Проблема продовольственной безопасности привлекает внимание мирового сообщества начиная с 70-х гг. XX в., когда обнаружился дефицит мировых продовольственных ресурсов. Эта проблема носит глобальный характер: производство, распределение и торговля продуктами питания волнуют каждое государство независимо от того, страдает ли его население от голода и недоедания или обеспечено продовольственными товарами в достаточном или избыточном количестве. Причину ее актуальности можно объяснить словами А. Брийе-Саварена: "Судьбы наций зависят от того, как они питаются" [12, c. 19].
Гарантия достаточного продовольственного обеспечения - одна из проблем международной и национальной экономической безопасности, занимающая ведущее место в политике государств. Комплексные мероприятия в области снабжения продовольствием, получившие самостоятельную значимость, являются одним из главных "структурных блоков" национальной безопасности всех стран. При этом вопросы продовольственного положения и развития сельского хозяйства рассматриваются в качестве приоритетных.
Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей.
Продовольственная стратегия государств направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения их суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости. Она заключается в оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Задача правительств состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и принять соответствующие меры социально-экономического регулирования [10, c. 8].
|
Проблема продовольственной безопасности решается в развитых и трансформационных экономиках совершенно по-разному. Правительства промышленно развитых стран мира придают общегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. Для стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, включая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих критериев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, традиций в питании. Странам с трансформационной экономикой предстоит использовать любые возможности для наращивания собственного производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием. В целях достижения мировой продовольственной безопасности Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН (далее - ФАО) рекомендует также наращивать объемы продовольственных ресурсов многим государствам, имеющим сравнительно высокий уровень производства [10, c. 9].
|
Впервые термин "продовольственная безопасность" введен в международный оборот после зернового кризиса 1972-1973 гг. На Генеральной Ассамблее ООН в 1974 г. была принята резолюция "Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире". При этом под мировой продовольственной безопасностью понималось главным образом "сохранение стабильности на рынках продовольственных товаров при доступности базовых продуктов питания для всех стран мира". Однако единый категорийный аппарат в то время так и не был выработан. Основными мероприятиями были признаны: создание запасов продовольствия на уровне отдельных государств; организация мониторинга и раннее предупреждение нехватки продовольствия; оказание продовольственной помощи нуждающимся странам; вовлечение развивающихся стан в международную торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами. Сочетание импорта и помощи со стороны развитых стран виделось средством решения продовольственной проблемы большинства государств [12, c. 19].
В последующий период мировая продовольственная проблема лишь обострилась. Ежегодное увеличение численности населения в мире, сокращение и деградация посевных площадей, рост мировых цен на сырье и продукты питания в связи с мировым неурожаем в странах - экспортерах сельскохозяйственной продукции, истощение природных ресурсов, ухудшение экологической ситуации - эти и другие факторы стали препятствовать дальнейшему развитию мирового производства продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Количественная сторона проблемы не стала основополагающей (по оценкам Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН - ФАО, мир способен прокормить в 2 раза больше людей, живущих на Земле), так как в это время ярко проявились различия в обеспечении стран продуктами питания, усилилось неравенство. Под влиянием этих процессов появился новый подход к проблеме продовольственной безопасности, согласно которому достижение продовольственной безопасности в глобальном масштабе стало возможным только через обеспечение последней в каждом отдельном государстве. В связи с новым подходом к решению продовольственной проблемы особое внимание стало уделяться программам продовольственной безопасности и улучшению питания на местах. Главным образом программами предусматривается стабильность внутреннего производства и импортных поставок продовольствия, а также создание национальных запасов продуктов питания для стабилизации спроса и цен.
|
Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирный банк (ВБ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная продовольственная программа (ВПП) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций (ФАО) в марте 2008 г. объявили об угрозе мирового продовольственного кризиса, а в апреле он уже охватил 39 стран мира [15, c. 63].
Депрессивное воздействие на мировой рынок оказывает устойчивый рост цен на большинство продовольственных товаров (табл. 1.1 и рис. 1.1).
Рис. 1.1. Индекс цен на продовольствия по оценке ФАО
Такому развитию событий способствовал ряд факторов, включая низкий уровень мировых запасов продовольствия, особенно пшеницы и кукурузы. В 2006 и 2007 годах в Европе, Австралии, других ориентированных на экспорт регионах урожай этих культур был ниже среднего. Рост цен обусловлен также увеличением использования зерна на биотопливо, изменением сельскохозяйственной политики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), высокими темпами экономического роста в развивающихся странах и увеличением численности народонаселения. На сельскохозяйственные рынки все более негативно влияют иные сегменты сбыта (энергетики, готовых изделий, финансов и тому подобного), а также такие факторы, как изменение климата и дефицит водных ресурсов [8, c. 23].
Таблица 1.1. Индекс цен на отдельные виды продовольствия
Индексы цен на продовольствие | Мясо | Молочные | Зерновые | Масла и жиры | Сахар | |
Ситуация, складывающаяся сегодня на рынках, во многом отличается от ситуации прошлых лет. И в первую очередь тем, что повышение цен (после их очередного снижения) продолжается дольше и затрагивает почти все основные продовольственные и кормовые товарные группы. Однако некоторые факторы, определяющие нынешнее положение на рынке, могут иметь краткосрочный характер. Например, неопределенной остается роль биотоплива в качестве устойчивой альтернативы органическому топливу. Самое большое воздействие на цены в рамках всех основных продовольственных и кормовых видов культур оказывает дополнительный спрос на кукурузу, являющуюся сырьем для производства этанола, и на семена рапса как сырье для получения биодизельного топлива. В 2007 году на производство этанола использовано примерно 12 % мировых запасов кукурузы, на корм скоту - 60 %. В Соединенных Штатах на производство этанола было направлено около 30 % всего национального потребления кукурузы. Страны с формирующейся рыночной экономикой (Китай и Индия) играют важную роль в глобальном предложении сельскохозяйственных товаров и спросе на них. Однако рост цен на сельхозсырье берет начало не в этих странах. В сезоне 2007-2008 годов Китай и Индия не играли существенной роли на мировых рынках в качестве импортеров зерна. Китай продолжает экспортировать кукурузу, а импорт пшеницы в Индию остается относительно незначительным, особенно в сравнении с объемом ее общего потребления. С ростом доходов структура питания в этих странах должна измениться в сторону увеличения потребления продуктов животноводства (таких как мясо и молочные продукты) [8, c. 24].
Резкий скачок мировых цен на продовольствие в очень короткий срок привел к увеличению голодающих и недоедающих на 100 млн человек. В настоящее время их количество уже превысило 923 млн человек. Под угрозой оказалось достижение одной из главных задач декларации «Цели развития тысячелетия» - сокращение числа голодающих в мире до 500 тысяч. К такому выводу пришли участники совещаний по продовольственной проблеме в июне и октябре 2008 г. в Риме, а также на экономическом форуме в июне 2009 г. в Санкт-Петербурге.
Депрессивное воздействие на рынок оказывают не только продовольственный, но и энергетический и финансовый кризисы. Особенность современного этапа заключается в том, что во избежание негативных последствий кризиса меры оперативного реагирования, вплоть до введения талонов, принимают все государства: как развивающиеся, так и развитые. Например, в США каждый девятый американец получает продовольственные талоны. Продовольственную помощь получают граждане 21 штата (размер дотаций составляет 113,87 долларов США в месяц) [15, c. 64].
Рост цен на фоне общего дефицита продовольствия основательно ухудшил обеспечение населения в странах, зависимых от импорта. Причины этого явления связаны не только с опережающим ростом спроса над предложением и соответствующим повышением цен, но и с мерами, ограничивающими экспорт. Это можно проследить на примере с рисом. Сорок стран - производителей риса по причине неурожая сократили поставки его на экспорт. В 2008 г. производство его увеличилось почти на 2% по сравнению с 2007 г. и составило свыше 660 млн т, однако поставка на мировом рынке сократилась более чем на 1 млн т.
Сорок стран - производителей риса, включая Китай, Индию, Вьетнам, Индонезию и Египет, сократили поставки по экспорту по причине роста внутреннего потребления. В результате в Северной Корее число нуждающихся в международной помощи составило 6,5 млн человек, дефицит риса на Филиппинах и в Индонезии вырос до 1 млн т в каждой стране.
Проблема затронула не только развивающиеся страны, но и ряд экономически состоятельных государств. В США цена риса удвоилась и достигла 1 тыс. долл/т. Это обстоятельство вынудило администрацию США нормировать продажу риса до 2 кг на одного покупателя. Такие же меры были предприняты в Англии, Израиле, Никарагуа [7, c. 6].
Согласно прогнозам, в ближайшие 10-15 лет цены на продукты питания будут стабильно расти. Надо четко осознавать: то, что сформировалось и закрепилось на мировом рынке, вряд ли уже будет иметь обратные тенденции. Следует ожидать, что до 2015-2020 гг. сохранится тренд роста объемов мирового потребления продовольствия, международной торговли агропромышленной продукцией и цен на основные виды сельскохозяйственных товаров.
В этой связи следует учитывать особенности состояния мирового рынка продовольствия, которому присущ дефицит предложения по многим товарным группам. Этот дефицит провоцируется, как известно, не только неблагоприятными погодными условиями или непредвиденной эпизоотической обстановкой, которая время от времени возникает в различных регионах мира, но и социальными катаклизмами в ряде стран, экспорт из которых ограничен или запрещен. С одной стороны, эти явления приводят к обострению продовольственной проблемы в глобальном масштабе и, естественно, сопровождаются ростом цен. С другой - негативное влияние конъюнктуры мирового рынка на страны-импортеры может иметь и уже имеет разрушительный для их экономики характер. Не случайно буквально все страны мира, которые в свое время сократили субсидирование национального производства и были ориентированы на импорт, стали быстро восстанавливать свое сельское хозяйство и вкладывать опережающие капиталы в его устойчивое развитие.
Но, пожалуй, главным фактором устойчивого роста спроса на продовольствие на мировом рынке является опережающий рост народонаселения планеты по сравнению с приростами производства и сбыта продовольствия. Такое опережение является устойчивым и наблюдается в течение ряда последних десятилетий. Все вместе взятые программы ООН, ФАО, ВТО, Мирового банка и других авторитетных международных организаций не смогли поправить положение. Тенденции сейчас примерно те же, что были и 20, и 30, и 50 лет назад. Опережение роста населения ежегодно составляет 1,1-1,3% [7, c. 7].
Все это не только заставляет задуматься о важности продовольствия для здорового и безопасного питания людей, но и предпринять адекватные меры по укреплению национального АПК и системы экономической независимости страны. Так, нельзя оценивать сферу сельского хозяйства, например, только по ее удельному весу в структуре формирования ВВП или национального дохода. Устойчивость национального АПК сейчас находится в основе как экономической безопасности страны, так и гарантированности самого государства. Например, сельское хозяйство формирует прямо около 10% ВВП страны, но при этом оно обеспечивает сырьем более 30% промышленности страны, следовательно, его косвенная роль намного больше.
Продовольственная безопасность населения (в терминологии мировой литературы), в первую очередь, определяется макроэкономической ситуацией, эффективностью общественного производства и доходами населения. Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей.
Если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения, переходящие остатки продовольственного зерна (сначала на уровне 20%, а в последствии 16% от общего объема годового потребления), доля импорта в продовольственных ресурсах (которая в большей степени характеризует продовольственную самообеспеченность страны, а не уровень питания населения), то теперь критерии продовольственной безопасности расширились и стали более сложными. К ним относят - долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, - территориальную доступность продуктов (измеряемую путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), - уровень “удобства” продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), - степень “натуральности” и доброкачественности продуктов, - влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии, массовое коммерческое освоение которых началось в 1995 году и др.[4, c. 89].
В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:
физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;
экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;
безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.
Безопасность пищевых продуктов признана приоритетной областью исследования на международном уровне. В феврале 2001 г. в Женеве Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) была проведена стратегическая встреча по планированию безопасности пищевых продуктов, в рамках которой обсуждались вопросы развития Глобальной стратегии безопасности пищевых продуктов. Проблемами качества, безопасности продуктов питания и стандартами компонентов товаров занимается международная организация Codex Alimentarius. Разработанные данной организацией стандарты являются основополагающими для стран - участниц Общего соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), если они не имеют возможности научно подтверждать более высокий уровень защиты товаров [12, c. 20].
В последнее время особое внимание уделяется праву на питание, т. е. праву иметь регулярный и свободный доступ к безопасному и полноценному питанию в достаточном объеме в мирное время и в условиях войны. Обязательство осуществлять право на питание означает, что правительство должно выявлять уязвимые группы населения и улучшать их доступ к адекватному питанию путем трудоустройства, улучшения питания, предоставления помощи и т. д.
По мнению автора, неправомерно говорить о достижении продовольственной безопасности страны, когда потребительский рынок заполнен импортными продуктами питания, а отечественные предприятия работают нестабильно из-за недостатка сырья для производства или жесткой конкуренции. В современных условиях для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимы поддержка и развитие собственного производства пищевого сырья и продуктов питания, сокращение их импорта. Такой политики придерживаются многие европейские страны: так, например, высокий уровень самообеспечения продовольствием характерен для США и Франции - более 100%, Германии - 93%, Италии - 78%; для бедной плодородными почвами Японии он составляет 50%. Таким образом, продовольственная безопасность - это такое состояние экономики страны, при котором гарантируется стабильное обеспечение перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем, населения - достаточным количеством безопасных и полноценных продуктов питания с учетом получаемых доходов, а также относительная независимость от импорта сырья и продовольствия. Последнее означает, что по основным группам продовольственных товаров (мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, яйца, хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и фрукты, масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты) объемы импорта не должны превышать 30% объемов их внутреннего потребления. Выделенные выше девять групп продовольственных товаров обеспечивают 90% калорийности питания и являются наиболее важными и незаменимыми с точки зрения сбалансированности основных питательных веществ по количественному и качественному составу.
