Тема 1. Подготовка проектов на итоговую конференцию (1 часть)
Теория: Итоговая конференция — возможность учащихся объединения показать, чего они смогли добиться, какие знания и умения освоить за прошедший год, показать родителям и друзьям свои успехи. Выбор темы и техники исполнения наглядной составляющей.
Практика: Изготовление стенда, модели или поделки.
Тема 2. Подготовка проектов на итоговую конференцию (2 часть)
Теория: Основные этапы итогового доклада по проекту. Правила оформления. Этикет научного доклада, этикет постановки докладчику вопросов. Оформление слайдов научной презентации.
Практика: Подготовка презентации и устного доклада.
Тема 3. Итоговая конференция (совместно с родителями)
Практика: Представление докладов, дискуссии, награждение отличившихся.
Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий
Формы занятий: учебные занятия (теоретические и практические), тестирование, опрос, зачет; индивидуальная и коллективная проектная деятельность; ТРИЗ, научно-технические конкурсы, научно-практические конференции, олимпиады; технические конкурсы и мероприятия различных уровней технической направленности.
Формы организации занятий – индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые.
Основная форма деятельности учащихся – это групповая самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность в сочетании коллективной и индивидуальной формами работы.
·Рассказ педагога сопровождается цветными иллюстрациями, плакатами. Большинство тем дополняется показом презентаций и видеофильмов.
·Каждый учащийся имеет специальную тетрадь, в которой ведет дневник наблюдений за звездным небом - «Мой первый журнал наблюдений» и тетрадь
|
для записи учебного материала на занятиях и выполнения заданий дома.
· Для проверки знаний и закрепления пройденного материала проводятся практические занятия с использованием различного дидактического материала, викторины и конкурсы, демонстрационные опыты, лабораторные работы.
· Организуются непосредственные наблюдения небесных тел, как невооруженным глазом, так и с помощью бинокля и телескопов.
· На занятиях учащиеся получают элементарные навыки работы с научно- популярной и справочной литературой, Интернетом.
· Воспитание проводится в форме бесед, организации и проведения отрядных и экипажных «свечек», на которых каждый учащийся может выражать свои мысли вслух, держа в руках «свечку», в качестве которой может выступать любой предмет; учатся выслушивать собеседника и понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
·В процесс обучения включены игры, настольные игры, головоломки, практикумы, лабораторные работы, демонстрационные эксперименты.
· Большая роль уделяется просмотру фильмов, прослушиванию аудиозаписей, прочтению книг вслух и дальнейшему их обсуждению.
Современные образовательные технологии, используемые при реализации программы:
-технология образовательного события (трактуется нами как совместная деятельность или совместное бытие, которые переживают учащиеся при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично). Образовательные события имеют самые разные форматы: конкурсы, проекты, соревнования, олимпиады, научно-практические конференции, научные чтения, «метапредметное погружение», экспедиции, профильные смены в оздоровительно-образовательных лагерях и другие;
|
- технология Hard Skills («твердые навыки»), способствующая формированию не только технически грамотных, но и трудолюбивых
детей и подростков;
- технология Soft Skills («мягкие, гибкие навыки»), позволяющая вырабатывать умение работать в команде, чувство ответственности, устойчивость к неудачам, удовлетворенность работой;
- технология «Скаутский метод», обеспечивающая обучение в малых группах по 4-6 человек, так называемых «экипажах», в условиях, приближенных к реальной жизни.
Методы обучения
· Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа).
· Наглядные методы обучения (просмотр литературы, эскизов, чертежей, технологических карт, образцов работ, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.)
· Практические методы обучения (работа по образцу, творческие задания, практические работы и др.)
· Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, творческие конкурсы, соревнования; создание проблемных ситуаций и организация активной деятельности учащихся по их разрешению; организация самостоятельного поиска учащимися новых познавательных ориентиров, итоговые мероприятия).
Формы аттестации/контроля предметных результатов освоения программы: беседа, опрос, практическая работа, выставка работ, соревнование, конкурс, тестирование, защита рефератов, проектов, зачет.
Эффективным методом оценки результатов освоения программы является наблюдение за поведением учащихся на занятиях, научно-технических олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней и других мероприятиях естественнонаучной направленности во время выполнения заданий.
|
Список использованной литературы:
Нормативно – правовые документы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие дополнительного образования детей до 2020 г.», утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11. 2012 г. №2148-р
3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.№1726-р.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, в том числе разноуровневых, от20.09.2017 г.
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
7. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП. Буйлова Л.Н. – Москва, ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», 2015.
8. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844)
Литература для педагога:
1. В.Л. Горьков, Ю.Ф. Авдеев, «Космическая азбука», Москва, Детская литература,2009.
2. С.П. Усманский, «Космонавтика сегодня и завтра», Москва, Просвещение, 2011.
3. Бен Денн «Космос. Детская энциклопедия», Москва, Росмэн-Пресс, 2012.
4. Маркус Чаун «Солнечная система. Путеводитель по ближним и дальним окрестностям нашей планеты», Москва, АСТ, 2015.
5. «Энциклопедия для детей Аванта+. Дополнительный том. Космонавтика», Москва, Аванта+, 2003.
6. «Энциклопедия для детей Аванта+. Том8. Астрономия», Москва, Аванта+, 2003.
Литература для учащихся
1. А.Свирин, М. Лященко «До земли еще далеко, Москва, Престиж Бук, 2016
2. А. Шейкин «Вести приходят так», Санкт-Петербург — Москва, Речь, 2014
3. В.Сурдин «Вселенная в вопросах и ответах. Задачи и тесты по астрономии и космонавтики», Москва, АНФ, 2017.
4. Е. Качур «Увлекательная астрономия», Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2018.
5. М. Дженкинс «Открываем космос. От телескопа до марсохода», Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2017.
6. Д. Костюков, З. Сурова «Космос», Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Программа «Космические разведчики» размещена на сайте Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра внешкольной работы» Авиастроительного района г. Казани, ссылка edu.tatar.ru/aviastroit/page2205/htm/page3805733/htm