Конфликт: понятие, виды, причины возникновения




Введение

 

С конфликтными ситуациями приходится сталкиваться каждому из нас. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных групп, институтов, играют ключевую роль в жизни каждого человека, семьи, государства, коллектива, общества и человека в целом.

Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт - это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации.

Актуальность данной темы заключается в том, что большинство руководителей не уделяют должного внимания конфликтам, поскольку конфликты тормозят процесс производства. Поэтому конфликты необходимо разрешать в истоках их формирования. В данной работе наглядно характеризуются методы разрешения конфликта.

Объектом исследования работы является понятие конфликта в организации и методы его управления.

Предмет исследования - конфликт в организации и управление социальными конфликтами.

Цель работы - рассмотреть основные конфликты в организации и методы управления социальными конфликтами.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

. дать понятие конфликту, рассмотреть его виды и причины возникновения

. изучить социальные конфликты в организации

. выявить основные методы разрешения социальных конфликтов в организации.

При написании данной работы использовалась многочисленная литература по социологии управлении. Так в учебнике Фененко Ю.В. [13] рассматриваются социальные конфликты и управление ими, приводится классификация конфликтов. Дается подробный анализ конфликтной ситуации, профилактика и разрешение конфликтов.

Там, где люди работают вместе, часто возникают конфликты. Как направить энергию конфликта в плодотворное русло и избежать их губительных последствий? Для ответа на этот вопрос поможет ответить книга Редриха [9]. В ней представлена концепция модерации группового конфликта как путешествие через неизведанную местность.

В книге Эберхард Г. Фелау [16] речь идет о конфликтах. Анализируются их возникновения, особенности развития и восприятие вовлеченными в них людьми. Отмечаются отрицательные и положительные стороны конфликтов, даются классификация конфликтов и рекомендации по выходу из конфликтной ситуации. Книга написана простым, ясным и доступным языком, обильно иллюстрирована примерами.

В учебном пособии Лазукина А.Д. [7] рассматриваются актуальные проблемы новой отрасли научных знаний, исследующей социальные конфликты. На основе изучения отечественных и зарубежных источников, анализа практики деятельности руководителей трудовых коллективов, специалистов-конфликтологов и материалов специальных исследований уточняются сущность и содержание социальных конфликтов, причины их возникновения и динамика протекания, обосновываются ключевые пути и условия профилактики и конструктивного разрешения конфликтов в современных условиях. Особое внимание уделяется вопросам деятельности руководителя в конфликтных ситуациях.

Таким образом, контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения.


Понятие конфликта и его природа

Конфликт: понятие, виды, причины возникновения

Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен [8]. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.

Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний. Он проявляется когда одна из сторон начинает действовать, ущемлять интересы другой стороны. Любой конфликт это отсутствие согласия между двумя и более сторонами (отдельными людьми или группами людей), в результате чего они не могут нормально удовлетворять свои потребности. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Конфликты в деловом общении характеризуются столкновением различно направленных интересов, целей, взглядов, мнений, моралей. Конфликт - это комплексное, многообразное и неоднозначное явление, неизбежная составляющая социальной жизни. К его основным признакам относятся: ситуация, рассматриваемая как проблемная; наличие объекта и его неделимость; возможность разрастания проблемной ситуации и желание участников ее продолжать.

Деловой конфликт - это специфическое столкновение, которое возникает только в профессиональной сфере. Обычно это происходит при переговорах или разного рода заседаниях. Конфликты в деловых отношениях имеют нескольких разновидностей:

1. Реалистические. Целью таких столкновений является достижение каких-либо конкретных преимуществ и результатов.

2. Беспредметные. Их цель - обычная, ни с чем не связанная эмоциональная разрядка. В деловом общении второй вид конфликта почти не встречается.

3. Конструктивные. Носят созидательный характер.

4. Деструктивные. Являются разрушительными и часто выходят за рамки морально-этических норм.

Конфликт - одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми.

Различают следующие виды конфликтов в деловом общении:

· в зависимости от способа разрешения - компромиссные и антагонистические;

· по напряженности воздействия - горизонтальные, вертикальные;

· в зависимости от количества конфликтующих сторон - межгрупповые, межличностные, между личностью и группой;

· по форме проявления - деструктивные, конструктивные, стабилизирующие;

· в зависимости от причин возникновения - тотальные и ситуативные;

· по степени выраженности - скрытые и открытые;

· в зависимости от природы возникновения - социальные, организационные, личностные (эмоциональные).

Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Причины конфликтов в деловом общении разнообразны. Любой из них представляет собой несогласие двух и более сторон, вследствие которого они не могут удовлетворить свои потребности. Отличие желаний, целей, мотивов или ущемление чьих-либо интересов всегда несет разрушительный характер.

Говоря о причинах конфликтов в деловом мире, следует указать на два вида конфликтной ситуации: остроконфликтная и провоцирующая. Для остроконфликтной ситуации, которая возникает особенно часто, характерны скоротечное возникновение или проявление конфликта, высокий накал эмоций и чувств. Причины такой ситуации иногда могут быть спонтанными, ситуативными, неосознаваемыми. Провоцирующая ситуация в деловых взаимоотношениях - относительно редкое явление, проявляет себя в явной или скрытой форме, когда делаются попытки компрометации кого-либо из деловых партнеров или искусственно создаются трудности для осуществления конкретных деловых функций. Причины такой ситуации, как правило, осознаны, коварны, глубоко проработаны, поэтому их сложно выявлять.

Конфликты в деловой среде вызываются различными причинами и протекают при неодинаковых обстоятельствах. Чаще всего они вызываются нарушением или несоблюдением норм деловой этики или возникают в результате столкновения противоположных мнений, несовместимых ценностей, различных оценок и подходов. Самое верное средство ликвидировать конфликты такого рода состоит в том, чтобы найти такие общие ценности и подходы, которые принимали бы конфликтующие стороны. При этом важно уметь избегать насильственного навязывания своего мнения, нельзя категорически отрицать то, что утверждает оппонент, попутно отпуская в его адрес незаслуженные упреки.

Конфликты ценностных ориентаций обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего «пищу» им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное - не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно выявить истинные причины, вызвавшие недовольство, и любым способом смягчить напряженную ситуацию, а дальше, как говорят «дело техники», т.е. умело использовать свои этические знания. Выдержка, такт, устранение любой тенденциозности, щепетильное соблюдение делового этикета - все это во многом определяет морально-психологическую тональность такого конфликта и «работает» на его погашение.

Когда между участниками деловой встречи отсутствует элементарное взаимопонимание, конфликтная ситуация может возникнуть совершенно неожиданно, даже без причин. Как показывает анализ конфликтов такого рода, конфликтные стороны обычно не делают даже слабых попыток, чтобы понять мотивы и интересы противоположной стороны. Созданию конфликтных ситуаций способствуют неправильные манеры поведения и различного рода дурные привычки. Поэтому не следует в присутствии собеседника сидеть «развалясь в кресле», раскачиваться на стуле, сидеть на самом его краешке, класть ногу на ногу, покачивать ногой во время разговора. Следует постоянно держать под контролем свои руки. Установлено, что собеседника очень смущает и порой очень раздражает, когда его коллега начинает непроизвольно «барабанить» пальцами по столу или нетерпеливо постукивать по нему различными посторонними предметами (спичечным коробком, зажигалкой и т.п.).

Большой заряд конфликтности носят и ситуации, которые возникают вследствие нарушения норм делового этикета, при добродушной бесцеремонности в деловом разговоре. Сюда же следует отнести повышенную категоричность суждений, неоправданное и всегда неуместное в деловых взаимоотношениях морализаторство, частое перебивание в процессе беседы. Такие «мелочи жизни» всегда воспринимаются в несколько преувеличенном виде и потому очень легко могут перерасти в конфликт.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: