Принципы менеджмента качества




СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Основные положения и словарь

 

ISO 9000:2005

Quality management systems – Fundamentals and vocabulary

(IDT)

 

Для учебных целей

 

Москва

Стандартинформ

 


 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

 

Сведения о стандарте

 

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно- исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

 

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

 

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от18 декабря 2008 г. № 470-ст

 

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ISO 9000:2005 «Quality management systems – Fundamentals and vocabulary»)

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении B.

 

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 9000 2001

 

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

 

 

© Стандартинформ, 2009

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения................................................................................................................ 1

2 Основные положения систем менеджмента качества............................................................... 1

2.1 Обоснование необходимости систем менеджмента качества............................................. 1

2.2 Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции...................... 2

2.3 Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества................................... 2

2.4 Процессный подход........................................................................................................... 2

2.5 Политика и цели в области качества.................................................................................. 3

2.6 Роль высшего руководства в системе менеджмента качества........................................... 3

2.7 Документация..................................................................................................................... 4

2.8 Оценивание систем менеджмента качества......................................................................... 4

2.9 Постоянное улучшение....................................................................................................... 5

2.10 Роль статистических методов.......................................................................................... 5

2.11 Направленность систем менеджмента качества и других систем менеджмента …………… 5

2.12 Взаимосвязь между системами менеджмента качества и моделями совершенства ……..… 6

3 Термины и определения........................................................................................................... 6

3.1 Термины, относящиеся к качеству...................................................................................... 6

3.2 Термины, относящиеся к менеджменту............................................................................... 7

3.3 Термины, относящиеся к организации................................................................................ 8

3.4 Термины, относящиеся к процессам и продукции............................................................... 9

3.5 Термины, относящиеся к характеристикам......................................................................... 10

3.6 Термины, относящиеся к соответствию.............................................................................. 11

3.7 Термины, относящиеся к документации.............................................................................. 12

3.8 Термины, относящиеся к оценке......................................................................................... 13

3.9 Термины, относящиеся к аудиту (проверке)....................................................................... 13

3.10 Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения............................ 14

Приложение А (справочное) Методология, использованная при разработке словаря.............. 16

 

 

 

 

Введение

 

 

Общие положения

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:

- ИСО 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000—2008) описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

- ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001—2008) устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

- ИСО 9004:2000* (ГОСТ Р ИСО 9004—2001) содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

- ИСО 19011:2002 (ГОСТ Р ИСО 19011—2003) содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Данный комплекс стандартов на системы менеджмента качества предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле.

 

Принципы менеджмента качества

Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией помимо менеджмента качества включает в себя также и другие аспекты менеджмента.

Следующие восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

b) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

c) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение в решение задач дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

d) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

e) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении её целей.

f) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

g) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу при разработке стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.

 

 

_____________

* С 1 ноября 2009 г. принята новая редакция ИСО 9004:2009.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: