Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.




Информационная карта образовательной программы

1. Учреждение Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г. Казани
2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Космические разведчики»
3. Направленность Естественнонаучная
4. Сведения о разработчике:
4.1. Ф.И.О., должность Григорьева Анна Игоревна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
5. Сведения о программе:
5.1. Срок реализации 2 года
5.2. Возраст учащихся 9-16 лет
5.3. Характеристика программы: - тип программы - вид программы   Авторская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
5.4. Цель программы Развитие личностного, интеллектуального, физического и гражданско-патриотического потенциала детей и подростков через формирование активной жизненной позиции по отношению к развитию отечественной космонавтики, астрономии и российской науки в целом.
6. Ведущие формы и методы образовательной деятельности Учебное занятие. Лекция. Мастер-класс. Индивидуальная, групповая, коллективная проектно-исследовательская и творческая деятельность. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, научных чтениях, чемпионатах и соревнованиях различных уровней. Лабораторные работы. Деятельность в экипажах (группах по 4-6 учащихся) Внутри- и межэкипажное взаимодействие: обсуждение проектов, дискуссии, экипажные «свечки» - сборы экипажей.
7. Формы и методы мониторинга результативности Наблюдение за поведением учащихся во время выполнения отдельных заданий. Ведение индивидуальных карт наблюдения и диагностики достижений каждого учащегося по результатам наблюдения за его деятельностью (личное дело Созвездия). Анкетирование. Выставки, проекты, конкурсы, викторины, чемпионаты, соревнования, защита рефератов по космической тематике и астрономии. Анализ, обсуждение работ. Входная, промежуточная, итоговая диагностика. В результате аттестации по завершении реализации программы выпускники объединения получают свидетельства о дополнительном образовании установленного образца, утвержденного локальным актом учреждения.
8. Результативность реализации программы Сохранность контингента: 2016 – 2017 уч. г. – 94,4% 2017-2018 уч. г. – 96,7% 2018-2019 уч. г. – 98,4% Аттестация обучающихся: 2016/2017 уч.г., промежуточная аттестация - 69 % обучающихся освоили программу на высоком уровне, 31% - на среднем; 2017/2018 уч.г., аттестация по завершении реализации программы - 72 % обучающихся освоили программу на высоком уровне, 28 % - на среднем 2018/2019 уч. г., промежуточная аттестация – 71% обучающихся освоили программу на высоком уровне, 29% - на среднем 2019/2020 уч.г., аттестация по завершении реализации программы - 80 % обучающихся освоили программу на высоком уровне, 20 % - на среднем Участие в конкурсах, олимпиадах: Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, проектах, чемпионатах, научных чтениях, соревнованиях.
9. Дата разработки Дата последней корректировки 2016 г. 28.08.2019 г.
10. Рецензенты Жучков Р.Я., доцент кафедры астрономии и космической геодезии Института физики Казанского федерального университета, кандидат физико-математических наук

 

Пояснительная записка

Система современного дополнительного образования ориентирована на неограниченное развитие возможностей технического образования детей с учетом индивидуальности в целях их эффективного самоопределения. Новые достижения в освоении космоса вызывают повышенный интерес у детей и молодежи к космическим проблемам.

Актуальность программы обусловлена важной ролью системы наук о космосе, космической индустрии и ракетостроения в развитии научно-технического прогресса и разнообразием задач, возникающих в процессе изучения и освоения околоземного и межпланетного пространства. Узнавая о достижениях отечественных ученых, инженеров, исследователей космоса, учащиеся будут наглядно представлять масштабы той роли, которую играла и играет Россия в развитии мировой науки и культуры.

Направленность программы – естественнонаучная.

Новизна программы заключается в интеграции знаний по астрономии и космонавтике в систему, выработанную российскими скаутами, и использовании имеющихся в этой системе педагогических разработок для успешного усвоения учащимися учебного материала повышенной сложности. Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации программы основана на их взаимодействии в экипажах, которые остаются командами по окончании выполнения конкретных проектов.

Отличительные особенности программы.

Учебный материал программы выстроен в соответствии технологией Soft Skills («мягкие, гибкие навыки»), позволяющей вырабатывать умение работать в команде, чувство ответственности, устойчивость к неудачам, удовлетворенность работой; технологией Hard Skills («твердые навыки»), способствующей формированию не только технически грамотных, но и трудолюбивых детей и подростков, и технологией «Скаутский метод» - обучение в малых группах по 4-6 человек, так называемых «экипажах», в условиях, приближенных к реальной жизни.

Данная программа построена с учетом многолетнего опыта взаимодействия школьников и студентов в Организации Космических Разведчиков (далее -ОКР), основанной в 1999 году, и ориентации на органичное обучение и воспитание учащихся через вовлечение их в совместную деятельность экипажей и выполнение групповых проектов, направленных на развитие личности каждого члена экипажа.

Основной технологией обучения выбрана технология нового типа в формате образовательного события как способ инициирования образовательной активности учащихся. Участие в образовательных событиях позволяет учащимся попробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения в части академических и компетентностных результатов. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У учащихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Педагогическая целесообразность заключается в создании особой образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных и командных навыков учащихся, способствующих наиболее быстрому освоению нового материала из астрономии и космонавтики, отсутствующего в школьной программе, и выполнению проектных заданий повышенной сложности.

На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. Программа «Космические разведчики» призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать учащегося к техническому творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.

Программа рассчитана на детей, интересующихся естествознанием, в частности, астрономией, космонавтикой и географией в возрасте от 9 до 16 лет.

Срок реализации программы «Космические разведчики» - 2 года

(по 144 часа в год).

Формы организации занятий: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы обучения и виды занятий. Часть занятий проходит в формате лекций (задачи ставятся в виде проблемных ситуаций и решаются методом ключевых ситуаций), практические работы представлены мастер-классами и лабораторными работами по изготовлению поделок, не требующих применения специального оборудования. Программой предусмотрена организация проектной деятельности в экипажах (группах из 4-6 учащихся) в различных формах: от составления технических карт и изготовления поделок, до защиты итоговых презентаций и докладов. Большое внимание уделяется внутри- и межэкипажному взаимодействию, в частности, обсуждению проектов, дискуссиям, экипажным «свечкам» - сборам экипажей.

Личное дело созвездия представляет собой лист формата А4, разделенный на 4 части (Приложение №1). В первой части — название на русском и латинском языках, трехбуквенное сокращение, во второй — зарисовка основного астеризма созвездия, в третьей — произвольное изображение человека, животного или предмета, в честь которого названо созвездие, в четвертой — список основных звезд, интересные факты.

Организация занятий осуществляется с использованием игровых технологий обучения, так как программа рассчитана на детей младшего и среднего возраста. Кроме того, программой предусмотрено совмещение освоения содержания с организаций отдыха детей во время проведения занятий, например, чтение педагогом и/или детьми вслух отрывков из научно-фантастических, художественных литературных произведений, просмотр фильмов с последующим обсуждением сюжета и героев произведений.

Программа занятий объединения призвана сформировать у учащихся:

· стремление к приобретению новых знаний,

· умение работать в команде,

· навыки творческого отношения к делу,

· умение самостоятельно работать с инструментами и дополнительной литературой,

· умение наблюдать и делать выводы,

· способность анализировать материалы наблюдений.

Цель программы: развитие личностного, интеллектуального, физического и гражданско-патриотического потенциала детей и подростков через формирование активной жизненной позиции по отношению к развитию отечественной космонавтики, астрономии и российской науки в целом.

Задачи программы:

Обучающие:

· сформировать кругозор учащихся в области астрономии и космонавтики;

· обучить умениям и навыкам самостоятельной индивидуальной и коллективной проектно-исследовательской деятельности в области астрономии и космонавтики;

· сформировать навыки самостоятельного пользования естественнонаучной и аэрокосмической терминологией при чтении специализированной литературы и текстов.

Развивающие:

· развивать творческие способности и инициативу учащихся, их логическое, абстрактное и критическое мышление в процессе проектно-исследовательской деятельности;

· развивать познавательный интерес и познавательные способности учащихся

· развивать память, внимательность, пространственное воображение.

Воспитательные:

· воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности на примере достижений российской космонавтики, ее традиций и героев;

· воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу;

· сформировать адекватную самооценку учащихся через проявление себя в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, выставках, при подведении итогов своей деятельности;

· сформировать устойчивую мотивацию учащихся к занятиям по астрономии и космонавтике и осознанному выбору будущей профессии путем вовлечения в научно-исследовательскую и практико-ориентированную проектную деятельность.

Формы контроля.

Каждая из изучаемых тем предполагает свою форму контроля, промежуточную аттестацию, приведенную ниже в учебном плане. В зависимости от сложности и значимости изучаемого теоретического материала это могут быть опрос, тестирование или зачет (с помощью программы по созданию тестов и онлайн-тестирования INDIGO https://indigotech.ru). По результатам проделанной проектной работы выполняется экипажный доклад или отчет. Опросы могут быть индивидуальными или экипажными. На практических занятиях оценивается качество изготовления поделок, подготовки индивидуальных и групповых докладов. В рамках итоговой конференции в конце учебного года комплексно оценивается оригинальность и актуальность выбора темы, стенд или иной наглядный материал, презентация проекта, полнота раскрытия темы, аккуратность заполнения документации на проект, заинтересованность в выполнении работы.

Предполагается участие в чемпионате профессионального мастерства Word Skills(компетенции «Инженерия космических систем - Юниоры»), в олимпиадах по астрономии (во Всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиаде МГУ, КГУ, СПбГУ), технических выставках, научно-исследовательских конференциях, чтениях и т.п.

Методы оценки результативности программы:

·количественный анализ результатов тестирований, опросов и др.;

·мониторинг результатов усвоения нового материала;

·ведение дневника педагога (по занятиям и на каждого учащегося).

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

· устойчивый познавательный интерес к выбранной деятельности;

· навык самостоятельной работы (умение делать самостоятельный выбор, аргументировать его, способность самостоятельно подбирать и использовать в работе необходимую литературу, иные источники информации);

· способность к самооценке (у ребенка сформируется адекватная самооценка при выполнении творческих работ, понимание многообразия критериев оценки);

· обладание социально ценными личностными качествами (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду);

· навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной, проектной творческой деятельности;

· овладение целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и технологий;

· обладание качествами, весьма важными в практической деятельности любого человека (внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности, независимость и нестандартность мышления);

· самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;

· готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

· проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;

· мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.

Метапредметные результаты:

· умеют работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;

· умеют делать самостоятельный выбор, выполнять различные творческие работы по созданию технических изделий;

· умеют адекватно воспринимать оценку своих работ;

· умеют самостоятельно составлять, осуществлять и контролировать свой образовательный маршрут;

· умеют осуществлять проектную деятельность (выявлять проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и проекты);

· умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

· владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умеют создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· умеют выражать свои мысли, способны выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

· умеют работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

· умеют комбинировать известные алгоритмы в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

· умеют осуществлять поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

· проявляют инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

· умеют применять общенаучные знания по предметам естественнонаучного и математического циклов в процессе подготовки и осуществления технологических процессов;

· обладают компетентностью в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

Знают:

·основные этапы истории развития астрономии и космонавтики, их цель,

назначение и основные методы;

·основные этапы проектной деятельности;

·основные схемы организации работы в ОКР;

· базовые современные представления человечества о строении космоса,

устройстве ближнего околоземного пространства, Солнечной Системы;

· имеют представление о вкладе своей Родины в познание и освоение

космоса.

Умеют:

·организовать работу группы своих сверстников в формате экипажа;

·подготовить все необходимое для астрономической экспедиции;

·работать со справочной литературой и сетью Интернет;

·проводить простейшие астрономические наблюдения, вести работу с

телескопом, оформлять журнал наблюдений;

·вести проектную работу, работать с журналом проекта;

·готовить и докладывать результаты своих исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: