Контрольная работа
по предмету «Основы менеджмента»
на тему: «Типы организаций, их виды. Факторы внешней среды
предприятия. Факторы внутренней среды предприятия.»
Выполнила: студентка группы ЗСКР 2
Московченко Елена
Проверила: преподаватель Щербакова Е.В.
Луганск 2019
Содержание
Введение
Глава 1. Типы организаций, их виды.
Глава 2. Факторы внешней среды предприятия.
Глава 3. Факторы внутренней среды предприятия.
Заключение
Список литературы
Введение
Организации занимают важнейшее место в социально-хозяйственной системе и оказывают огромное влияние на нашу жизнь, на экономическое и социальное благосостояние общества в целом.
Одна из главных проблем менеджмента - эффективность управления. Иными словами - продуктивность организации. Если организация построена неадекватно окружению и требованиям рынка, она будет неэффективной. Более того, несоответствие сформулированных целей организации ожиданиям людей наносит огромный ущерб как самим работникам, так и обществу. С другой стороны, если организация тщательно спланирована, приведена в движение и хорошо управляется, то вероятность успеха будет гораздо больше и удовлетворенность задействованных сторон также будет больше.
Вопросы управления коммерческой деятельностью как государственных, так и негосударственных, но особо связанных с деятельностью государства организаций в настоящих условиях перехода к развитой рыночной экономической системе, при росте конкуренции субъектов хозяйствования, а также общем усложнении хозяйственной жизни становятся все более актуальны. В то же время следует признать, что государственный контроль систем управления коммерческой организации - один из наиболее неразработанных в настоящее время вопросов.
|
Для успешного функционирования организации нужно чтобы все ее члены координировали усилия и направляли их к достижению общих целей. Если каждый отдел и каждый работник, прежде всего, обеспокоен достижением собственных индивидуальных целей, организация будет неэффективной и неконкурентоспособной.
Глава 1. Типы организаций, их виды.
Составление любой типологии - это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае - мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности.
Классификации организации по организационно-формальным критериям - самые явные и очевидные. Собственно, они гораздо более важны с точки зрения практики управления и права, чем теории организации, но все же уделим им внимание.
Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат) подразделяются на частные, государственные, муниципальные, смешанные.
По отношению к прибыли - на:
§ коммерческие организации - в которых получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;
§ некоммерческие организации - основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.
|
По организационно-правовым формам выделяют: товарищества, кооперативы, акционерные общества (с различными степенями ответственности), дочерние и зависимые общества, фонды, ассоциации, учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.
Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ).
По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д.
По содержанию деятельности организации подразделяются на: добывающие, обрабатывающие, сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве), исследовательские, проектные, обучающие, просветительские (музеи) и т.п.
В рамках этого же подхода выделяются так называемые «надорганизации» - объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто - функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты. Они могут строиться для решения различных задач, иметь постоянный или временный характер, сильно различаться по способам построения и структуре и т.д. Главное, что их всех объединяет - все они, являясь тоже организациями, состоят из организаций в рассматриваемом нами смысле слова. Поэтому с точки зрения организационной теории они находятся в том же положении, что и все остальные организации.
|
В функциональном подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе - по их предназначению.
Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.
§ Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.
§ Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное.
§ Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти - средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).
В рамках социально-психологического подхода организации классифицируются по совокупности социально-психологических отношений, которые в них складываются, включая степень регламентации деятельности, иерархичности, контроля за деятельностью людей, особенностями отношений между людьми в процессе работы.
Простые (харизматические) организации. Это, как правило, небольшие организации, создаваемые членами одной семьи, близкими друзьями или соратниками. Во главе таких организаций стоит лидер, обладающий харизмой, способный управлять силой своего обаяния. Такие организации нестабильны, в них нет выраженной иерархии и норм. Место члена организации в ее иерархии в очень большой степени зависит от степени близости к лидеру.
Очень многие, особенно малые, организации, в начале своего пути представляются именно как простые. По мере развития происходит институционализация отношений (установление норм, формализация отношений и т.д.), и такая организация превращается в другие типы.
Ассоциации. Этот тип организаций называют еще союзными, подчеркивая тот факт, что они представляют собой своеобразный союз людей, объединившихся на добровольной основе.
Ассоциации создаются для защиты и продвижения интересов своих членов, членство в них добровольное и она слабо связана с регулятивными органами. В таких организациях уже более четко структурированы и формализованы отношения, есть даже то, что называют аппаратом управления (но он, как правило, выполняет представительские и координирующие функции).
Отношения между членами организации регулируются достаточно гибкими правилами и нормами и мало зависят от отношений с лидером, да и сам лидер не играет той роли, которая характерна для харизматических организаций.
Примеры ассоциаций: хобби-сообщества (нумизматы, филателисты), политические партии (кроме, например, КПСС и нацистской партии в фашистской Германии), научные, религиозные, этнические (землячества) сообщества, потребительские и экологические и подобные им организации.
Ассоциации - это одна из форм гражданского общества, они являются главным способом самовыражения людей, которые не могут сделать это иными способами - через участие во власти или бизнес.
Тотальные организации. Эти организации, в отличие от ассоциаций, создаются, как правило, «сверху» - государством, политическими и религиозными структурами, армией и т.д. Они создаются для того, чтобы реализовывать четко сформулированные задачи: оборона и охрана, развитие государства, защита государственных и общественных интересов, содействие общественному благу (в понимании указанных органов). Отношения в таких организациях жестко структурированы, формализованы и иерархизированы. Члены тотальных организаций находятся в относительной или даже абсолютной изоляции от общества, их деятельность (а часто даже внеорганизационная жизнь) находится под контролем руководства или других членов организации. Лидер (руководитель) назначается и обладает практически неограниченной властью. В таких организациях складывается ярко выраженная субкультура (свой язык - жаргон, способы общения, ритуалы и т.д.)
Принято выделять три основных вида социальных организаций:
§ Деловые - (предприятия, учреждения и т. п.). Целевой установкой таких организаций является коммерческая идея, в основе которой – способ получения прибыли.
§ Общественные - представляют собой союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. В отличие от деловых (хозяйственных) организаций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, общественные организации занимаются решением социальных проблем общества или проблем членов своих организаций.
§ Ассоциативные - построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов – это семья, круг друзей из накомых, студенческая компания, неформальные группы и объединения. Приведенная классификация носит обобщенный характер.