О боговдохновенности Священного Писания и о его толковании




11. Открытые Богом истины, которые содержатся и излагаются в Священном Писании, были записаны под вдохновением от Святого Духа. Ибо все книги как Ветхого, так и Нового Завета, со всеми их частями, Святая Матерь Церковь по вере Апостолов считает священными и каноническими, поскольку, написанные под вдохновением от Святого Духа (ср. Ин 20, 31; 2 Тим 3, 16; 2 Петр 1, 19-21; 3, 15-16), они имеют автором Самого Бога и как таковые были переданы Церкви.1 Для составления же священных книг Бог избрал определённых людей, воспользовавшись их способностями и силами2, чтобы при действии Его Самого в них и через них3 они письменно передали, как настоящие авторы, всё то, и только то, что Он хотел.4

Поскольку всё утверждаемое боговдохновенными авторами, или священнописателями, должно почитаться как утверждаемое Святым Духом, то нужно исповедовать, что книги Писания твёрдо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения пожелал запечатлеть Священными Письменами.5 Итак, "всё Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим 3, 16-17, греч.).

12. Поскольку же Бог говорил в Священном Писании через людей и по человечеству,6 то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было угодно открыть нам через их слова.

Чтобы выяснить намерение священнописателей, нужно, кроме всего прочего, принимать во внимание и "литературный жанр".

Действительно, истина излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других "речевых жанрах". Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры, посредством употреблявшихся в его время литературных жанров.7 Ведь для правильного понимания того, что священнописатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить должное внимание как на привычные, прирождённые способы восприятия, изъяснения и повествования, бытовавшие во времена агиографа, так и на те, что в ту эпоху повсеместно употреблялись в общении людей друг с другом.8

Но, так как Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написа но,9 для верного выяснения смысла священных текстов нужно не менее усердно обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры. Задача же экзегетов – согласно этим нормам способствовать более глубокому пониманию и изложению смысла Священного Писания, чтобы благодаря этому изучению, в некотором смысле подготовительному, вызревало суждение Церкви. Ибо всё, что было сказано о толковании Писания, в конечном счете подлежит суждению Церкви, которая исполняет Божественное поручение и служение: хранить и толковать слово Божие.10

13. Итак, в Священном Писании, при неизменности истины и святости Божией, проявляется дивное снисхождение (condescensio) вечной Премудрости, "чтобы мы могли познать неизреченную благость Бога и то, в какой мере Он, проявляя предусмотрительную заботу о нашей природе, применялся к ней в своих речах (quanta sermonis attemperatione usus sit)" 11. Ибо слова Божии, выраженные на человеческих языках, уподобились человеческой речи, как некогда Слово Предвечного Отца, восприяв слабую человеческую плоть, сделалось подобным людям.

<< к оглавлению >>

Примечания

1 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. о католической вере, Dei Filius, гл. 2: Denz. 1787 (3006). Папская Библ. Ком., Декр. от 18 июня 1915: Denz. 2180 (3629); ЕВ 420; Свящ. К. Св. Служения, Посл. от 22 дек. 1923: ЕВ 499.

2 Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Divino afflante, 30 сент. 1943: AAS 35 (1943), p. 314; ЕВ 556.

3 В (in) человеке и через (per) него: ср. Евр 1, 1 и 4, 7 (в): 2 Цар 23, 2; Мф 1, 22 и passim (через); I Ват. Собор: Проект о катол. вероуч., прим. 9: Coll. Lac. VII, 522.

4 Лев XIII, Энцикл. Посл. Providentissimus Deus, 18 ноября 1893: Denz. 1952 (3293); ЕВ 125.

5 Ср. Св. Августин, О Книге Бытия, букв., 2. 9. 20: PL 34, 270-271; CSEL 28. 1. 46-47 и Посл. 82. 3: PL 33, 277; CSEL 34. 2, р. 354. - Св. Фома, Об истине, вопр. 12, ст. 2, С. - Трид. Собор, Сесс. IV, Декр. De canonicis Scripturis: Denz. 783 (1501). - Лев XIII, Энцикл. письмо Providentissimus Deus: ЕВ 121, 124, 126-127. Пий XII, Энцикл. письмо Divino afflante: EB 539.

6 Св. Августин, О Граде Божием, 18. 6. 2: PL 41, 537; CSEL XL, 2, 228.

7 Св. Августин, О христ. вероуч., 3. 18. 26: PL 34, 75-76; csel 80, 95.

8 Ср. Пий XII, указ. место: Denz. 2294 (3829-3830); ЕВ 557-562.

9 Ср. Бенедикт XV, Энцикл. письмо Spiritus Paraclitus, 15 сент. 1920: ЕВ 469. - Св. Иероним, На Гал 5. 19-21: PL 26, 417 А.

10 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. о католической вере, Dei Filius, гл. 2: Denz. 1788 (3007).

11 Св. Иоанн Златоуст, На Быт. 3. 8 (гом. 17. 1): PG 53, 134. "Применение" (аttemperatio) по-гречески "снисхождение" (sugkat‹basiw).

<< к оглавлению >>

Глава IV

О Ветхом Завете

14. Вселюбящий Бог, заботливо постановляя и приуготовляя спасение всего рода человеческого, по особому замыслу избрал Себе народ, чтобы вверить ему Свои обетования. Действительно, заключив завет с Авраамом (ср. Быт 15, 18) и через Моисея — с народом Израилевым (ср. Исх 24, 8), Он словами и делами открылся народу, приобретённому Им для Себя, как Бог единый, истинный и живой, чтобы Израиль испытывал, каковы Божественные пути в отношении людей, и, слушая Бога, говорящего устами Пророков, всё глубже и яснее постигал эти пути и всё шире распространял весть о них среди народов (ср. Пс 22(21), 28-29; 96(95), 1-3; Ис 2, 1-4; Иер 3, 17). Домостроительство спасения, предвозвещённое, изложенное и разъяснённое священнописателями, предстаёт истинным словом Божиим в книгах Ветхого Завета. Вот почему эти боговдохновенные книги сохраняют свою непреходящую ценность: "А всё, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду" (Рим 15, 4).

15. Домостроительство Ветхого Завета предназначалось прежде всего к тому, чтобы приуготовить, пророчески возвестить (ср. Лк 24, 44; Ин 5, 39; 1 Петр 1, 10) и ознаменовать через различные прообразы (ср. 1 Кор 10, 11) пришествие Христа, всеобщего Искупителя, и Его мессианского Царства. Далее, книги Ветхого Завета, учитывая положение рода человеческого до времён спасения, совершённого Христом, открывают всем знание о Боге и о человеке, а также о том, как праведный и милосердный Бог действует в отношении людей. Эти книги, хотя в них есть вещи несовершенные и преходящие, тем не менее показывают истинную Божественную педагогику.1 Потому эти книги, выражающие живое восприятие Бога, скрывающие в себе возвышенное учение о Боге, спасительную мудрость касательно человеческой жизни и дивные сокровища молитв, и в которых, наконец, кроется тайна нашего спасения, должны благоговейно приниматься христианами.

16. Итак, Бог, вдохновитель и автор книг обоих Заветов, так премудро устроил, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий раскрывается в Новом.2 Ибо, хотя Христос установил Новый Завет в Своей крови (ср. Лк 22, 20; 1 Кор 11, 25), однако книги Ветхого Завета, полностью воспринятые в Евангельское благовестие,3 приобретают и являют своё полное значение в Новом Завете (ср. Мф 5, 17; Лк 24, 27; Рим 16, 25-26; 2 Кор 3, 14-16) и, в свою очередь, освещают и объясняют его.

<< к оглавлению >>

Примечания

1 Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Mit brennender Sorge, 14 марта 1937: AAS 29 (1937), р. 151.

2 Ср. Св. Августин, Вопр. на Семикн. 2. 73: PL 34, 623.

3 Ср. Св. Ириней, Опроверж. ерес., III. 21. 3: PG 7, 950; (=25. 1: Harvey, 2, р. 115). Св. Кирилл Иерус., Катех., 4. 35: PG 33, 497. Феодор Мопс., На Соф., 1. 4-6: PG 66, 452D-453A.

