СИСТЕМЫМЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Основные положения и словарь
ISO 9000:2005
Quality management systems – Fundamentals and vocabulary
(IDT)
Для учебных целей
Москва
Стандартинформ
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно- исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от18 декабря 2008 г. № 470-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ISO 9000:2005 «Quality management systems – Fundamentals and vocabulary»)
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении B.
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2009
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения................................................................................................................ 1
2 Основные положения систем менеджмента качества............................................................... 1
2.1 Обоснование необходимости систем менеджмента качества............................................. 1
2.2 Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции...................... 2
2.3 Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества................................... 2
2.4 Процессный подход........................................................................................................... 2
2.5 Политика и цели в области качества.................................................................................. 3
2.6 Роль высшего руководства в системе менеджмента качества........................................... 3
2.7 Документация..................................................................................................................... 4
2.8 Оценивание систем менеджмента качества......................................................................... 4
2.9 Постоянное улучшение....................................................................................................... 5
2.10 Роль статистических методов.......................................................................................... 5
2.11 Направленность систем менеджмента качества и других систем менеджмента …………… 5
2.12 Взаимосвязь между системами менеджмента качества и моделями совершенства ……..… 6
3 Термины и определения........................................................................................................... 6
3.1 Термины, относящиеся к качеству...................................................................................... 6
3.2 Термины, относящиеся к менеджменту............................................................................... 7
3.3 Термины, относящиеся к организации................................................................................ 8
3.4 Термины, относящиеся к процессам и продукции............................................................... 9
3.5 Термины, относящиеся к характеристикам......................................................................... 10
3.6 Термины, относящиеся к соответствию.............................................................................. 11
3.7 Термины, относящиеся к документации.............................................................................. 12
3.8 Термины, относящиеся к оценке......................................................................................... 13
3.9 Термины, относящиеся к аудиту (проверке)....................................................................... 13
3.10 Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения............................ 14
Приложение А (справочное) Методология, использованная при разработке словаря.............. 16
Введение
Общие положения
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:
- ИСО 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000—2008) описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
- ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001—2008) устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
- ИСО 9004:2000* (ГОСТ Р ИСО 9004—2001) содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
- ИСО 19011:2002 (ГОСТ Р ИСО 19011—2003) содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Данный комплекс стандартов на системы менеджмента качества предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле.
Принципы менеджмента качества
Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией помимо менеджмента качества включает в себя также и другие аспекты менеджмента.
Следующие восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
а) Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
b) Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
c) Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение в решение задач дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
d) Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
e) Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении её целей.
f) Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
g) Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
h) Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу при разработке стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
_____________
* С 1 ноября 2009 г. принята новая редакция ИСО 9004:2009.