Антитеза как принцип построения романа- параболыУ. Голдинга « Повелитель мух»




«Повелитель мух» - попытка прокрутить назад историю человеческой цивилизации. Полемика с традиционным «романом воспитания»: «Повелитель мух» - «роман антивоспитания». Формальное воспитание не помогает героям остаться людьми,потому что не подкреплено воспитанием духовным. Последнее сводилось к системе запретов и формальной религиозности, такое воспитание, по свидетельству У.Голдинга, плохая защита от озверения, на путь которого первыми в романе встают юные певчие церковного хора. При отсутствии карающей взрослой руки нормы, державшиеся на запрете и принуждении, рушатся.

В романе противопоставлены «сверкающий мир злого буйства» и «мир недоумевающего рассудка». Последний олицетворяет классическое образование, общественное устройство с его социальными механизмами, шкалой ценностей и системой поведения. «Мир недоумевающего рассудка» терпит поражение, так как изначально слабее животной природы человека. Гибнет персонифицирующий этот мир Хрюша – ходячее воплощение прагматического и самоуверенного рационализма. Чудом спасен Ральф, отстаивающий, сам того не ведая, идею равенства и самоценности отдельной личности. Разлетается на кусочки символ буржуазной демократии – раковина «Морской рог», материальный для мальчиков атрибут справедливости. Но содержание притчи не исчерпывается социально-историческим иносказанием: «В человеке больше зла, чем можно объяснить одним только давлением социальных механизмов, - вот главный урок, что преподнесла война моему поколению». Имя этому злу – животное, звериное начало в человеке. При этом человек в отличие от зверя – существо моральное, он способен опознать и подавить в себе животное. В этом и состоит основной пафос романа-притчи.

 

Заключение

Сложная метафорическая основа произведений Голдинга допускает возможность различного их истолкования. Его притчи, как правило, не предлагают готовых решений, не дают окончательных ответов. У кого-то они могут вызвать сомнения, у кого-то – прямые возражения, но никого не оставляет равнодушным. Каждая из них несет в себе мощный интеллектуальный и нравственный смысл, будит воображение, заставляет еще и еще раз задуматься над «проклятыми» вопросами бытия, над наболевшими вопросами совести и самосознания. «Повелитель мух» - аллегория. Хотя герои - дети, речь идет о взрослых. Освоение необитаемого острова детьми - модель нашего мира. Голдинг затронул не только психологический аспект, но и политический, социальный, духовный, экологический аспекты (это то, что я увидела с ходу). Это ответ Голдинга на события 20 века, века прорывного по научному и техническому прогрессу и по масштабности связанных с ним бедствий. А также ответ модным социалистическим и анархическим идеями. Уставшие от правил и нравоучений маленькие англичане оказываются на таинственном прекрасном острове - долгожданная свобода! Но тотчас же сами дети начинают создавать себе те самые ненавистные правила и выдвигать лидеров, которые будут следить за их исполнением. Сработало сформированное за века свойство - функционировать в иерархической системе господства и подчинения. Сначала маленькие жители выбирают правителя демократическим путем, и он пытается создавать разумные законы. Но не успел обеспечить исполнение этих законов и надежную систему власти. Авторитет пошатнулся. Произошел раскол, демократия рухнула, власть перехватил более сильный харизматический лидер, установив военную диктатуру. Сначала Джек привлек друзей все той же пресловутой свободой и вседозволенностью, затем клетка захлопнулась, и новый порядок создал еще более строгие правила и жестокие наказания. В новом полицейском государстве одни члены <свободного> общества подчиняют других и подвергают жестоким наказаниям. В «Повелителе мух» каждый персонаж символизирует целое явление. Хрюша - этакий аналитический орган, который выдает жутко умные решения, к которым прислушиваются в последнюю очередь, если они совпадают с интересами правящей элиты. Это в демократическом обществе. А в тоталитарном с ним происходит то, что сделали дети с этим толстым, изнеженным и раздражающе умным еврейским малышом. Саймон. Это, несомненно, религиозная фигура. Он не от мира сего, не бежит за толпой, слышит лишь свой внутренний голос и поступает лишь в соответствии со своими моральными нормами. Он ясно различает Добро и Зло. Но его мнение непопулярно. И лишь когда он погибает за правду, а следование стихийным порывам приводит людей к краху и разрушению, они понимают, что он был прав, причисляют его к лику святых, возносят на небеса. Так рождаются религии.

Интересно также то, что самые искренние мысли человека идут будто бы извне (разговор Саймона со свиной головой) -свойство психики, ощущение божественного озарения, тогда как поступки, порожденные эффектом толпы, кажутся самостоятельными (переход Роджера под власть Джека). Разум делает человека единственным существом на Земле, нарушающим экологическое равновесие и значительно влияющим на природу. Волшебный остров принимал все более жалкий вид в результате действий маленьких умненьких англичан, и, наконец, вовсе сгорел. Детей спасает неожиданная развязка - подошедший корабль, который никогда бы и близко не подплыл к крохотному отдаленному островку, если бы не гигантские клубы дыма от пожарища. Как ни парадоксально, каждая новая экологическая катастрофа или разрушительная война порождает новый мощный виток прогресса.

 

 

Список литературы

1. Голдинг У. Повелитель мух. – М., Русская книга, 1981.

2. Зарубежная литература XX века.//Под ред. Л.Г. Андреева. – М., Высшая школа, 2003.

3. Голдинг, У. Из доклада на встрече писателей европейских стран, 1963 год, Ленинград.

4. Оцет Г. Предисловие к повести У. Голдинга «Повелитель мух». – М., 1990.

5. Плахтиенко О. П. Роман-притча Уильяма Голдинга "Повелитель мух" и его интерпретация.// Классика и современность.- Архангельск, 1999.

6. Ефимова Д. А. «Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга "Повелитель мух"»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: