Мой преподавательский опыт научил меня тому, что если я говорю: «Попробуйте воздержаться от критических мыслей в отношении своего творчества» или предлагаю слушателям быть терпимее к себе, пока они учатся, это ничего не дает. Произносить вслух подобные рекомендации бессмысленно, и причина заключается в том, что слова рациональны, тогда как готовность отсрочить критический разбор своего творчества на потом к числу рациональных феноменов не относится. Это феномен эмоциональный, и, чтобы обрести реальную оболочку, он должен быть воплощен во что-то реальное, особенно когда речь идет о рисовании. В области рисования нам всем свойственно ощущать себя особенно неадекватными, поэтому мы всегда очень критично относимся к своим попыткам рисовать. Я наблюдала это многократно. Пытаясь выразить что-либо визуально, тем более работая в группе, мы всегда сильно извиняемся и легко сдаемся. Я обнаружила, что для того, чтобы помочь людям справиться с этим понятным, но контрпродуктивным поведением, полезно просто облачиться в их шкуру и подать пример. Я должна наглядно показать своим слушателям, что значит терпимо относиться к себе, и потом дать им попробовать. Это оказывается гораздо эффективнее, чем изрекать банальности, потому что я сама рисовальщица никудышная[29], так что мы с моими учениками оказываемся примерно на равных[30]. Чтобы продемонстрировать свое безразличие к истинным художественным талантам в контексте революции (а это очень важное уточнение), я предлагаю слушателям следующее упражнение.
Это упражнение содержит в себе больше уроков, чем кажется, самый важный из которых мы разберем в следующей главе. Но 3 вывода присутствующие делают мгновенно:
|
1. Наша преподавательница действительно не умеет рисовать.
2. Ее это, похоже, не заботит.
3. Она предлагает и нам терпимо относиться к своему неумению рисовать, чтобы это не мешало нам учиться. А по размышлению слушатели обнаруживают и другие, более глубокие смыслы:
4. Нашу преподавательницу не заботит ее неумение рисовать, потому что смысл инфодудлинга и визуального мышления вовсе не в умении рисовать, а в умении мыслить!
5. Быстрая визуализация слов и понятий – что является фундаментальным навыком в данном случае – на самом деле требует примитивного, даже неряшливого рисования, учитывая ограниченность времени.
6. Слова и образы дополняют друг друга. Нет необходимости знать, как на самом деле выглядят нанотехнологии. Нужно лишь нарисовать то, что приходит в голову, и сделать соответствующую подпись.
Эти наблюдения абсолютно правильные и знаменуют настоящий прорыв в мышлении 95 процентов слушателей, с которыми мне приходится работать. Как мы уже обсуждали, нашей культуре свойственны весьма превратные представления о визуальном языке, и эти предрассудки широко распространены и устойчивы. Они вводят нас в заблуждение многие века. Хорошая новость заключается в том, что мы в состоянии остановить это безумие. Мы уже разнесли в пух и прах мифы о дудлинге, а в следующей главе не оставим камня на камне от тезиса, что визуальный язык = искусству. Поэтому пусть ваш внутренний критик отдохнет. И пока он спит, давайте-ка займемся азами дудлинга, начав с прямых линий и визуального алфавита.
|
Рисование прямых линий
Те из вас, кто убежден в своей природной способности рисовать прямые линии, могут пропустить этот раздел и перейти непосредственно к изучению визуального алфавита. Для тех же, кто может с искренней горечью сказать себе: «Я не умею рисовать прямые линии», урок начинается.
Вы – не единственный дудлер, не умеющий провести прямую линию. Это довольно распространенная и легко решаемая проблема. Фокус в следующем – ведите линию быстро. Чтобы она была как молния. Приставьте ручку к бумаге и черкните линию наискосок листа. У многих прямые линии не получаются только потому, что они рисуют их слишком медленно. Мы почему-то думаем, что если делать это неспеша и тщательно, получится лучше. Но все происходит с точностью до наоборот. Когда мы замедляемся, мышцы расслабляются и становятся дряблыми, движения неверными. А если совсем уж замедлиться, то каждый удар сердца будет отражаться на проводимой линии. Если не хотите этого, ведите линию быстро и уверенно. Выберите на странице цели и «стреляйте» в нее. Попрактикуйтесь рисовать прямые линии стоя, используя флипчарт; это поможет мобилизовать мышечную память. В любом случае, рисуете вы сидя или стоя, не замедляйтесь. Больше живости, и ваши линии будут такими прямыми, какие и под линейку не проведешь.
Визуальный алфавит
Дейв Грей – мой друг и один из соавторов нашей книги «Геймшторминг» («Gamestorming»). Он также большой знаток визуального языка, которым всегда восхищается, и завидует тем, кто в совершенстве им владеет. Когда мы писали нашу первую книгу, Дейв разработал, как он его назвал, визуальный алфавит[31], состоящий из 12 «букв» и наделяющий даже самого безнадежного художника способностью что-то изобразить после минимальной практики. Хочу познакомить и вас с этим полезным изобретением. Вам оно понадобится, чтобы по достоинству оценить величие инфодудлинга.
|
Еще Дейв очень рослый. Они отлично смотрелись бы рядом с Яо Мином.
«Буквы» визуального алфавита являются визуальным эквивалентом обычных азбучных букв[32]. Верхние 6 букв (незамкнутые) мы будем называть формами, а нижние – замкнутые и образующие пустые фигуры – полями. Итак, визуальный алфавит.
А теперь на бумаге воссоздайте этот визуальный алфавит своими руками. Под каждой «буквой» подпишите ее название.
Учитывая крайнюю простоту этого алфавита, хотела бы лично познакомиться с теми из вас, кто скажет, что с поставленной задачей не может справиться. Безусловно оправдывая тех, кто лежит в коме, и тех, кто по иным причинам не в состоянии шевелить руками, я хочу лично посмотреть в глаза каждому, кто думает, что не сможет воспроизвести визуальный алфавит своими руками. Я не верю, что человек не способен нарисовать указанные линии, если он может держать ручку пальцами рук, ног или хотя бы зубами. В подавляющем большинстве мы способны нарисовать любую из этих букв в мгновение ока и практически не глядя. И это здорово, потому что визуальный алфавит будет почти так же важен для нас, как алфавит обычный. Когда вы начнете пользоваться им по-настоящему, то откроете целый мир коммуникационных возможностей. Давайте же перейдем к обсуждению, пожалуй, самого важного вопроса, который касается использования визуального алфавита и хорошо выражается следующей иллюстрацией.
Эта иллюстрация означает, что чашка, которую мы видим, – не чашка. Ceci n’est pas une pipe [33]. Изображение чашки – всего лишь набор форм и полей (элементов визуального алфавита), интерпретируемый мозгом как чашка. Мы видели много чашек (быть может, вы прямо сейчас держите ее в руке), поэтому мгновенно ее узнаем, поскольку она соответствует закрепившемуся в нашем сознании стереотипу. Но никакой чашки здесь нет. Есть только иллюзия, порождаемая нашим мыслительным аппаратом. Это означает, что не только чашка, но любой объект может быть разложен на элементы визуального алфавита. Аллилуйя, верно? Пришло время поиграть.
УПРАЖНЕНИЕ
«Это не трубка»
Используя визуальный алфавит и предоставленные пустые пространства, разложите на визуальные элементы 5 предметов, которые видите вокруг себя, – что угодно, попадающее в поле зрения: стул, стол, растение в горшке, лампу, кошку, ноутбук, бутерброд с маслом… Прежде чем рисовать эти предметы, постарайтесь взглянуть на них с точки зрения букв визуального алфавита, из которых они складываются. Коврик образуют 4 линии. Сидящая собака представляет собой комбинацию треугольника, овала и линии. Начните снимать покровы тайны, расщепляя объекты на элементы, а затем переносите их на бумагу. Если потребуется, нарисуйте один и тот же объект несколько раз, пока не достигнете желаемой степени достоверности. А после этого прекратите уверять меня, что вы не способны нарисовать нужные линии, потому что я вам все равно не поверю.
Учитывая опыт, попытаюсь предвосхитить некоторые из возможных возражений. Например: «Рисунки никудышные. Моя пятилетняя дочь рисует лучше», «А что делать, если объект не находится перед глазами? Я не могу нарисовать дельфина по памяти. Я не помню, где конкретно хвост у ослика прикрепляется к туловищу», «Еще нужно уметь расположить визуальные буквы так, чтобы получилось именно то, что хочешь изобразить. Собака у меня получилась больше похожа на эвока».
Да. Все возражения принимаются. И вот что я должна ответить на них. Как вы учились читать? Вы практиковались. Как вы учились писать? Вы пробовали и старались. Уверена, что буквы и слова в начальной школе не ложились у вас на бумагу так же ровно и красиво, как у Хемингуэя. Вам приходилось работать над этим. С визуальным алфавитом то же самое. Это отправная точка для всех тех, кто хочет научиться более красноречиво изъясняться на визуальном языке. Умение рисовать не записывается на «корочку» само собой. Любую мышцу надо тренировать. Так и с интеллектуальными навыками. Это требует внимания и усилий с вашей стороны, но вам обязательно воздастся. В некоторых отношениях освоение визуального алфавита дается легче, нежели алфавита обычного. Надеюсь, вас утешит следующая информация.
1. Процесс обучения визуальному алфавиту – скорее забава, нежели работа. Научившись рисовать эвока, вы получаете больше удовольствия и удовлетворения, чем если просто напишете слово «эвок». Если, будучи взрослым человеком, вы напишете слово «эвок», то не побежите показывать запись кому-нибудь, потому что вряд ли это кого-то заинтересует. Зато если вы нарисуете эвока и покажете кому-нибудь, то вполне можете рассчитывать на похвальный отзыв. И вам захочется еще что-нибудь нарисовать.
2. Чтобы нормально существовать в мире визуального мышления, совсем не обязательно владеть визуальным языком настолько же свободно, насколько вы владеете чтением и письмом. В дудлинге и инфодудлинге вполне можно преуспеть, даже ограничиваясь самым минимумом навыков и способностей в использовании визуального языка. Сами увидите.
Линейные человечки
Теперь, вооружившись визуальным алфавитом, мы можем двигаться вперед несколько быстрее. Я знаю, что некоторым из вас уже неймется, но пока все-таки воздержимся от резких движений и дальних прыжков. Надо раз и навсегда разобраться с основами, чтобы потом кирпичики инфодудлинга выстраивались на прочном фундаменте. И давайте перейдем к рисованию самой важной фигуры во всей вселенной дудлинга – фигуры человека.
Вне всяких сомнений, человеческая фигура относится к числу самых трудных для рисования объектов – по единодушному мнению людей, которые не верят в свои способности к рисованию. Я тоже так считала, когда еще только начинала заниматься инфодудлингом. Человеческие фигуры были для меня источником постоянной головной боли. Я не могла вдохнуть в них жизнь, расположить туловище и конечности так, как должно, когда, к примеру, человек копается в огороде, ест или даже просто сидит на стуле. Единственное, что у меня более-менее получалось, – это человечек, стоящий прямо. Рисовала я его примерно так.
Ну а если бы я хотела изобразить его размышляющим, или совершающим покупки, или бегущим от Пол Пота? Забудьте. С таким же успехом вы могли бы попросить меня наизусть прочитать «Илиаду» в переводе на язык хмонг. Я даже в мыслях не могла представить, как выглядит человек, играющий в бейсбол, не говоря уже о том, чтобы изобразить его так, чтобы другие поняли, что я нарисовала. И как же в таких обстоятельствах мне удалось преодолеть в себе этот страх перед рисованием людей? Открою секрет: я нашла главный источник вдохновения в линейных человечках. Я просто максимально понизила для себя планку при рисовании людей. Я упростила свои рисунки донельзя. И вот почему. Дело в том, что умение или неумение реалистично рисовать людей никак не связано с целями дудлинг-революции, потому что ее задача – научить людей эффективнее думать, а не лучше рисовать. Реалистично и точно рисовать человеческую фигуру – цель достойная, но она не наша. Наша цель – научиться визуальной грамоте в той мере, чтобы это позволяло решать проблемы. И мне для этого достаточно уметь рисовать условные линейные фигурки в различных позах. К вам это тоже относится. Поэтому будем держаться максимальной простоты, рисуя человека в движении. Это умение очень пригодится, когда вы начнете пользоваться инфодудлингом для решения сложных проблем. Ведь вам придется изображать покупателей, клиентов, акционеров и т. д., пользующихся вашими продуктами или услугами, и думать над тем, как их сделать еще лучше.