Информационная карта образовательной программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г. Казани |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Космические разведчики» |
3. Направленность | Естественнонаучная |
4. Сведения о разработчике: | |
4.1. Ф.И.О., должность | Григорьева Анна Игоревна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории |
5. Сведения о программе: | |
5.1. Срок реализации | 2 года |
5.2. Возраст учащихся | 9-16 лет |
5.3. Характеристика программы: - тип программы - вид программы | Авторская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая |
5.4. Цель программы | Развитие личностного, интеллектуального, физического и гражданско-патриотического потенциала детей и подростков через формирование активной жизненной позиции по отношению к развитию отечественной космонавтики, астрономии и российской науки в целом. |
6. Ведущие формы и методы образовательной деятельности | Учебное занятие. Лекция. Мастер-класс. Индивидуальная, групповая, коллективная проектно-исследовательская и творческая деятельность. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, научных чтениях, чемпионатах и соревнованиях различных уровней. Лабораторные работы. Деятельность в экипажах (группах по 4-6 учащихся) Внутри- и межэкипажное взаимодействие: обсуждение проектов, дискуссии, экипажные «свечки» - сборы экипажей. |
7. Формы и методы мониторинга результативности | Наблюдение за поведением учащихся во время выполнения отдельных заданий. Ведение индивидуальных карт наблюдения и диагностики достижений каждого учащегося по результатам наблюдения за его деятельностью (личное дело Созвездия). Анкетирование. Выставки, проекты, конкурсы, викторины, чемпионаты, соревнования, защита рефератов по космической тематике и астрономии. Анализ, обсуждение работ. Входная, промежуточная, итоговая диагностика. В результате аттестации по завершении реализации программы выпускники объединения получают свидетельства о дополнительном образовании установленного образца, утвержденного локальным актом учреждения. |
8. Результативность реализации программы | Сохранность контингента: 2016 – 2017 уч. г. – 94,4% 2017-2018 уч. г. – 96,7% 2018-2019 уч. г. – 98,4% Аттестация обучающихся: 2016/2017 уч.г., промежуточная аттестация - 69 % обучающихся освоили программу на высоком уровне, 31% - на среднем; 2017/2018 уч.г., аттестация по завершении реализации программы - 72 % обучающихся освоили программу на высоком уровне, 28 % - на среднем 2018/2019 уч. г., промежуточная аттестация – 71% обучающихся освоили программу на высоком уровне, 29% - на среднем 2019/2020 уч.г., аттестация по завершении реализации программы - 80 % обучающихся освоили программу на высоком уровне, 20 % - на среднем Участие в конкурсах, олимпиадах: Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, проектах, чемпионатах, научных чтениях, соревнованиях. |
9. Дата разработки Дата последней корректировки | 2016 г. 28.08.2019 г. |
10. Рецензенты | Жучков Р.Я., доцент кафедры астрономии и космической геодезии Института физики Казанского федерального университета, кандидат физико-математических наук |
|
Пояснительная записка
|
Система современного дополнительного образования ориентирована на неограниченное развитие возможностей технического образования детей с учетом индивидуальности в целях их эффективного самоопределения. Новые достижения в освоении космоса вызывают повышенный интерес у детей и молодежи к космическим проблемам.
Актуальность программы обусловлена важной ролью системы наук о космосе, космической индустрии и ракетостроения в развитии научно-технического прогресса и разнообразием задач, возникающих в процессе изучения и освоения околоземного и межпланетного пространства. Узнавая о достижениях отечественных ученых, инженеров, исследователей космоса, учащиеся будут наглядно представлять масштабы той роли, которую играла и играет Россия в развитии мировой науки и культуры.
Направленность программы – естественнонаучная.
Новизна программы заключается в интеграции знаний по астрономии и космонавтике в систему, выработанную российскими скаутами, и использовании имеющихся в этой системе педагогических разработок для успешного усвоения учащимися учебного материала повышенной сложности. Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации программы основана на их взаимодействии в экипажах, которые остаются командами по окончании выполнения конкретных проектов.
Отличительные особенности программы.
Учебный материал программы выстроен в соответствии технологией Soft Skills («мягкие, гибкие навыки»), позволяющей вырабатывать умение работать в команде, чувство ответственности, устойчивость к неудачам, удовлетворенность работой; технологией Hard Skills («твердые навыки»), способствующей формированию не только технически грамотных, но и трудолюбивых детей и подростков, и технологией «Скаутский метод» - обучение в малых группах по 4-6 человек, так называемых «экипажах», в условиях, приближенных к реальной жизни.
|
Данная программа построена с учетом многолетнего опыта взаимодействия школьников и студентов в Организации Космических Разведчиков (далее -ОКР), основанной в 1999 году, и ориентации на органичное обучение и воспитание учащихся через вовлечение их в совместную деятельность экипажей и выполнение групповых проектов, направленных на развитие личности каждого члена экипажа.
Основной технологией обучения выбрана технология нового типа в формате образовательного события как способ инициирования образовательной активности учащихся. Участие в образовательных событиях позволяет учащимся попробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения в части академических и компетентностных результатов. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У учащихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Педагогическая целесообразность заключается в создании особой образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных и командных навыков учащихся, способствующих наиболее быстрому освоению нового материала из астрономии и космонавтики, отсутствующего в школьной программе, и выполнению проектных заданий повышенной сложности.
На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. Программа «Космические разведчики» призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать учащегося к техническому творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.
Программа рассчитана на детей, интересующихся естествознанием, в частности, астрономией, космонавтикой и географией в возрасте от 9 до 16 лет.
Срок реализации программы «Космические разведчики» - 2 года
(по 144 часа в год).
Формы организации занятий: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения и виды занятий. Часть занятий проходит в формате лекций (задачи ставятся в виде проблемных ситуаций и решаются методом ключевых ситуаций), практические работы представлены мастер-классами и лабораторными работами по изготовлению поделок, не требующих применения специального оборудования. Программой предусмотрена организация проектной деятельности в экипажах (группах из 4-6 учащихся) в различных формах: от составления технических карт и изготовления поделок, до защиты итоговых презентаций и докладов. Большое внимание уделяется внутри- и межэкипажному взаимодействию, в частности, обсуждению проектов, дискуссиям, экипажным «свечкам» - сборам экипажей.
Личное дело созвездия представляет собой лист формата А4, разделенный на 4 части (Приложение №1). В первой части — название на русском и латинском языках, трехбуквенное сокращение, во второй — зарисовка основного астеризма созвездия, в третьей — произвольное изображение человека, животного или предмета, в честь которого названо созвездие, в четвертой — список основных звезд, интересные факты.
Организация занятий осуществляется с использованием игровых технологий обучения, так как программа рассчитана на детей младшего и среднего возраста. Кроме того, программой предусмотрено совмещение освоения содержания с организаций отдыха детей во время проведения занятий, например, чтение педагогом и/или детьми вслух отрывков из научно-фантастических, художественных литературных произведений, просмотр фильмов с последующим обсуждением сюжета и героев произведений.
Программа занятий объединения призвана сформировать у учащихся:
· стремление к приобретению новых знаний,
· умение работать в команде,
· навыки творческого отношения к делу,
· умение самостоятельно работать с инструментами и дополнительной литературой,
· умение наблюдать и делать выводы,
· способность анализировать материалы наблюдений.
Цель программы: развитие личностного, интеллектуального, физического и гражданско-патриотического потенциала детей и подростков через формирование активной жизненной позиции по отношению к развитию отечественной космонавтики, астрономии и российской науки в целом.
Задачи программы:
Обучающие:
· сформировать кругозор учащихся в области астрономии и космонавтики;
· обучить умениям и навыкам самостоятельной индивидуальной и коллективной проектно-исследовательской деятельности в области астрономии и космонавтики;
· сформировать навыки самостоятельного пользования естественнонаучной и аэрокосмической терминологией при чтении специализированной литературы и текстов.
Развивающие:
· развивать творческие способности и инициативу учащихся, их логическое, абстрактное и критическое мышление в процессе проектно-исследовательской деятельности;
· развивать познавательный интерес и познавательные способности учащихся
· развивать память, внимательность, пространственное воображение.
Воспитательные:
· воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности на примере достижений российской космонавтики, ее традиций и героев;
· воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу;
· сформировать адекватную самооценку учащихся через проявление себя в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, выставках, при подведении итогов своей деятельности;
· сформировать устойчивую мотивацию учащихся к занятиям по астрономии и космонавтике и осознанному выбору будущей профессии путем вовлечения в научно-исследовательскую и практико-ориентированную проектную деятельность.
Формы контроля.
Каждая из изучаемых тем предполагает свою форму контроля, промежуточную аттестацию, приведенную ниже в учебном плане. В зависимости от сложности и значимости изучаемого теоретического материала это могут быть опрос, тестирование или зачет (с помощью программы по созданию тестов и онлайн-тестирования INDIGO https://indigotech.ru). По результатам проделанной проектной работы выполняется экипажный доклад или отчет. Опросы могут быть индивидуальными или экипажными. На практических занятиях оценивается качество изготовления поделок, подготовки индивидуальных и групповых докладов. В рамках итоговой конференции в конце учебного года комплексно оценивается оригинальность и актуальность выбора темы, стенд или иной наглядный материал, презентация проекта, полнота раскрытия темы, аккуратность заполнения документации на проект, заинтересованность в выполнении работы.
Предполагается участие в чемпионате профессионального мастерства Word Skills(компетенции «Инженерия космических систем - Юниоры»), в олимпиадах по астрономии (во Всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиаде МГУ, КГУ, СПбГУ), технических выставках, научно-исследовательских конференциях, чтениях и т.п.
Методы оценки результативности программы:
·количественный анализ результатов тестирований, опросов и др.;
·мониторинг результатов усвоения нового материала;
·ведение дневника педагога (по занятиям и на каждого учащегося).
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· устойчивый познавательный интерес к выбранной деятельности;
· навык самостоятельной работы (умение делать самостоятельный выбор, аргументировать его, способность самостоятельно подбирать и использовать в работе необходимую литературу, иные источники информации);
· способность к самооценке (у ребенка сформируется адекватная самооценка при выполнении творческих работ, понимание многообразия критериев оценки);
· обладание социально ценными личностными качествами (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду);
· навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной, проектной творческой деятельности;
· овладение целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и технологий;
· обладание качествами, весьма важными в практической деятельности любого человека (внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности, независимость и нестандартность мышления);
· самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
· готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
· проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
· мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
· умеют работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;
· умеют делать самостоятельный выбор, выполнять различные творческие работы по созданию технических изделий;
· умеют адекватно воспринимать оценку своих работ;
· умеют самостоятельно составлять, осуществлять и контролировать свой образовательный маршрут;
· умеют осуществлять проектную деятельность (выявлять проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и проекты);
· умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
· владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умеют создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умеют выражать свои мысли, способны выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
· умеют работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
· умеют комбинировать известные алгоритмы в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
· умеют осуществлять поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
· проявляют инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
· умеют применять общенаучные знания по предметам естественнонаучного и математического циклов в процессе подготовки и осуществления технологических процессов;
· обладают компетентностью в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Знают:
·основные этапы истории развития астрономии и космонавтики, их цель,
назначение и основные методы;
·основные этапы проектной деятельности;
·основные схемы организации работы в ОКР;
· базовые современные представления человечества о строении космоса,
устройстве ближнего околоземного пространства, Солнечной Системы;
· имеют представление о вкладе своей Родины в познание и освоение
космоса.
Умеют:
·организовать работу группы своих сверстников в формате экипажа;
·подготовить все необходимое для астрономической экспедиции;
·работать со справочной литературой и сетью Интернет;
·проводить простейшие астрономические наблюдения, вести работу с
телескопом, оформлять журнал наблюдений;
·вести проектную работу, работать с журналом проекта;
·готовить и докладывать результаты своих исследований.