<< к оглавлению >>

Глава V

О Новом Завете

17. Слово Божие, которое есть сила Божия ко спасению каждому верующему (ср. Рим 1, 16), превосходно излагается и являет свою силу в Книгах Нового Завета. Ибо, когда пришла полнота времён (ср. Гал 4, 4), Слово стало плотью и обитало среди нас, полное благодати и истины (ср. Ин 1, 14). Христос установил на земле Царство Божие, делом и словом явил Отца Своего и Себя Самого и Своей смертью, Воскресением и славным Вознесением, а также ниспосланием Святого Духа, завершил Своё дело. Вознесённый от земли, Он всех привлекает к себе (ср. Ин 12, 32), Он Один имеет слова жизни вечной (ср. Ин 6, 68). Но эта тайна не была явлена прежним поколениям так, как теперь она была открыта святым Апостолам Его и Пророкам во Святом Духе (ср. Еф 3, 4-6), чтобы они проповедовали Евангелие, пробуждали веру в Иисуса, Христа и Господа, и собирали Церковь. Обо всём этом Писания Нового Завета дают непреходящее и божественное свидетельство.

18. Общеизвестно, что из всех Писаний, даже Нового Завета, справедливо выделяются Евангелия, поскольку они представляют собою главное свидетельство о жизни и учении воплотившегося Слова, нашего Спасителя.

Церковь всегда и всюду считала и считает, что четыре Евангелия имеют апостольское происхождение. Ибо то, что Апостолы проповедовали по поручению Христа, они сами и их сподвижники впоследствии под вдохновением от Святого Духа передали нам в Писаниях как основание веры, то есть Четвероевангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.1

19. Святая Матерь Церковь твёрдо и с исключительным постоянством держалась и держится того, что перечисленные четыре Евангелия, историчность которых она безоговорочно удостоверяет, верно передают то, что Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно совершил и преподал ради их вечного спасения вплоть до того дня, когда Он был вознесён (ср. Деян 1, 1-2). То, что Господь говорил и делал, Апостолы после Его Вознесения передали своим слушателям с тем более полным разумением,2 которым они обладали, будучи наставлены славными событиями жизни Христа и научены светом Духа Истины.3 Священнописатели составили четыре Евангелия, частично отбирая из обширного запаса устного или уже письменного предания, частично прибегая к краткому пересказу либо объяснению, обусловленному состоянием церквей, или же сохраняя, наконец, форму провозвествования — но всегда таким образом, чтобы сообщить нам о Христе вещи истинные и подлинные.4 Ибо они, обращаясь и к своей собственной памяти и воспоминаниям, и к свидетельству тех, кто с самого начала был очевидцем и служителем Слова, написали это для того, чтобы мы познали истину тех слов, в которых были наставлены (ср. Лк 1, 2-4).

20. В Канон Нового Завета, кроме четырех Евангелий, входят также послания святого Павла и другие апостольские Писания, составленные под вдохновением от Святого Духа, которыми по премудрому замыслу Божию сообщаемое о Христе Господе подтверждается, его подлинное учение всё более и более разъясняется, спасительная сила Божественного дела Христова провозглашается, рассказ о начале Церкви и дивном её распространении излагается, славное её завершение предвозвещается.

Ибо Господь Иисус был со Своими Апостолами, как и обещал (ср. Мф 28, 20), и послал им Духа Утешителя, чтобы ввести их в полноту истины (ср. Ин 16, 13).

<< к оглавлению >>

Примечания

1 Ср. Св. Ириней, Опроверж. ерес., III. 11. 8: PG 7, 885; изд. Sagnard, р. 194.

2 Ср. Ин 14, 26; 16, 13.

3 Ср. Ин 2, 22; 12, 16; ср. 14, 26; 16, 12-13; 7, 39.

4 Ср. Инстр. Sancta Mater Ecclesia, изданную Папским Советом по содействию изучению Библии: AAS 56 (1964), р. 715.

<< к оглавлению >>

Глава VI



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: