединение устойчивых и неустойчивых ступеней в одну систему.
- Скорость исполнения музыки
- Способы звукоизвлечения
- Способ изложения музыкального материала
- Аккорды и их последовательность
Урок 2
Музыкальный язык
Бородин А.П. Симфония №2 «Богатырская», часть.1, экспозиция.
Александр Порфирьевич Бородин (1833 — 1887) — русский учёный-химик и композитор. Входил в балакиревский кружок («Могучую кучку»). Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876).
Экспозиция (показ) – первый раздел сонатной формы.
Охарактеризуйте основные темы I части.
Главная партия: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Побочная партия:
__________________________________________________________________
Задание: запишите основные произведения А. Бородина.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 3
Контраст тем - контраст элементов музыкальной речи
Глинка М. И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», экспозиция
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - создатель русской музыкальной классики.
Опера «Руслан и Людмила» была окончена в 1842 году. Эта сказочно-эпическая опера - вторая вершина оперного творчества Глинки. Вспомните, на чей сюжет написана опера? Каково ее содержание?
Увертюра (ouverture в переводе с французского - начало, открытие) - нструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опера, балет, оперетта, драма).
Уже в увертюре оперы раскрывается идея произведения – торжество светлых сил жизни. Музыка эта проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества. Написана в сонатной форме.
Тема всупления:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главная партия:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Побочная партия:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните общие элементы в контрастныхтемах.
Задание: выпишите основные произведения Глинки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 4
Образное содержание тем и особенности музыкального языка
Прокофьев С.С. Симфония №7,часть1, экспозиция
Прокофьев – крупнейший русский композитор XX века. Пианист, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1947).
Симфония №7 была написана в 1951-1952 годы. Это последнее законченное крупное произведение композитора. Симфония для детей – таков был первоначальный замысел. Но в процессе работы он изменился.
I часть – Неторопливая (Moderato). Написана в сонатной форме и основана на трех ярко индивидуальных темах.
Главная партия:____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Побочная партия:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключительная партия:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: выпишите основные произведения Прокофьева.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 5