Достижение продовольственной безопасности предполагает два направления действий: реализацию стратегической цели, а также выявление и упреждение деструктивных факторов.
Индикаторы угроз - количественные показатели, позволяющие выявить изменения в критически важных параметрах, которые либо непосредственно создают угрозу, либо являются типичным проявлением процессов, сопутствующих ухудшению продовольственного обеспечения. Они охватывают различные сферы, включая производство, наличие и доступность продовольствия. К индикаторам угроз относятся также показатели, которые определяют негативные условия, в которых функционирует продовольственная система. Эти показатели характеризуют отклонения от нормы погодных условий; посевных площадей и их состояния; наличия домашнего скота; рыночных цен на основные продукты питания; запасов продовольствия в домохозяйствах и сбытовых организациях; состояния здоровья и питания населения; кризисного поведения населения (миграцию, спад в продаже бытовых товаров) и т. д.[5, c. 36].
Классифицируют угрозы, как правило, по различным признакам:
по источнику возникновения - внутренние (источник на территории государства) и внешние (за его пределами);
по отношению к деятельности человека - объективные, которые формируются независимо от человека (природные катаклизмы, стихийные бедствия), субъективные (связанные с неудовлетворительными управленческими решениями);
по вероятности реализации - реальные (осуществляются в любой момент), потенциальные (реализуются при определенных условиях);
по возможности прогнозирования - прогнозируемые на уровне государства и регионального объединения государств и непрогнозируемые;
по последствиям - всеобщие, отражаются на всей территории государства или большинстве его субъектов, и локальные;
по ущербу - катастрофические, значительные, вызывающие трудности;
по областям проявления - снабжение населения, объемы производства, экономическая доступность продовольствия, его конкурентоспособность.
Индикаторы безопасности определяют границы (пороги) наступления кризисных явлений. Нормальное состояние - отклонений от нормы нет или они незначительны; предкризисное - угрозы приобретают существенную значимость; кризисное - существенно ухудшается качество в большинстве сфер жизнедеятельности либо в нескольких особенно важных.
На устойчивость национальной продовольственной системы наибольшее воздействие оказывают: уровень и динамика мировых цен на продовольствие и сырье; изменение объемов предложения; уровень конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках; динамика и соотношение курсов национальной и других валют; качество импортируемого продовольствия и сырья; доля импорта на национальном рынке и его несоответствие стандартам качества; тарифные и нетарифные ограничения [5, c. 38].
Для выявления угроз продовольственной безопасности на региональном или межгосударственном уровне (ЕврАзЭС, СНГ) можно использовать методические подходы, применяемые международными организациями с поправкой на конкретные условия. ФАО определяет угрозы в продовольственной сфере посредством следующих индикаторов:
отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению, что позволяет определить уровни продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив - 17%, т. е. запасы зерна должны соответствовать объемам, необходимым на 60 дней потребления);
отношение предложения экспортеров к общей потребности в зерне; среднегодовые экспортные цены по видам зерна;
переходящие запасы зерна (всего) по видам и целям его использования в странах-экспортерах в процентах к внутреннему потреблению;
тенденции производства зерна (прирост за последнее десятилетие);
изменения в динамике производстве зерна в странах-импортерах.
Итак, в общем виде продовольственная безопасность - это определенное состояние экономики, при котором государство имеет в достаточном количестве продовольствия, а население располагает возможностью его приобрести. К определению категории "продовольственная безопасность" существуют различные подходы, ориентирующиеся либо на импорт продуктов питания, либо на самообеспечение ими, либо на сочетание импорта и собственного производства продовольствия. Согласно наиболее распространенному в мире определению, продовольственная безопасность достигается путем обеспечения физического и экономического доступа к безопасному и достаточному продовольствию. Проблема тесно связана с экономическими, социальными, демографическими, экологическими и иными факторами, а также с государственной поддержкой и вложением средств в экономику, позволяющими получать более длительный эффект по сравнению с разовыми торговыми сделками, даже очень выгодными.