Практическая ситуация №1.
Фирма «Плюс». Небольшая компания по продаже автомобилей имеет несколько торговых площадок в разных регионах Москвы. На одной из таких площадок работает коллектив из 35 человек, большая часть которых — продавцы. Коллектив сплочен, дружен, в нем широко используются неформальные контакты, иногда переходящие в панибратские отношения. Продавцы часто подменяют друг друга, не ставя руководство в известность, используется «скользящий» график работы. Такой режим работы создает определенные сложности для отдела кадров при ведении табельного учета, учета отработанного времени.
Все работники — специалисты высокой квалификации, «гении продаж», у каждого есть свои подходы к клиентам.
Терехов — «клоун-весельчак», может найти язык с любым молодым человеком (до 30 лет), придерживается свободного образа жизни.
Васильев — «педант», запросто общается с самыми дотошными и занудливыми клиентами, поскольку спокоен и доброжелателен.
Павленко лучше всех умеет продавать машины покупательницам-женщинам.
Бекетов — «ас продаж», может работать с любым клиентом, и редко когда клиенты уходили от него без покупки.
Этот коллектив, применяя свои нестандартные приемы продаж и подходы к работе, обеспечивал самый высокий уровень продаж среди всех площадок фирмы.
Неожиданно в этом коллективе происходит кража. Сомнений нет — кто-то из своих.
Руководство компании, разобравшись с ситуацией, выявило виновного (им оказался новенький продавец), уволило руководителя площадки, который придерживался либерального стиля управления. Остро встал вопрос о новом руководителе. Бекетов, которому предложили эту должность, отказался, мотивируя свой отказ тем, что его «стихия - продажи», а не возня с бумажками.
|
Руководство фирмы решило подобрать более жесткого руководителя, с тем, чтобы ввести работу площадки в организационные рамки, убрать панибратство, повысить дисциплину. Руководителем был назначен Завадский.
Завадский — хороший специалист, менеджер по продажам со стажем работы, имеет навыки руководящей работы, но он «со стороны».
В работе Завадский придерживается формальных правил, наводит порядок с дисциплиной, рабочим расписанием, пытается внедрить приемы продаж, принятые во всем мире, но которые не использовались данным коллективом, не поощряет неформальные контакты.
Бекетов стал отстаивать приемы, используемые данным коллективом продавцов, на что Завадский пригрозил ему увольнением.
Новый начальник не стал посещать традиционно устраиваемые «торжества», утверждая, что ему не нравятся шумные сборища.
Коллектив начинает лихорадить, социально-психологический климат испортился, работа ухудшилась.
Через два месяца Завадский допустил ошибку, причиной которой было отсутствие опыта работы на данном месте. Любой опытный продавец мог бы указать на возможность ошибки заранее (по крайней мере, Бекетов), но все молчали и тихо посмеивались. Когда Завадский узнал об этом, он пошел к вышестоящему начальству, обвинил Бекетова и потребовал его увольнения.
Вопросы по ситуации:
1. Что послужило истинной причиной сложившейся ситуации?
2. Какие нормы, принятые в коллективе, были нарушены Завадским?
3. Кто и как может разрешить создавшуюся ситуацию, чтобы коллектив площадки по-прежнему приносил самую большую прибыль фирме?
|
Ключевые слова
Группа — ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичности обстоятельств и пр.).
Коллектив (от лат. collectivus — сборный) — социальная организация, для которой характерна совместная социально-значимая деятельность.
Групповые нормы (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом).
Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.
Синергия (синергизм) (от греч. synergia — сотрудничество, содружество) — совместное действие индивидов, при котором результат намного превосходит совокупную возможность отдельных ее исполнителей.
Групповой эгоизм — ценностная ориентация группы, которая характеризуется преобладанием групповых интересов и потребностей безотносительно к интересам других групп.
Сплоченность коллектива — ценностноориентированное единство, которое определяется по степени совпадения мнений членов группы в отношении наиболее значимых для нее объектов.
Вопросы для повторения
1. Что может дать коллектив личности в случае развития конфликта?
2. В чем сила и слабость неформальных коллективов при управлении»?
3. Как желательно вести себя руководителю, чтобы при переходе из одной стадии развития коллектива в следующую избежать конфликтных ситуаций?
4. Как формируются групповые нормы поведения в вашей организации и каково их влияние на конфликты в коллективе?
5. Каковы основные характеристики каждой стадии развития коллектива?
6. При каких условиях создается формальный коллектив в виде «Рабочей группы»?
7. В чем состоят условия эффективного существования неформальных групп в коллективах?
8. Чем отличается влияние неформального лидера на коллектив от формального руководителя?
9. Какова роль неформального лидера в процессе формирования малых групп?
10. Какие факторы влияют на возникновение конфликтов в коллективах?