Наиль Асхатович Гаитбаев




Башкирский драматург, прозаик, поэт; Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

В 1966 году окончил среднюю школу в г. Сибае, в 1972 г. — Магнитогорский горно-металлургический институт по специальности горный инженер-механик. Работал на Киселёвском машиностроительном заводе (Кемеровская область) — мастером, начальником участка, главным механиком; затем — на Башкирском медно-серном комбинате (Сибай) — старшим механиком (1976—1978), старшим инженером (1978—1988).

В 1983 г. окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, в 1987 г. — Высшие театральные курсы при ГИТИСе.

В 1988—1990 гг. — литературный консультант в Союзе писателей Башкирской АССР.

С 1992 по 1998 г. — заместитель, первый заместитель министра культуры Республики Башкортостан. Был организатором Дней культуры Башкортостана в Татарстане, в Свердловской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, Саратовской, Самарской областях, в Турции и в Москве. Организовывал и проводил ежегодный фестиваль «Театральная весна», ежегодные двухнедельные семинары в открытой им школе-лаборатории молодых драматургов. Инициировал создание и открытие:

в Сибае — государственной филармонии, детского театра «Сулпан», музыкального лицея для одарённых детей, колледжа искусств;

в Уфе — учебно-методического центра музыкального образования при Министерстве культуры, журналов «Рампа» (на русском языке) и «Тамаша» (на башкирском языке), Национального литературного музея.

В 1994—2010 годы — главный редактор журнала «Тамаша». В 2000—2007 годы — генеральный директор Национального литературного музея Республики Башкортостан.

Член Союза писателей России, член правления и председатель секции драматургии Союза писателей Башкортостана. Член редколлегии журналов «Тамаша» и «Агидель», член художественного совета киностудии «Башкортостан» и ряда театров, член правления Литературного фонда Башкортостана.

11 апреля 2014 года избран председателем Союза писателей Республики Башкортостан

Отец — Асхат Шакирьянович Гаитбаев, мать — Бибикамал Шугаюповна Гаитбаева.

Жена (в 1969—1988) — Клара.

дети — Ришат (р. 1970), Азат (р. 1981).

Жена (с 1988) — Эмма.

дети — Даян (р. 1989), Ямиля (р. 1992), Миляуша (р. 1994), Айморат (р. 1996).

Внучка Алия (р. 2003)

Писать начал в 1970-е годы. Первая книга — «Время золотых дождей» (1979). Автор более 20 книг, трёх романов, около 20 повестей, более 80 рассказов.

Написал более 50 пьес, которые идут на сценах театров Башкортостана, Татарстана, России и за рубежом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Башкирская драматургия как отдельный род национальной литературы сформировалась в конце XIX — начале XX века. Она в самом начале опиралась на многовековые традиции фольклора и письменное наследие башкирского народа прошлых столетий.

В формировании драматургических жанров особую роль сыграло творчество писателей-просветителей. Дискуссии об образовании, о социальных проблемах, общественно-политические и философские взгляды интеллигенции выражались в периодической печати в форме драматических этюдов.

Многие начинающие драматурги обратились к исторической теме. Жанры шежере, таварих, таварихнаме постепенно утрачивают свои функции. Башкирская литература начинает ориентироваться на западную художественную эстетику и драматургические традиции, сложившиеся в отражении исторического прошлого народа.

В начале XX века возникли жанры историко-героической, социально-политической, социально-философской драмы. В них отражается своеобразный менталитет башкирского этноса, освещаются злободневные проблемы эпохи.

Таким образом, в башкирских эпосах обнаруживается драматургическое строение произведений. Основная часть, авторские пояснения излагаются прозой. Для усиления плавного течения повествования, создания драматической напряженности ситуации появляются диалоги в стихотворной форме. Так создается своеобразная, близкая к драме, форма.

Сказители эпосов — сэсэны — отличались высшим мастерством исполнения. Сэсэны несли в себе несколько функций: рассказывая зрителям содержание эпоса, они одновременно выступали в роли живых персонажей, актеров и музыканта, создавая сценический эффект. Известный фольклорист М. Бурангулов на примере Габит-сэсэна подробно описывал институт сэсэнства. Восхищаясь его актерским талантом, он записал следующие слова сказителя: «Следуя за кубаиром, я забываю весь мир. Представляю себя вместе с батырами. Вместе с ними иду в бой»

Эпические традиции, идущие от древних кубаиров и произведений героического эпоса, оказали сильное влияние на письменное дастанное творчество. Произведения «Киссаи Йусуф», «Тагир и Зухра», «Лейла и Меджнун», «Алпамыш и Барсынхылу» органически соединены изобразительностью прозаической и стихотворной форм, диалогами и монологами. Диалогически построенные сказки, легенды и предания, истории песен и их своеобразные манеры исполнения (обращение героев друг к другу с песнями) тоже носят форму зрелища. В основе каждой башкирской народной песни лежит глубокая драма. Развитие художественной идеи осуществляется посредством музыкально-драматических форм. В начале XX века Ф. Туйкин на основе истории песни «Любезники-любизар» написал драму «Герои Отчизны».

 

 

Список использованной литературы

1. Башкортостан: Краткая энциклопедия. — Уфа: Научное изд-во «Башк. энциклопедия»
Башҡорт әҙәбиәте тарихы. 2–6‑сы томдар. Өфө, 1990–1996;

2. Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и башкирская литература ХIХ – начала ХХ века. Уфа, 2006.

3. Т.А.Кильмухаметов. Башкирская драматургия. БАШКИРСКАЯ

4. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия» (2013)

5. Поэтика башкирской драматургии

6. Особенности формирования и развития башкирской драматургии начала XX века

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: