Примечания
1 Ср. Св. Августин, О наставлении в вере людей неискушённых, 4. 8: PL 40, 316.
<< к оглавлению >>
Глава I
О самом Откровении
2. Богу в Его благости и премудрости угодно было явить Самого Себя и открыть тайну Своей воли (ср. Еф 1, 9), в которой люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют во Святом Духе доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2, 18; 2 Петр 1, 4). Итак, благодаря этому Откровению невидимый Бог (ср. Кол 1, 15; 1 Тим 1, 17) по изобилию Своей любви обращается к людям, как к друзьям (ср. Исх 33, 11; Ин 15, 14-15), и говорит с ними (ср. Вар 3, 38), чтобы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение. Это домостроительство Откровения совершается действиями и словами, внутренне между собою связанными, так что дела, исполненные Богом в истории спасения, являют и подтверждают учение и всё, что знаменуется словами, а слова провозглашают дела и открывают тайну, в них содержащуюся. Но явленная в этом Откровении глубокая истина и о Боге, и о спасении человека сияет нам через это Откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего Откровения.1
3. Бог, словом творящий (ср. Ин 1, 3) и сохраняющий всё, в сотворённом мире подаёт людям непреходящее свидетельство о Себе (ср. Рим 1, 19-20); и, стремясь открыть путь спасения свыше, Он к тому же с самого начала явил Себя Самого нашим прародителям. После грехопадения Он, пообещав искупление, возвысил их надеждой на спасение (ср. Быт 3, 15) и непрестанно проявлял Свою заботу о роде человеческом, дабы даровать вечную жизнь всем тем, кто постоянством в добром деле ищет спасения (ср. Рим 2, 6-7). В установленное Им время Он призвал Авраама, чтобы произвести от него великий народ (ср. Быт 12, 2-3), который после Патриархов Он наставлял через Моисея и Пророков, чтобы народ признал Его как единого Живого и Истинного Бога, как Отца-Промыслителя и праведного Судию, и ожидал обещанного Спасителя; тем самым в течение веков Он готовил путь Евангелию.
|
4. Бог, многократно и многообразно говоривший в пророках, после этого "в последние сии дни говорил нам в Сыне" (Евр 1, 1-2). Ибо Он послал Сына Своего, Предвечное Слово, просвещающее всех людей, чтобы Он обитал среди людей и поведал им тайны Божии (ср. Ин 1, 1-18). Итак, Иисус Христос, воплотившееся Слово, посланный "как Человек к людям",2 "говорит слова Божии" (Ин 3, 34) и совершает дело спасения, которое Отец дал Ему сотворить (ср. Ин 5, 36; 17, 4). Поэтому Он, видя Которого, всякий видит и Отца (ср. Ин 14, 9), всем Своим присутствием и явлением, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же Своею смертью и славным воскресением из мёртвых и, наконец, ниспосланием Духа Истины завершает Откровение во всей полноте и подтверждает его Божественным свидетельством, что означает: с нами Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную.
Итак, христианское домостроительство, поскольку оно — новый и окончательный завет, никогда не прейдёт, и уже нельзя ожидать нового всеобщего Откровения до явления во славе Господа нашего Иисуса Христа (ср. 1 Тим 6, 14 и Тит 2, 13).
5. Богу, дающему Откровение, нужно принести послушание веры (ср. Рим 16, 26 Вульг; Рим 1, 5; 2 Кор 10, 5-6), посредством которого человек свободно и всецело предаёт себя Богу, принося "полное подчинение разума и воли Богу, открывающему Себя"3 и добровольно принимая данное им Откровение. чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и содействующая благодать Божия при внутренней помощи от Святого Духа, Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подаёт "усладу всем принимающим истину и верующим в неё".4 Но для более глубокого уразумения Откровения тот же Святой Дух непрестанно совершенствует веру Своими дарами.
|
6. Через Божественное Откровение Бог пожелал явить Себя Самого и сообщить извечные определения Своей воли о спасении людей, "чтобы они стали причастниками божественных благ, совершенно превосходящих человеческое разумение".5
Священный Собор исповедует, что Бог, начало и конец всего, может быть с достоверностью познан в творении естественным светом человеческого разума (ср. Рим 1, 20); с другой стороны, Собор учит, что именно благодаря Его Откровению "всё то, что в области вещей Божественных само по себе недоступно человеческому разумению, тем не менее может быть всеми познано с лёгкостью, с непоколебимой достоверностью и без малейшей примеси заблуждения даже в нынешнем состоянии рода человеческого".6
<< к оглавлению >>
Примечания
1 Ср. Мф 11, 27; Ин 1, 14 и 17; 14, 6; 17, 1-3; 2 Кор 3, 16 и 4, 6; Еф 1, 3-14.
2 Посл. к Диогнету, 7. 4: Funk, Patres Apostolici, I, p. 403.
3 I Ват. Собор, Догм. Конст. о католической вере, Dei Filius, гл. 3: Denz. 1789 (3008).
4 II Оранж. Собор, кан. 7: Denz 180 (377); I Ват. Собор, указ. место: Denz. 1791 (3010).
5 I Ват. Собор, Догм. Конст. о католической вере, Dei Filius, гл. 2: Denz. 1786 (3005).
6 Там же: Denz. 1785 и 1786 (3004 и 3005).
|
<< к оглавлению >>
Глава II
О передаче Божественного Откровения
7. По Своей великой благости Бог решил, что Откровение, данное Им для спасения всех народов, должно навеки сохраниться во всей своей полноте и передаваться всем поколениям. Поэтому Христос Господь, в Котором завершилось всё Откровение Всевышнего Бога (ср. 2 Кор 1, 20 и 3, 16 — 4, 6), заповедал Апостолам, чтобы Евангелие, прежде обещанное через Пророков, Им исполненное и Его устами провозглашённое как источник всякой спасительной истины и всякого нравственного правила, они проповедовали всем,1 сообщая им божественные дары. Это было верно исполнено — как Апостолами, которые в устной проповеди, примерами и установлениями передали то, что они либо приняли из уст, бесед и дел Христовых, либо узнали по внушению Святого Духа, так и теми Апостолами и апостольскими мужами, которые по вдохновению Святого Духа записали спасительную весть.2
А для того, чтобы Евангелие постоянно сохранялось в Церкви целостным и живым, Апостолы оставили своими преемниками Епископов, передав им "свою учительскую должность".3
Итак, это священное предание и Священное Писание обоих Заветов являются как бы зеркалом, в котором Церковь, странствующая в мире, созерцает Бога, от Которого она всё получает, пока не придёт к Нему, чтобы увидеть Его лицом к лицу, как Он есть (ср. 1 Ин 3, 2).
8. Итак, апостольская проповедь, особым образом выраженная в боговдохновенных книгах, должна была сохраняться через непрерывное преемство до скончания века. Поэтому Апостолы, передавая то, что они сами приняли, призывают верующих держаться преданий, которым они были научены или через слово, или через послание (ср. 2 Фес 2, 15), и подвизаться за веру, однажды им переданную (ср. Иуд 3).4 Переданное Апостолами объемлет всё то, что помогает роду Божию вести святую жизнь и умножать веру; и таким образом Церковь в своем учении, жизни и богослужении непрерывно сохраняет и передаёт всем поколениям всё то, чем она является, всё то, во что она верует.
Это апостольское Предание развивается в Церкви при содействии Святого Духа,5 ибо возрастает понимание предметов и слов Предания — возрастает и через созерцание и исследование, осуществляемое верующими, слагающими всё это в сердце своем (ср. Лк 2, 19. 51), и через глубокое постижение переживаемой ими духовной реальности, и через проповедь тех, кто с епископским преемством принял достоверный благодатный дар истины. Так Церковь на протяжении веков непрестанно устремляется к полноте Божественной истины, пока в ней Самой не исполнятся слова Божии.
Изречения святых Отцов свидетельствуют о животворящем присутствии этого Предания, богатства которого изливаются в деятельность и жизнь верующей и молящейся Церкви. В том же Предании Церковь узнаёт полный канон Священных Книг, и само Священное Писание в ней понимается глубже и непрерывно становится действенным. Так Бог, говоривший в древности, непрестанно беседует с Невестой Своего возлюбленного Сына, и Святой Дух, через Которого живой голос Евангелия звучит в Церкви, а через неё — в мире, вводит верующих в полноту истины и обильно вселяет в них слово Христово (ср. Кол 3, 16).
9. Итак, Священное Предание и Священное Писание тесно связаны и взаимно сообщаются друг с другом: ведь оба они, проистекая из одного и того же Божественного источника, некоторым образом сливаются воедино и устремляются к одной и той же цели. Ибо Священное Писание есть Слово Божие, так как оно записано под вдохновением Духа Божия; а Слово Божие, вверенное Христом Господом и Святым Духом Апостолам, в целости препоручается Священным Преданием их преемникам, чтобы они, озарённые Духом Истины, своею проповедью верно его хранили, излагали и распространяли. В силу этого Церковь черпает свою уверенность относительно всего того, что было дано в Откровении, не из одного только Священного Писания. Поэтому и то, и другое следует принимать и почитать с одинаково благоговейной любовью и преклонением.6
10. Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви; придерживаясь его, весь святой народ в единстве со своими Пастырями постоянно пребывает в учении Апостолов, а также в общении, в преломлении хлеба и в молитвах (ср. Деян 2, 42), так что в сохранении, исполнении и исповедании переданной веры проявляется особое единодушие Епископов и верующих.7
Но обязанность аутентичного истолкования письменного и переданного8 Слова Божия была вверена одному лишь живому Учительству Церкви,9 власть которого осуществляется во имя Иисуса Христа. Это Учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему, уча только тому, что было передано, так как в силу Божественного поручения и при содействии Святого Духа оно благочестиво внимает слову, свято хранит, верно излагает его и черпает в этом едином залоге веры всё то, чему оно предлагает верить как богооткровенному.
Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви по премудрому замыслу Божию так связаны и соединены между собою, что без одного нет и другого, и все они вместе — каждое по-своему под действием Святого Духа — успешно способствуют спасению душ.
<< к оглавлению >>
Примечания
1 Ср. Мф 28, 19-20 и Мк 16, 15; Трид. Собор, Сесс. IV, Декр. De canonicis Scripturis: Denz. 783 (1501).
2 Ср. Трид. Собор, указ. место; I Ват. Собор, Догм. Конст. о католической вере, Dei Filius, гл. 2: Denz. 1787 (3006).
3 Св. Ириней, Опроверж. ерес., III. 3. 1: PG 7. 848; Harvey, 2, p. 9.
4 Ср. II Ник. Собор: Denz. 303 (602); IV Констант. Собор, Сесс. Х, кан. 1: Denz. 336 (650-652).
5 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. о католической вере, Dei Filius, гл. 4: Denz. 1800 (3020).
6 Ср. Трид. Собор, Сесс. IV, указ. место: Denz. 783 (1501).
7 Ср. Пий XII, Апост. Конст. Munificentissimus Deus, 1 ноября 1950: AAS 42 (1950), 756; ср. слова Св. Киприана, Посл. 66. 8: csel 3. 2. 733: "Церковь — народ, собравшийся вокруг своего Священника, и стадо, льнущее к своему Пастырю".
8 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. о католической вере, Dei Filius, гл. 3: Denz. 1792 (3011).
9 Ср. Пий XII, Энцикл. Humani generis, 12 авг. 1950: AAS 42 (1950), pp. 568-569: Denz. 2314 (3886).
<< к оглавлению >>
Глава III