Проверка навыков чтения в тестах разных уровней.




Навык -операция, достигаемая в результате своего выполнения уровня автоматизма, совершаемая правильно, быстро, бессознательно. Такая операция обладает прочностью и гибкостью.

Чтение - один из четырёх видов речевой деятельности, необходимый при изучении иностранного языка. Это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание написанного текста.В методике преподавания РКИ текст рассматривается не только как источник информации, речевого и языкового материала, но и как единица обучения иностранному языку

 

В современной методике различают несколько видов чтения:

1. по форме: чтение вслух, чтение про себя;

2.по психологической установке: аналитическое, синтетическое;

3.по степени участия родного языка в понимании текста: беспереводное, переводное;

4.по степени помощи обучаемому: подготовленное, чтение со словарем; неподготовленное, чтение без словаря;

5.по форме организации учебной работы: индивидуальное, классное; фронтальное, домашнее;

6.по целевой направленности и характеру протекания процесса чтения: просмотровое, поисковое, изучающее, ознакомительное;

7.по социолингвистической направленности: лингвострановедческое чтение.

Чтение вслух активно используется на первых этапах обучения. Оно позволяет овладеть соответствием графической и звуковой системы языка, правилами интонационного оформления предложений. При тренировке в громком чтении особое внимание следует уделять артикулированию предложений, а также ритмико-мелодическому оформлению читаемого текста, ведь ошибки в звуках меньше влияют на понимание, чем неправильное интонирование и сохранение пауз.

Чтение вслух формирует внутреннее проговаривание текста, что особенно важно для развития беглости чтения. На начальном этапе обучения чтение вслух следует чередовать с чтением про себя. Обучение чтению про себя возможно, когда обучаемые овладели и некоторыми языковыми навыками, у них сформированы первичные навыки чтения, поэтому чтение про себя чаще всего присутствует на среднем и продвинутом этапах обучения.

Аналитическое чтение является учебным видом чтения, при котором внимание направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы. Синтетическое чтение строится на базе прочного владения лексическим и грамматическим материалом, умением распознавать значение неизвестных слов по контексту или каким-либо формальным признакам, по семантике словообразовательных элементов, по функции слов в предложении.

Беспереводное чтение характеризуется преобладанием непосредственного восприятия текста и его понимания. Задача преподавателя сделать всё возможное, чтобы противостоять стремлению обучаемых переводить каждое слово в тексте и научить его понимать текст, как можно реже обращаясь к переводу. Переводное чтение основано на использовании родного языка обучаемого или языка-посредника. Подготовленное чтение предполагает снятие языковых трудностей при помощи специальных упражнений. Неподготовленное чтение проводится на облегчённых в языковом отношении текстах. Классное и домашнее чтение различают по месту его проведения. Домашнее чтение позволяет преподавателю экономить время на занятии, проводя в аудитории лишь контроль понимания прочитанного.

В зависимости от коммуникативных задач, которые ставят преподаватель и обучаемый, различают просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее чтение.

При просмотровом чтении решается задача получить самое общее представление о теме и круге вопросов, которые рассматриваются в тексте, или найти какую-либо информацию. Для этого иногда достаточно просмотреть заголовки, отдельные абзацы или предложения. Для просмотрового чтения часто предлагаются следующие типы упражнений: определите, о чём говорится в тексте; определите тематику статей в журнале; найдите в тексте цитату о чем-либо;

Поисковое чтение ставит задачу найти конкретную информацию (факты, цифровые данные, правило и т.п.), о существовании которой стало известно из другого источника. Характер поискового чтения во многом совпадает с просмотровым чтением.

В практической работе по обучению языку преподаватели используют все виды чтения, но наибольшей подготовки требуют ознакомительное и изучающее чтение.

При ознакомительном чтении предметом внимания читающего становится всё произведение (книга, статья). Задача ознакомительного чтения - охватить целое, понять текст без предварительного анализа лексики, грамматических форм. Такое понимание должно происходить на базе уже изученного. Для осуществления целей обучающего чтения бывает достаточным понимание 70% текста. Ознакомительное чтение должно развивать догадку (доказано, что текст на иностранном языке можно понять, если в нем есть до 30% новых слов, а 10% новых слов вообще не влияют на понимание содержания текста). Для ознакомительного чтения обычно предлагаются следующие задания: найдите в тексте основные мысли, подтверждающие заголовок; определите количество смысловых частей текста; составьте план этого

текста (назывной, вопросный, тезисный); перескажите содержание текста по плану.

Изучающее чтение является одним из главных видов чтения, используемых при изучении русского языка как иностранного. Его целью является максимально полное восприятие и понимание читаемого текста. Чтение происходит в более медленном темпе, сопровождается повторным чтением отдельных фрагментов текста.

Этот вид чтения предполагает серьезную предварительную работу над текстом, а также целую систему упражнений и заданий, связанных с различными уровнями понимания текста после его прочтения, с выходом в устную и письменную речь.

Речевые упражнения для изучающего чтения делятся на предтекстовые, притекстовые, послетекстовые.

1.Предтекстовые - это упражнения, направленные на прогнозирование, построение предложений, умение закончить предложение и т.д.

2.Притекстовые определяют коммуникативную установку, цель чтения. Задания могут быть сформулированы следующим образом: «Определите основную мысль текста», «Ответьте на поставленные вопросы», «Найдите фразы, подтверждающие заголовок».

3.Послетекстовые упражнения направлены на проверку понимания прочитанного. Выделяются четыре уровня понимания: первый - общее, поверхностное восприятие - ответы на вопросы типа «да / нет». Второй уровень - понимание смысловых связей текста. Здесь могут быть предложены вопросы, требующие развернутого ответа («согласитесь или опровергните мнение», «составьте вопросы»). Третий уровень - понимание того, как изложены в тексте основные мысли (найти описания человека, обстановки, выписать существительные, прилагательные и т.д.). Четвертый уровень - понимание основного смысла текста, главной его мысли. Необходимо определить количество смысловых частей, дать им название, в каждой из них выделить главную мысль, объяснить выбор автором названия, предложить свои варианты названий.

Лингвострановедческое чтение включается методистами в группу изучающего чтения, так как его задачей является изучение текста, извлечение из этого текста лингвострановедческой информации и ознакомление с элементами культуры через факты, лексические единицы или невербальные средства общения.

Умение читать складывается из техники чтения (правильного озвучивания, произношения слов, словосочетаний, предложений) и понимания прочитанного.

На начальном этапе внимание обучаемых нередко сосредоточено на технике чтения (они стараются произнести слово с правильной постановкой ударения, а фразу - с правильной интонацией). В результате связи между словами, значения отдельных слов и предложений не устанавливаются. Читая, обучаемые часто не понимают содержания, стараются сначала прочитать вслух, затем еще раз быстро про себя, чтобы понять содержание, и процесс чтения превращается в процесс озвучивания текста. Например, некоторые студенты из Китая могут выучить отрывок текста наизусть, а понять его содержание только через какой-либо промежуток времени. Поэтому задачей преподавателя на начальном этапе должно быть нацеливание внимания обучаемых на смысл читаемого. Следует не исправлять ошибки во время чтения, чтобы читающий постоянно не прерывался, реагируя на замечания.

Технические навыки и умения формируются при чтении вслух и при внутреннем проговаривании.

Начинать обучение технике чтения надо уже во время вводно-фонетического курса параллельно с овладением графическими навыками.

Для формирования техники чтения можно использовать следующие упражнения: озвучивание слогов, слов, предложений вслед за преподавателем, за диктором или самостоятельно; чтение вслух предложений различных интонационных конструкций; чтение предложений с постепенно увеличивающимся количеством языковых единиц, так называемый «снежный ком» (Мы читаем...; Мы читаем текст...; Мы читаем интересный текст.; Мы читаем интересный текст о детях...); чтение и повторение, не глядя в текст, увеличивающегося количества предложений, так называемое «нанизывание бус» (Мы читаем текст. Мы читаем текст. А Анна не читает текст. Мы читаем текст. А Анна не читает текст. Он смотрит в окно); чтение текста вслух или про себя с ограничением во времени; выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков.

При формировании коммуникативной компетенции чтения необходимо руководствоваться требованиями, сформулированными в Фгос, и учитывать уровни владения языком.

На элементарном уровне иностранные обучаемые должны уметь читать текст с установкой на общий охват его содержания; определять тему текста; понимать достаточно полно и точно основную информацию текста, а также некоторые детали, несущие важную смысловую нагрузку.

Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение.

Тип текста: специально составленные или адаптированные сюжетные тексты (на основе лексико-грамматического материала, соответствующего элементарному уровню).

Тематика текста актуальна для бытовой, социально-культурной и учебной сфер общения.

Объём текста: 250-300 слов.

Количество незнакомых слов: 1-2%.

На базовом уровне иностранные обучаемые должны уметь читать текст с установкой на общий охват его содержания; изменять стратегию чтения в зависимости от установки; определять тему текста, понимать его основную идею; понимать как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной.

Вид чтения: изучающее чтение, чтение с общим охватом содержания.

Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные сюжетные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.

Тематика текста актуальна для сферы повседневного общения, социально -культурной и учебной сфер.

Объем текста: 600-700 слов.

Количество незнакомых слов: 3 -4%.

На первом сертификационном уровне иностранные обучаемые должны уметь: использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной установки; определять тему текста, понимать его основную идею; понимать, как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной; интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора.

Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение.

Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа с элементами рассуждения. Тексты аутентичные (допустима минимальная степень адаптации) с учётом лексико-грамматического материала данного уровня.

Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения.

Объем текста: 800-1000 слов.

Количество незнакомых слов: до 5 -7%.

Скорость чтения: при изучающем чтении - 40-50 слов в минуту; при чтении с общим охватом содержания - 80-100 слов в минуту.

На втором сертификационном уровне иностранные обучаемые должны уметь: читать и понимать разнообразные типы текстов; применять в зависимости от коммуникативной установки и характера текста разные стратегии и тактики чтения, используя различные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое; полно и точно понимать содержащуюся в тексте информацию (при изучающем чтении); понимать общее содержание текста (при ознакомительном чтении); находить в текстах содержательные блоки, ориентироваться в их семантической, структурной устроенности и коммуникативной направленности; вычленять в содержательных блоках главную, дополнительную (детализирующую, конкретизирующую, иллюстрирующую) и избыточную информацию (при изучающем виде чтения для последующей передачи информации в устном и письменном виде с разной степенью точности и полноты); вести целевой поиск информации (при поисковом чтении); соотносить информацию двух и более текстов, вычленять информацию, необходимую для дальнейшего её использования, выделять новое; адекватно интерпретировать коммуникативные намерения автора текста; уметь определять важность и полезность информации текста для дальнейшего ее использования [4].

Тип текста: аутентичные (неадаптированные) тексты смешанного типа.

Объем текста: 1200 слов (для изучающего чтения); 1600 слов (для быстрых видов чтения); 2-3 текста общим объёмом 2000-2200 слов (для комбинированного чтения с целью последующего написания реферата).

Скорость чтения: при изучающем чтении - не менее 60 слов в минуту; при ознакомительном чтении - 200-220 слов в минуту; при просмотрово-поисковом чтении -400-450 слов в минуту.

Полнота восприятия информации: при изучающем чтении - 85-90%; при ознакомительном чтении - не ниже 70%.

На третьем сертификационном уровне иностранные обучаемые должны уметь: понимать и адекватно интерпретировать тексты, относящиеся к социокультурной сфере общения (с достаточно высоким уровнем содержания прецедентной информации); понимать и адекватно интерпретировать тексты официально -деловой сферы общения, представленной текстами постановлений, законов, официальными сообщениями; понимать основное содержание научно-популярного текста, а также логические и эмоционально-образные составляющие этого содержания; идентифицировать однотипные содержания, выраженные разными языковыми средствами; понимать художественный текст на уровне, позволяющем проводить элементарный филологический анализ (выделять основные темы текста, определять функционально-смысловые типы речи, выявлять позицию рассказчика); детально понимать информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслять; извлекать новую информацию при просмотрово-поисковом чтении текстов, при сопоставлении нового текста с прочитанным ранее [4].

Вид чтения: просмотрово-поисковое и изучающее.

Тип текста: полилог-дискуссия с элементами описания и повествования в качестве аргументирующих элементов, содержащий эксплицитно и имплицитно выраженную оценку; интервью, содержащее элементы устной разговорной речи; официально-деловые тексты информационно-описательного и информационно-регламентирующего характера (законы, постановления, информационные сообщения); художественные тексты (рассказ, законченный фрагмент повести, романа и т.д.).

Тематика текста актуальна для социально-культурной, официально-деловой сфер общения.

Объём текста: 1400-2300 слов.

Количество незнакомых слов: до 10%.

Скорость чтения: при изучающем чтении - 90-100 слов в минуту; при про-смотрово-поисковом - 450-500 слов в минуту.

ТРКИ — международный экзамен по определению уровня владения русским языком. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней: Элементарный, Базовый, I сертификационный, II сертификационный, III сертификационный, IV сертификационный.

Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов): Лексика. Грамматика, Чтение, Аудирование, Письмо, Говорение.

 

Субтест «Чтение»

 

Уровень Основные проверяемые навыки и умения Типы текстов
  РЯПОШ/А1 РЯПОШ/А2   Понимание общего содержания текста. Адаптированные рассказы из популярных сборников для детей и хрестоматий, а также специально составленные тексты.
  РЯПОШ/В1 Понимание общего содержания текста; понимание смысловых деталей; умение выделить информацию в соответствии с заданием. Художественные и информационные тексты. Допускается адаптация.
    РЯПОШ/В2 .   Умение выделить нужную информацию в соответствии с заданием, применяя различные стратегии чтения (просмотровое, поисковое, изучающее); понимание эксплицитно выраженной оценки автора Художественные и информационные тексты, новости. Допускается минимальная адаптация.
  РЯПОШ/С1 Умение выделить нужную информацию в соответствии с заданием, применяя различные стратегии чтения (просмотровое, поисковое, изучающее); понимание эксплицитно выраженной оценки автора. Оригинальные художественные и публицистические тексты

 

Необходимо отметить, что для первых трех уровнях на компонент «Чтение» выделяется 50 минут, для II сертификационного- 60 минут, для III сертификационного- 75 минут, а для IV сертификационного- 80 минут. Во время тестирования рекомендуется записывать чтение обучаемого на диктофон для того чтобы избежать недоразумений и исключить человеческий фактор (например, если преподаватель не расслышал что-то, будет возможность переслушать в записи еще раз).

 

Примеры текстов субтеста «Чтение»

РЯПОШ А2.

 

Субтест состоит из двух заданий. Задание 1 – утверждения,

относящиеся к предъявляемой картинке, с которыми кандидат должен

согласиться или не согласиться. Задание 2 – текст (объём текстов – около 150

слов) и задания к нему. Задача кандидата – понять общее содержание текста

и выполнить задания множественного выбора.

Фрагмент текста:

«…– Ты куда идёшь, Маша? – удивилась учительница.

– Домой, — ответила Маша. – Мне не нужно ходить в школу, потому

что я уже умею читать, писать и считать.

– Это хорошо, — сказала учительница. — Только мне кажется, что

ты еще не всё умеешь и не всё знаешь. Например, сколько будет, если

двадцать пять умножить на пять? Как по-английски будет «кошка»? Где

живут пингвины?

– Всё это изучают в школе? — спросила Маша…»

РЯПОШ В2.

 

Субтест состоит из трех текстов и пятнадцати заданий к ним (задания

множественного выбора). Тестируемый читает тексты, выбирает правильные

ответы и отмечает их в матрице.

Текст 1 – статья, посвященная событию, мероприятию или явлению.

Текст 2 – новости. Текст 3 – отрывок из произведения литературы XX – XXI

вв. Используются аутентичные тексты.

Фрагмент текста:

«…Бесперебойная работа самого быстрого городского общественного

транспорта сделает новогоднюю ночь для петербуржцев максимально

комфортной. Жители Северной столицы смогут погулять по яркому

праздничному городу, принять участие в народных гуляниях — и всё это без

опасения остаться без удобного транспортного сообщения…»

 

В заключение хочется отметить, что обучение чтению как виду речевой деятельности представляет собой определенную систему, направленную на отработку и систематизацию различных навыков и умений с целью достижения максимально полного восприятия и понимания написанного текста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: