III. СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ




3.1 Понятие государственные финансы. Основные задачи государственных финансов. Бюджетная классификация.

Государственные финансы – важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных фининсов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Предметом статитического изучения являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфические функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Вадной задачей статистики государственных финансов является изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов.

Статистическое изучение государственных финансов предпологает определение объема государственных финансов, их струтуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строении государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.

Государственный бюджет – основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы – бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соотвествии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение и характеризовать связи между показателями доходов и расходов.

Необходимой основой устойчивости и сбалансированности бюджета являются повышение эффективности общественного производства, рациональная структура бюджетных расходов, применение эффективного бюджетного механизма.

В настоящее время органы государственной статистики проводят большую работу по совершенствованию бюджетной классификации и системы показателей государственного бюджета для осуществления международных сопоставлений в области статистики государственных финансов.

Учет и систематизацию информации о состоянии бюджета обеспечивает бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней и регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 26 июня 1996 г. (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. N115-ФЗ). Изменения и дополнения в Закон о бюджетной классификации вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и Закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) классификацию расходов бюджетов РФ, которая охватывает:

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

- ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

4) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

5) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

6) классификацию видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по источникам их формирования и способам получения. Классификация доходов бюджетов РФ подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Выделяют следующие группы доходов:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные перечисления;

- доходы целевых бюджетных фондов.

Подгруппы, статьи и подстатьи представляют собой детализацию доходов внутри выделенных групп. Например, группа - «Налоговые доходы»; подгруппа - «Налог на прибыль»; статья - «Налог на прибыль предприятий и организаций» или «Налог на прибыль иностранных организаций» или «Подоходный налог с физических лиц»; подстатья - «Подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями, организациями» или «Подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами».

В рамках бюджетной классификации расходов бюджетов выделяют три вида: функциональную, экономическую и ведомственную.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направления использования бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Она включает четыре уровня: разделы,

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные расходы. На основе этой классификации составляются сметы расходов. Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые на содержание юридических лиц и покрытие их текущих потребностей. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост запасов. Экономическая классификация включает группы расходов, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджета, которая отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов. Выделяют ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета утверждается законами соответствующего уровня. Так, перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а распорядители местных бюджетов утверждаются решениями представительных органов местного самоуправления.

Ведомственная классификация необходима для адресного выделения средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств. В рамках главных получателей бюджетных средств выделяют разделы, подразделы, целевые статьи расходов и виды расходов. В этом смысле ведомственная классификация повторяет функциональную классификацию с той лишь разницей, что распределение всех расходов осуществляется в рамках главных распорядителей бюджетных средств. Например, главный распорядитель - «Министерство топлива и энергетики РФ». Применительно к этому распорядителю бюджетных средств можно выделить: раздел - «Государственное управление и местное самоуправление»; подраздел - «Функционирование исполнительных органов государственной власти»; целевые статьи расходов - «Центральный аппарат»; виды расходов - «Денежное содержание аппарата».[]

3.2. Система статистических показателей бюджетной системы РФ

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.[]

Бюджетная система – это организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного устройства страны, поэтому все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: