РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




 

Стратегическая задача Беларуси - построение социально ориентированной рыночной экономики, т. е. экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и развитой социальной инфраструктурой. Следовательно, в основе развития страны должны находиться общепризнанные критерии благополучия как отдельного человека, так и всей нации, которые учитывают три основных параметра: долголетие на основе здорового образа жизни и рационального питания, доступность системы образования и разнообразной информации, в том числе о состоянии продовольствия, и достойный уровень жизни, характеризующийся уровнем качества жизни [8, c. 25].

В 2010 году Беларусь заняла 61-е место из 169 стран в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП РБ), который составляет 0,732 [29, c. 13]. Официальное представление двадцатого издания доклада ПРООН о развитии человека "Реальное богатство народов: пути развития человека", в котором особое место занимает рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала, прошло 4 ноября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. По сравнению с данными 2009 года, в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Беларусь переместилась вверх на семь позиций. Страна "прочно удерживает" в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Необходимо отметить, что Республика Беларусь опережает страны СНГ по индексу развития человеческого потенциала. Так, Россия занимает 65-е место (0,719), Казахстан - 66-е (0,714), Украина - 69-е (0,710).

Для Беларуси продовольственная безопасность является условием поддержания благоприятной конъюнктуры рынка, способного обеспечить достаточный уровень высококачественного и сбалансированного питания населения, а также эффективного развития внешнеторговых связей. Это предусмотрено в Концепции национальной продовольственной безопасности, разработанной на основе теоретических и прикладных исследований с учетом анализа системы потребления и факторов, формирующих спрос. Модель национальной продовольственной безопасности (рис. 3.1), базируясь в основном на собственном производстве важнейших видов продукции, включает как экспорт, так и импорт.

 

Рис. 3.1. Модель национальной продовольственной безопасности


Различают семь уровней продовольственного обеспечения. Согласно этой классификации потребление в стране стабильно относится к третьему уровню, то есть продовольствия достаточно, но потребление не сбалансировано по питательным веществам (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Потребление основных продуктов питания в Республике Беларусь на душу населения в год, кг

  Норма потребления                    
Мясо                      
Молоко                      
Яйца, шт.                      
Рыба 18,2 9,5   16,7 15,5 17,6   17,4 16,7    
Сахар   34,9 41,1 39,6 32,7 38,9 37,8 36,1      
Растительное масло 13,2 8,7 12,1 13,5 13,2 14,3 15,9 14,1 15,8    
Овоще-бахчевые                      
Плоды и ягоды                      
Картофель                      
Хлебные продукты                      
Итого кг   822,5 849,6 843,4 817,8 838,8 849,7 878,2 864,0 908,0 873,0
Итого ккал в сутки                      

 

Мониторинг продовольственной безопасности показывает, что уровень ее в нашей стране имеет положительную динамику. В энергетической оценке при фактическом среднесуточном потреблении в 3100 ккал уровень продовольственной безопасности обеспечен на 89 % (оптимальный уровень - 3500 ккал).

Надо признать, что среди большинства жителей республики наблюдается ряд негативных тенденций в культуре потребления продуктов питания. Определяющими проблемами являются следующие: несбалансированность потребления питательных веществ, особенно незаменимых, и пищевой энергии физиологическим потребностям организма; дефицит полноценного животного белка, витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот и избыток простых углеводов и животных жиров. Во многом это является результатом сложившихся стереотипов питания, причина чего, во-первых - незнание научных основ рационального питания, а во-вторых - недостаток фактических совокупных доходов [6, c. 14].

Экономическая доступность продовольствия характеризуется значительной долей расходов на питание, динамика которых имеет тенденцию к снижению. При отмечающемся увеличении производства продукции сельского хозяйства и поставок на экспорт некоторый рост импорта продовольствия не представляет угрозы безопасности, но требует структурной оптимизации. Динамика структуры потребительских расходов в 2000-2009 гг. приведена в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2. Структура потребительских расходов

Год Питание, % Алкогольные напитки, % Непродовольственные товары, % Оплата услуг, %
  62,0 3,3 23,1 11,6
  59,6 3,5 27,1 9,8
  44,6 2,5 31,5 21,4
  42,3 2,4 33,7 21,6
  41,5 2,3 34,6 21,6
  41,2 2,3 35,2 21,3
  40,2 2,2 34,8 22,8

Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей. По итогам работы организаций Минсельхозпрода за январь-июль 2010 года на экспорт поставлено товаров на сумму 1209,1 млн. долларов США или 138,4 процента к январю-июлю 2009 года при доведенном прогнозном показателе 125 процентов.

За указанный период увеличились отгрузки в натуральном выражении говядины (на 11,1 процента), свинины (на 27,7 процента), мяса птицы (в 1,9 раза), колбасных изделий (в 1,6 раза), мясных консервов (на 18,4 процента), льноволокна (в 3,5 раза) [2, c. 4].

При этом экспорт молокопродуктов (без учета казеина) в стоимостном выражении возрос на 52,9 процента. Увеличение экспортных поставок в стоимостном выражении в 2010 году связано в основном с ростом экспортных цен на основные виды экспортной продукции.

Так, средние экспортные цены в январе-июле 2010 года по сравнению с январем-июлем 2009 года увеличились: на свинину - на 5,4 процента, говядину - на 7,1 процента, мясо птицы - на 1,6 процента, масло животное - на 72,8 процента, сыры и творог - на 37 процентов, сухое обезжиренное молоко - в 2,2 раза, сухое цельное молоко - в 2 раза, казеин - на 79,5 процента, яйцо - на 5,7 процента. Преобладающими в товарной структуре экспорта подведомственных организаций являются следующие позиции: молокопродукты (60,2 процента), мясо и мясопродукты (30,2), казеин (3,0), яйцо (1,2).

Сегодня в Беларуси успешно решаются проблемы продовольственной безопасности страны. Обеспечен достойный выход на мировые рынки продовольствия. По производству абсолютного большинства продукции аграрного сектора в расчете на душу населения республика является лидером в СНГ, на должном уровне мы выглядим и на европейском аграрном пространстве. Важным этапом вывода аграрной отрасли страны на новый уровень развития является реализация многоплановых мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

Ряд ее важнейших параметров уже достигнут. Так, республика вышла в целом по всем категориям хозяйств на уровень годового производства 8,5 млн. тонн зерна всех видов (в весе после доработки), приблизилась к 6,6 млн. тонн молока, превысила 1,3 млн. тонн мяса (реализация). Темп роста валовой продукции аграрного сектора в целом по хозяйствам всех категорий за 5 лет (к 2005 году) составил 123,8 %, в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 150,2 % [11, c. 80].

В Беларуси сохранилась положительная тенденция сбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке сырья и продовольствия в основном за счет собственного производства (исключение - масло растительное и рыба). Достаточность объемов производства сырья и продовольствия, необходимых для продовольственной независимости, гарантируется реализацией мер, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы (табл. 3.3).

 

Таблица 3.3. Продовольственная безопасность Беларуси по уровню производства, тыс. тонн

Продукция Год Уровни продовольственной безопасности
                Критический Оптимистический
                1 1 1 в-т 2 в-т 1 в-т 2 в-т
Зерно                      
Картофель                      
Овощи                      
Рапс                      
Сахарная свекла                      
Мясо                      
Молоко                      
Яйца, млн шт.                      

 

В то же время интеграция страны в мировую экономику в условиях глобализации, непосредственная близость к рынкам ЕС вызывают необходимость проведения дальнейших мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.

Развитие АПК должно способствовать объединению экономических интересов перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства в вопросах производства и реализации продукции, формированию продуктовых специализированных технологических связей, включающих производство исходного сельскохозяйственного сырья, его переработку, получение готового качественного продовольствия, фирменную торговлю и сбыт [9, c. 184].

На первом этапе ставится задача сформировать специализированные сырьевые зоны производства сельскохозяйственной продукции. Инициируют их создание перерабатывающие предприятия. Создание зон, при условии их эффективного функционирования, должно способствовать объединению на принципах кооперации перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными субъектами хозяйствования и организациями товаропроводящей сети.

Приоритет в кооперации следует сохранить за крупными поставщиками сырья, не располагающими собственной базой переработки. Учитывая, что перерабатывающие предприятия формируют сырьевые ресурсы на базе совокупности сельскохозяйственных предприятий, необходимо стимулировать углубление специализации последних по этому профилю деятельности и на основе углубленной специализации и концентрации сельскохозяйственного производства с последующей кооперацией с перерабатывающими и сбытовыми предприятиями выйти на производство конкурентной продукции.

На втором этапе, по мере формирования стабильных сырьевых зон, важно задействовать механизмы межхозяйственной агропромышленной кооперации и интеграции. Перерабатывающие предприятия должны стать интеграторами, объединяющими интересы всех участников технологической цепи, и включить в свой состав сбытовые предприятия, а по необходимости и финансовые структуры. Расчетными критериями сырьевой зоны должны стать проектные мощности перерабатывающих предприятий. Для внедрения ИСР на предприятиях агропромышленного комплекса необходимо наличие следующих условий: разработка ассортиментного портфеля с учетом требований рынка на основе маркетинговых исследований; обеспечение производства продукции со значением расчетной рентабельности не ниже 10-20%, а заработной платы - не ниже среднеотраслевого значения, что позволит получать экономический эффект не за счет экономии средств на выплату заработной платы работникам, а за счет ликвидации непроизводительных затрат рабочего времени, производительного использования оборудования и площадей, снижения брака и прочих внутренних резервов.

Предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, должны быть ориентированы на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции на основе модернизации производства и внедрения прогрессивных технологий. При этом важно не только наращивать объемы производства, но и всемерно развивать товаропроводящую сеть. В этой связи концепция развития перерабатывающих предприятий должна базироваться на следующих принципах:

оптимизация производственных мощностей переработки и сырьевых зон;

рациональное сочетание саморегулирования рынка сырья и готовой продукции;

формирование эффективного объема и структуры производства продукции предприятий, адаптированной к условиям хозяйствования и конъюнктуры рынка;

обеспечение конкурентоспособности продукции по качеству и цене;

обеспечение максимальной прибыльности, окупаемости затрат;

ресурсосбережение на всех стадиях производства;

функционирование перерабатывающих предприятий, производителей сырья и торговли на основе кооперации и интеграции производства [14, c. 31].

В соответствии с концепцией должны быть решены следующие основные задачи:

оптимизирована численность ведущих предприятий по всем важнейшим отраслям перерабатывающей промышленности;

проведено рациональное размещение агропромышленного производства по территории страны, усовершенствована специализация предприятий;

оптимизированы сырьевые зоны, рассчитаны требуемые объемы производства исходного сырья и готовой продукции исходя из необходимости наиболее полной загрузки мощностей перерабатывающих предприятий;

определены механизмы создания и функционирования продуктовых кооперативно-интеграционных объединений, включая поставщиков сырья, предприятий-интеграторов и других субъектов технологической цепи до сбыта готового продовольствия;

определены источники инвестиций в основной капитал и развитие материально-технической базы предприятий;

определены пути увеличения продуктивности отраслей, производительности предприятий, интенсификации видов производства, а также снижения удельных затрат на производство единицы продукции до уровня рыночной конкурентоспособности;

созданы условия для внедрения достижений науки и постепенного перехода на качественно новые технологии переработки и производства широкого ассортимента готовой конкурентной продукции [14, c. 32].

В Беларуси требования к безопасности продуктов питания регламентированы рядом законов, среди которых основополагающим следует считать закон «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Стандарты, нормативы и регламенты качества и безопасности продовольствия приводятся строго в соответствие с рекомендациями международных организаций - Всемирной торговой организации, Всемирной организации здравоохранения и Всемирной продовольственной организации. В стране созданы и создаются новые типы предприятий, гарантирующие качество и безопасность выпускаемых продуктов питания. По данным Министерства здравоохранения, уже почти 40% общего объема продовольствия относится к группе с высокой надежностью.

Не менее важной задачей в области контроля качества выступает защита отечественного рынка от импорта фальсифицированных пищевых продуктов. Фальсификация продуктов питания, как известно, приводит к потреблению токсичных и потенциально опасных для здоровья веществ химической и биологической природы, наносит ущерб не только потребителям этой продукции, но и производителям высококачественных продуктов питания [6, c. 8].

Все это вместе позволяет сформулировать основные положения концепции продовольственной безопасности, которые предлагается положить в основу формируемой в настоящее время долгосрочной стратегии устойчивого развития национального АПК:

постоянное расширение емкости внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия на основе устойчивого роста доходов населения, увеличения объемов и совершенствования структуры потребления, повышения качества продуктов и культуры питания;

выработка экономических механизмов, обеспечивающих расширение доступности разнообразных видов продуктов питания, в том числе высококачественных, различным по социальному статусу и реальному доходу категориям населения;

разработка и внедрение адаптивных систем земледелия и животноводства, в полной мере учитывающих потребности растений и животных; создание высокопродуктивных и экологически сбалансированных систем ведения сельского хозяйства; выведение новых сортов, пород и гибридов, обеспечивающих заданные параметры интенсификации и качества продукции с учетом целевых нормативов конверсии удобрений и кормов;

поддержание устойчивости баланса спроса и предложения продовольствия на внутреннем рынке с акцентом на расширение сбыта высококачественного, безопасного и биологически ценного продовольствия;

разработка и реализация целевых программ, обеспечивающих производство качественных продуктов функционального назначения: для различных возрастных групп; лечебно-профилактического назначения, в том числе для населения в экологически неблагополучных зонах; продуктов с повышенным содержанием наиболее дефицитных макро- и микроэлементов и витаминов;

устойчивое наращивание экспортного потенциала готового высококачественного продовольствия: целевая ориентация всех отраслей и предприятий на рыночный сбыт, в том числе на экспорт, на обеспечение разнообразного потребительского спроса, на налаживание целевых связей с зарубежными партнерами, на интеграцию в международные продовольственные структуры;

организация интегрированного обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья: поддержание высокого качества производимых продуктов за счет применения инновационных биотехнологий, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения; совершенствование нормативно-методической, приборной и аналитической базы контроля качества и безопасности пищевых продуктов и сырья, прежде всего контроля условий производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции;

разработка инструментария в области формирования у населения навыков здорового и рационального питания: ликвидация информационного дефицита в вопросах культуры питания на основе широкого использования средств массовой информации; создание образовательных программ для населения;

подготовка квалифицированных специалистов в области науки о питании, разработка новейших программ обучения отечественных специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания производства и переработки, сельского хозяйства; внедрение современных компьютерных систем сбора, хранения, пользования и обмена информацией; создание специальных информационно-просветительских и образовательных программ, а также специальных серий популярной, учебной и научной литературы [6, c. 14].

Тенденции планетарного масштаба неблагоприятно воздействуют на все национальные системы продовольствия, способствуя формированию потенциальных угроз продовольственной безопасности. Дефицит, усиливаемый несбалансированностью спроса и предложения, сокращением экспорта, спекулятивными тенденциями и политизацией коммерческих сделок, оказывает депрессивное воздействие на мировой рынок продовольствия. Это означает, что в обеспечении продовольственной безопасности решающая роль принадлежит собственному производству, усиливается необходимость его дальнейшего динамичного инновационного развития, устойчивого развития сельской территории, а также искоренения бедности как социального явления.

Беларусь - не только самодостаточная в продовольственном отношении страна, но и ориентированная на экспорт. Для сохранения имиджа в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер, упреждающих угрозы продовольственной безопасности. В первую очередь это касается развития аграрной науки, формирующей фундаментальную основу для второго этапа «зеленой революции», обусловленного изменением климата, дефицитом водных ресурсов, природными аномалиями, необходимостью создания новых адаптивных систем хозяйствования, технологий и производств, диверсификации действующих, то есть всех направлений, определяющих инновационность сельского хозяйства. Продовольственную безопасность может гарантировать только сильная аграрная экономика.

продовольственный безопасность макроэкономический государство


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы сделаем следующие выводы.

Проблема продовольствия актуальна для всех государств, но степень ее решения специфична для каждой страны. Эту специфику определяют существующие условия и возможности производства, традиции и предпочтения населения, проблемы избытка и недостатка отдельных продуктов, экономическое состояние страны и благополучие людей, нацеленность правительства и конкретных потребителей на собственное производство или на рыночные закупки.

Значимость продовольственного снабжения в мире в последнее время стремительно усилилась настолько, что стала в одном ряду с национальной и военной безопасностью, а в отдельных случаях и самой приоритетной, поскольку дефицит продовольствия, сокращение переходящих запасов вызвали ускоренный рост цен на все виды продуктов на мировом рынке.

Обеспечение продовольственной безопасности требует использования всех факторов, необходимых для реализации стратегических национальных экономических интересов в сфере производства и продвижения сельскохозяйственной и пищевой продукции к потребителям. Соответственно необходимы эффективная стратегия и тактика в данной сфере, находящая выражение в аграрной политике государства, целью которой должно быть создание благоприятных условий для стабильного удовлетворения спроса населения на продукты питания за счет эффективного использования имеющегося у страны производственного и экономического потенциала.

Такая политика предполагает реализацию ряда комплексных долгосрочных мероприятий, в том числе по мониторингу условий, создающих угрозу для обеспечения населения продуктами питания, и по устранению деструктивных тенденций в области продовольственной безопасности, мероприятий по разработке национальной стратегии продовольственной безопасности, по реальному удовлетворению спроса населения на продовольственную продукцию, а спроса промышленности на сельскохозяйственное сырье благодаря выпуску качественной продукции и установлению выгодных и потребителям и производителям цен.

В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:

физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

Роль государственного экономического регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны определяется созданием условий для стабильного роста производства в аграрно-промышленном секторе национальной экономики, а также использованием государственных функций и политической воли для нейтрализации опасности продовольственной зависимости страны.

Беларусь всегда придавала важное значение проблеме устойчивого продовольственного снабжения. Но значимость этой проблемы особенно возросла в последние годы. В стране принята Концепция национальной продовольственной безопасности на период до 2010 г., которая утверждена Президиумом Совета Министров в 2004 г., а также Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, где четко определены критерии продовольственной безопасности, перечни основных продуктов питания и объемы их производства под потребности различных потребителей, границы импорта продовольствия, условия и механизмы поддержки национальных товаропроизводителей и др. В подтверждение названных документов приняты специальные законы, указы президента, постановления Правительства и другие нормативные акты.

Мониторинг продовольственной безопасности показывает, что уровень ее в нашей стране имеет положительную динамику. В энергетической оценке при фактическом среднесуточном потреблении в 3100 ккал уровень продовольственной безопасности обеспечен на 89 % (оптимальный уровень - 3500 ккал). Надо признать, что среди большинства жителей республики наблюдается ряд негативных тенденций в культуре потребления продуктов питания. Определяющими проблемами являются следующие: несбалансированность потребления питательных веществ, особенно незаменимых, и пищевой энергии физиологическим потребностям организма; дефицит полноценного животного белка, витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот и избыток простых углеводов и животных жиров.

По производству абсолютного большинства продукции аграрного сектора в расчете на душу населения республика является лидером в СНГ, на должном уровне мы выглядим и на европейском аграрном пространстве. Важным этапом вывода аграрной отрасли страны на новый уровень развития является реализация многоплановых мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Ряд ее важнейших параметров уже достигнут. Так, республика вышла в целом по всем категориям хозяйств на уровень годового производства 8,5 млн. тонн зерна всех видов (в весе после доработки), приблизилась к 6,6 млн. тонн молока, превысила 1,3 млн. тонн мяса (реализация). Темп роста валовой продукции аграрного сектора в целом по хозяйствам всех категорий за 5 лет (к 2005 году) составил 123,8 %, в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 150,2 %.

Тенденции планетарного масштаба неблагоприятно воздействуют на все национальные системы продовольствия, способствуя формированию потенциальных угроз продовольственной безопасности. Дефицит, усиливаемый несбалансированностью спроса и предложения, сокращением экспорта, спекулятивными тенденциями и политизацией коммерческих сделок, оказывает депрессивное воздействие на мировой рынок продовольствия. Это означает, что в обеспечении продовольственной безопасности решающая роль принадлежит собственному производству, усиливается необходимость его дальнейшего динамичного инновационного развития, устойчивого развития сельской территории, а также искоренения бедности как социального явления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аббасов А.Ф. Роль внутреннего производства в обеспечении продовольственной безопасности Азербайджанской Республики / А.Ф. Аббасов // Проблемы современной экономики. - 2010. - №1. - С.81-88.

. Герасименко А. АПК: объединять и укреплять / А. Герасименко // НЭГ. - 2010. - 28 авг. - С.4.

. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. - Мн.: Беларусь, 2005. - 95 с.

. Гусаков В.Г. Продовольственная безопасность: термины и понятия / В.Г. Гусаков. - Мн.: Институт экономики НАН, 2008. - 565 с.

. Гусаков В.Г. Продовольственная безопасность: угрозы и их упреждение / В.Г. Гусаков. - Мн.: Институт экономики НАН, 2008. - 79 с.

. Гусаков В.Г. Состояние и направления укрепления продовольственной безопасности Республики Беларусь / В.Г. Гусаков // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. - 2009. - №2. - С.5-13.

. Ильина З.М. Мировой продовольственный кризис и угрозы в продовольственной сфере / З.М. Ильина // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. - 2009. - №3. - С.5-14.

. Ильина З.М. Продовольственная безопасность: тенденции и перспективы / З.М. Ильина // Беларуская думка. - 2009. - №4. - С.22-29.

. Ильина З.М. Продовольственная безопасность: теория, методология, практика / З.М. Ильина. - Мн.: Институт экономики НАН, 2007. - 230 с.

. Концепция национальной продовольственной безопасности. - Мн.: Институт аграрной экономики, 2004. - 96 с.

. Лобас А. Вкусно, полезно и выгодно / А. Лобас // Экономика Беларуси. - 2010. - №1. - С.80-86.

. Свирейко Н. Продовольственная безопасность: методы исследования, пути достижения / Н. Свирейко // Журнал международного права и международных отношений. - 2004. - №4. - С.19-26.

. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. - Мн.: Белстат, 2010. - 367 с.

. Субоч Ф.И. Концепция развития перерабатывающей промышленности в контексте продовольственной конкурентоспособности / Ф.И. Субоч // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. - 2010. - №1. - С.27-34.

. Устиян И. Мировой продовольственный кризис: вызов начала XXI века / И. Устиян // Экономист. - 2008. - №10. - С.63-79.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: