Обеспечение продовольственной безопасности - стратегически важное направление политики, одно из условий сохранения экономической стабильности, социальной устойчивости и суверенитета государства. Если продовольствия недостаточно и треть населения не может приобрести его, то страна или регион объявляются зоной бедствия. Различают семь уровней управления, обеспечивающих решение проблем продовольственной безопасности в трансформационной экономике (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Уровни продовольственной безопасности
Уровень | Субъект, решающий проблему | Функции субъекта |
Глобальный | ООН, ФАО, ВТО, Комитет по продовольственной безопасности и т.д. | Содействие стабильному экономическому развитию, долговременные программы борьбы с голодом, создание запасов продовольствия |
Субрегиональный | Межрегиональные образования с соответствующими органами, форумы | Содействие стабильному экономическому развитию, улучшение качественных параметров продовольствия |
Межнациональный | Региональные объединения и соответствующие органы | Солидарное поведение путем заключения соглашений по торговле, ценам, стандартизации |
Государственный | Правительства, законодательные органы | Создание законодательной, нормативной и ресурсной базы для обеспечения продовольственной информации, формирование соответствующих фондов и их резервов. Определение направлений повышения качества продовольствия |
Местный | Территориальные органы управления | Создание условий для получения доходов в домашних хозяйствах. Снабжение продуктами и контроль качества |
Группы | Домашние хозяйства | Достижение доходов, обеспечивающих рациональное потребление |
Семейный | Домашние хозяйства | Приобретение и использование продуктов питания и др. |
|
Каждый из них имеет управляющие субъекты с конкретными функциями, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Несмотря на то, что проблема решается на всех уровнях, гарантировать продовольственную безопасность в трансформационной экономике в полной мере может только государство. Оно формирует взвешенную продовольственную политику и создает условия для ее реализации, в первую очередь за счет собственного производства продовольствия на основе устойчивого функционирования сельского хозяйства. О необходимости его приоритетного развития свидетельствуют тенденции формирования мировых продовольственных ресурсов, рассмотренные выше.
Решение продовольственной проблемы в современных условиях и в перспективе на глобальном уровне по различным причинам в полной мере не просматривается. Обеспечивать ее каждая страна с трансформационной экономикой должна исходя из своего потенциала, в основном за счет собственного производства при максимальном использовании преимуществ международного разделения труда [8, c. 24].
К наиболее опасным факторам, способным создавать в современных условиях угрозы безопасности в продовольственной сфере и которые необходимо постоянно учитывать в трансформационной экономике, относятся следующие.
. Глобализация продовольственного рынка и так называемая «либерализация торговли продукцией сельскохозяйственного происхождения», изменение условий обмена, наличие тарифных и иных ограничений для выхода на внешний рынок; рост импорта на национальном рынке, использование продовольствия в качестве рычага внешнеполитического давления на импортеров.
|
. Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, ограничивающая доступность импорта и возможность экспорта; сокращение прироста продовольственных ресурсов на душу населения из-за опережающих темпов роста населения в некоторых регионах мира; снижение объемов предложения сырья и продовольствия по причине природных аномалий.
. Стабильный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, вызванный удорожанием ресурсов, применяемых в сельском хозяйстве, а также несоответствие его развития многофункциональности, включая сохранение сельского уклада жизни и экологическую безопасность.
. Ухудшение импорта, повышение доли импортных продуктов на национальных рынках, несоответствующих внутренним стандартам качества, невозможность их безопасного использования для здоровья населения.
. Сокращение производственного потенциала (сельскохозяйственные угодья, трудовые ресурсы, основные фонды, оборотные средства), недостаточная степень использования производственных мощностей; низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке по сравнению с импортными аналогами.
. Недостаточный уровень нововведений в сфере материального производства и, в частности, в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности; моральный и физический износ действующего оборудования, незначительный удельный вес принципиально новых разработок и ноу-хау, отсутствие механизма, стимулирующего внедрение новшеств.
|
. Низкая устойчивость производства, недостаточная способность предупреждать или ослаблять спады, противостоять отрицательным воздействиям сил природы и рационально использовать производственные ресурсы.
. Ухудшение структуры производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сокращение численности поголовья коров, лошадей, овец, коз, птицы, животных по группе «прочие».
. Недостаточность объемов производства для удовлетворения потребности важнейшими видами продукции (зерно, мясо, плоды, ягоды, масличное сырье) по оптимальному уровню; сырьевая направленность экспорта, низкий уровень хранения и переработки продукции (картофель, овощи, плоды, ягоды).
. Неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка продовольствия, низкий уровень маркетинговых исследований, наличие административных барьеров для продуктообмена.
. Высокая доля расходов на продовольствие в семейном бюджете, несбалансированность структуры потребления и снижение физической доступности продовольствия в группах населения с низкими доходами; наличие населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума.
. Низкий уровень пропаганды здорового питания в средствах массовой информации в учреждениях и организациях; реклама, особенно импортных продуктов, не гарантирующая их качество и полезность для здоровья населения [6, c. 6].
В национальных стратегиях стран с трансформационной экономикой в первую очередь следует обращать внимание на тенденции, сущность которых в обобщенном виде заключается в следующем:
емкость мирового рынка увеличивается при ухудшении условий формирования ресурсов, нестабильной динамике производства и недостаточной сбалансированности мирового экспорта и импорта;
модифицируется концепция конкурентоспособности в связи с необходимостью учета факторов развития сельской местности как среды обитания, а не только эффективности аграрного производства, усиливается влияние факторов, определяющих качество и цену продуктов питания;
глобализация пищевой промышленности ужесточает конкуренцию, ухудшая конъюнктуру продовольственного рынка, стабильно повышая цены;
либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией, обусловленная правилами ГАТТ/ВТО, усиливая конкуренцию на рынке, способствует применению мер тарифного и нетарифного регулирования;
сокращаются переходящие запасы мировых продовольственных ресурсов, что снижает стабильность функционирования продуктовых рынков, определяемую наличием резервов, сглаживающих конъюнктурные колебания;
в экономически развитых странах изменение спроса касается структуры потребления, качества продуктов питания и их влияния на здоровье населения, в развивающихся - преимущественно роста объемов потребления;
ряд развивающихся стран и стран с переходной экономикой превратятся в нетто-импортеров с ограниченными возможностями закупок продовольствия;
приоритет в формировании мировых ресурсов сохранится за странами, ориентированными на экспорт, международная торговля продовольствием в ряде случаев будет определяться политическими мотивами, а не экономическими и коммерческими факторами;
на аграрном рынке усиливается ориентация на инновационное развитие производства, его качество и многофункциональность сельского хозяйства;
в перспективе не просматривается повышение уровня мировой продовольственной безопасности, поскольку ежегодный прирост производства продукции в 1,5-1,8 раза ниже прироста потребности;
ухудшение конъюнктуры мирового рынка провоцирует продовольственный кризис в государствах, ориентированных на импорт [10, c. 19].
Реализация углубленного международного разделения труда, несомненно, усиливает торговые потоки и в целом повышает эффективность мировой экономики. Однако экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны характерен свой подход в решении продовольственной проблемы.
Общей в современных условиях является тенденция обеспечения внутреннего рынка продовольственных товаров преимущественно за счет собственного производства.
Роль государственного экономического регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны определяется созданием условий для стабильного роста производства в аграрно-промышленном секторе национальной экономики, а также использованием государственных функций и политической воли для нейтрализации опасности продовольственной зависимости страны.
Одной из главных целей регулирования продовольственного рынка является повышение уровня самообеспеченности и защита интересов потребителей и товаропроизводителей в сельском хозяйстве. При этом интересы производителей должны защищаться, если их деятельность не противоречит интересам потребителей. Однако даже при использовании всех имеющихся ресурсов, повышение уровня обеспеченности населения страны собственным продовольствием на 100% совсем не простая задача. Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечивать продовольственную безопасность на определенном уровне.
Другой целью обеспечения продовольственной безопасности страны за счет регулирования продовольственного рынка является достижение стабилизации в период резких изменений цен на рынке [1, c. 82].
Для достижения этих целей необходимы:
формирование паритетных экономических отношений между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;
устранение несоответствия между доходами работников, занятых в аграрно-промышленном комплексе, и доходами работников в других сферах народного хозяйства;
защита местных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
В практике развитых стран мира к основным направлениям регулирования продовольственного рынка относятся: регулирование цен с целью усиления влияния спроса на производство сельскохозяйственной продукции; воздействие на уровень расходов товаропроизводителей с помощью налоговой системы и субсидий; обеспечение государственных гарантий для товаропроизводителей продовольствия.
Особую роль в обеспечении продовольственной безопасности и регулировании продовольственного рынка играют государственные продовольственные фонды. Они необходимы для создания продовольственных запасов, используемых государством в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях, во время войны, в периоды, когда на рынке наблюдается серьезный дефицит продовольствия и стремительный рост цен. С целью координации деятельности, связанной с государственным регулированием продовольственного рынка, формированием продовольственных фондов и организацией их использования правительствами обычно создаются специальные государственные агентства, которые в качестве юридических лиц, действуют от имени государства, выполняя специальные обязательства перед товаропроизводителями.
В мировой практике как средство нетарифного регулирования с целью предотвращения продовольственной зависимости и сокращения импорта применяются сбытовые квоты, в частности, для ограничения объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой зарубежными товаропроизводителями и усиления позиций отечественных производителей этой продукции на внутреннем рынке, в том числе за счет их экономического стимулирования.
Важным фактором регулирования продовольственного рынка является государственная ценовая политика, которая предполагает, в первую очередь, обеспечение паритетных соотношений цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, компенсацию высоких затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, уплату налогов и прочих платежей. (Это так называемые `целевые цены`). `Гарантийные` цены в соответствии с экономической политикой государства в течение определенного периода обеспечивают достаточный для осуществления расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции уровень доходов. `Ориентировочные` цены рекомендуются как для товаропроизводителей, так и покупателей сельскохозяйственной продукции. Они устанавливаются государственными органами на основе прогноза рыночной конъюнктуры и средних рыночных цен по видам продукции, по которым не предусмотрены гарантийные цены [1, c. 83].
Большое значение при регулировании производства и сбыта имеют залоговые операции как одно из наиболее эффективных экономических средств, имеющихся в распоряжении государства, для обеспечения продовольственной безопасности страны и регулирования продовольственного рынка. Они определяют порядок выдачи кредитов на основе залога сельскохозяйственной продукции. При этом продукция, оценивается по (категориям) заклада. Государство обеспечивает залоговые операции путем оплаты стоимости залога. Производители сельскохозяйственной продукции принимают участие в этом процессе на добровольной основе. Функции залогоприемщика выполняются государством в лице его уполномоченных. В качестве залога принимаются и уже произведенная сельскохозяйственная продукция, и сельскохозяйственная продукция будущего года. Государственные гарантии на залоговые операции по сельскохозяйственной продукции предусматривают финансирование залоговых операций (уполномоченными органами государства непосредственно из бюджета), предоставление кредита залогоприемщикам на льготных условиях; выделение кредитов и бюджетных ассигнований залогоприемщикам для компенсации их расходов по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Не менее значимы целевые государственные программы помощи сельским товаропроизводителям. При этом наиболее распространенным видом компенсаций по целевым программам помощи является предоставление бюджетных средств товаропроизводителям для приобретения материально-технических ресурсов с условием частичного погашения расходов. К ним относятся дотации с целью содействия согласованию рыночных цен и уровней доходов, а также для обеспечения выплаты процентов по кредитам, субсидии товаропроизводителям с целью стимулирования их экспортной деятельности, а также субсидии как адресные финансовые средства с целью финансирования социальных и культурных мероприятий.
Государство для обеспечения продовольственной безопасности страны гарантирует хозяйствующим субъектам, занимающимся аграрно-промышленным производством:
создание соответствующих условий для обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена между сельским хозяйством и промышленностью, а также достаточных доходов для осуществления расширенного воспроизводства;
реализацию основной сельскохозяйственной и продовольственной продукции по гарантийным ценам в рамках квот, установленных государственными органами;
содействие инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных для производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции в соответствии с целевыми программами;
государственную помощь в производстве и реализации основных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции с учетом региональных, экономических и природно-климатических условий;
погашение определенной части процентов по кредитам, коммерческих банков и выдачу кредитов на льготных условиях;
компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей;
антимонопольное регулирование цен на продукцию перерабатывающих предприятий;
применение, в соответствии с налоговым законодательством, льготного налогообложения предприятий и организаций, занимающимся аграрно-промышленным производством;
осуществление мер экономической защиты отечественных товаропроизводителей от неблагоприятного воздействия внешнего рынка [1, c. 84].
Итак, устойчивость продовольственного обеспечения определяет благополучие страны. В условиях политической самостоятельности и экономической нестабильности в связи с сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия их роль становится приоритетной.