Исследование речевой сферы




Для практических занятий

По нейропсихологической диагностике

Общая характеристика

Методы

 

Стандартизированная беседа, позволяющая оценить состояние трех областей психического функционирования: ориентировка в месте, времени и деталях своего анамнеза; критичность; адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.

 

Симптомы

 

Симптом Локализация симптомов
Перед не-лобные Зад не-лобные Базально-лобные и глубинные Темен ные Затылочные Темен но-височ но-затылочные Височ ные
  Нарушение ориентировки во времени     +        
  Нарушение ориентировки в месте нахождения     +        
  Дефекты воспроизведения анамнеза заболевания, биографических данных     +       +
  Конфабуляции     +        
  Полевое поведение +            
  Негативизм (отказ от задания) +           +
  Резонерство +            
  Нарушение чувства дистанции +            
  Расторможенность, общее возбуждение     +       +
  Пуэрильность, манерность +            
  Навязчивость +            
  Отсутствие активных жалоб +   +        
  Отсутствие (снижение) переживания своих дефектов, эйфория +            
  Эмоциональная лабильность     +       +
  Насильственные эмоциональные реакции: плач, смех     +       +
  Эмоциональная притупленность, безразличие     +        
  Напряженность, растерянность, тревожность     +        

Исследование движений и действий

Методы

 

Пробы на реципрокную координацию, на асимметричное постукивание, на праксис позы (пальцев руки), на пространственную организацию движений (пробы Хэда), на динамический праксис (“кулак-ребро-ладонь” и графическая проба), конструктивный праксис (конструирование из палочек и кубики Кооса), рисунок стола и куба, на условные реакции выбора и воспроизведение ритмов (моторный компонент)

 

Симптомы

 

Симптом Локализация симптомов
Перед не-лобные Зад не-лобные Базально-лобные и глубинные Темен ные Затылочные Темен но-височ но-затылочные Височ ные
  Патологическая инертность (персеверации)   +          
  Трудности усвоения двигательной программы     +        
  Упрощение программы в динамическом праксисе + +          
  Дезавтоматизированность (скандированность) движений в динамическом праксисе   +          
  Стереотипия в динамическом праксисе (вертикальный кулак) +            
  Нарушение пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения (в динамическом праксисе, пробе Хэда, праксисе позы, конструктивном праксисе, рисунке)       +      
  Импульсивность (эхопраксия с коррекцией) в пробе Хэда, конструктивном праксисе, в праксисе позы, в реакции выбора +   +        
  Соматотопические ошибки (помахивания) в пробе Хэда       +      
  Кинестетические нарушения (поиск позы, моторная неловкость) в праксисе позы       +      
  Истощаемость (микрография) в графической пробе     +        
  Нарушения зрительно-моторной координации (макрография, расподобление – разная величина элементов) в графической пробе     +        
  Утеря программы в реакции выбора +            
  Напряженность, замедленность в реципрокной координации   + +        
  Сбои при убыстрении в реципрокной коодинации   + +        
  Поочередное или симметричное (уподобление) выполнение в ассиметричном постукивании и/или реципрокной координации + + +        
  Отставание одной руки в реципрокной координации и/или при воспроизведении ритмических структур     + +   +  
  Лишние импульсы в ассиметричном постукивании и/или при воспроизведении ритмических структур     +        
  Трудности вхождения в задание(двигательная аспонтанность)     +        
  Наличие синкинезий     + +      
  Системные персеверации     +        

 

Исследование гнозиса

Методы

Пробы на предметный гнозис (узнавание реалистических изображений, перечеркнутых и наложенных фигур), акустический гнозис и слухо-моторную координацию (оценка и воспроизведение ритмических структур), оптико-пространственный гнозис (узнавание времени на схематических часах без цифр), сомато-сенсорный гнозис (локализация прикосновений и проба на стереогноз)

 

Симптомы

 

 

Симптом Локализация симптомов
Перед не-лобные Зад не-лобные Базально-лобные и глубинные Темен ные Затылочные Темен но-височ но-затылочные Височ ные
  Первичная предметная агнозия         +    
  Импульсивность в гностической сфере +            
  Фрагментарность восприятия             +
  Псевдоагнозии (нарушение контроля и целенаправленности) +            
  Нарушение избирательности восприятия +            
  Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов       +   +  
  Акустическая агнозия             +
  Дефекты акустического внимания             +
  Сужение объема акустического восприятия             +
  Снижение поверхностной кожной чувствительности в руке       +      
  Игнорирование одной стороны при тактильном восприятии       +      
  Астереогноз       +      
  Инактивность ощупывания +   +        
  Игнорирование одной стороны зрительного пространства       +      
  Нарушение симультанного синтеза при восприятии           +  

 

Исследование речевой сферы

Методы

 

Оценка спонтанной речи в диалоге и при описании картинок; пробы на называние предметных изображений; повторение звуков, слов, фраз; пробы на автоматизированную речь (числовые ряды, дни недели, месяцы в прямом и обратном порядке); пробы на понимание (соотнесение с картинкой) слов, фраз, логико-грамматических конструкций; исследование свободных и направленных ассоциативных реакций, чтения, письма.

 

Симптомы

 

Симптом Локализация симптомов
Перед не-лобные Зад не-лобные Базально-лобные и глубинные Темен ные Затылочные Темен но-височ но-затылочные Височ ные
  Нарушение просодики речи(смазанность, гнусавость)     +        
  Нарушение плавности (скандированность) речи   +          
  Неразвернутость, бедность речи   +          
  Нарушения грамматического оформления высказывания   +       + +
  Затруднения в рядовой речи   +          
  Поиск номинаций             +
  Парафазии при назывании и в спонтанной речи   +   +     +
  Параграфии   +   + +   +
  Микро/макрография на письме     +        
  Паралексии   +   + +   +
  Угадывающее чтение +            
  Импульсивность в речевых пробах +            
  Речевая аспонтанность     +        
  Нарушение понимания предметно-отнесенных слов (отчуждение смысла слов) · Фонетические замены · Семантические замены · Сужение объема акустического восприятия (пропуски) · Персеверации при показе по слову · Невоспроизведение последовательности элементов             +
  Нарушение понимания логико-грамматических отношений           +  
  Замедленность понимания (поиск, удлинение латентного периода)           +  
  Нарушение повторения слов и фраз · Фонетические замены · Семантические замены · Персеверации при повторении · Сужение объема акустического восприятия · Невоспроизведение последовательности элементов   +   +     +
  Замедление речевой активности (в ассоциативных процессах) +   +        
  Инертность ассоциативных процессов (повторы, стереотипные словосочетания) +   +        
  Сужение словаря (объема семантических полей)              
  Резонерство +            

 

 

Исследование памяти

Методы

 

Тесты на слухоречевую память: заучивание 10 не связанных по смыслу слов за 5 предъявлений; запоминание двух групп по 3 слова, двух фраз; рассказа; тест на двигательную память: запоминание двух серий из 3 движений; тест на зрительную память: запоминание и узнавание двух групп из 3 изображений реальных предметов и двух групп из 3 геометрических невербализуемых фигур. В каждой пробе анализируется непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.

 

Симптомы

 

Симптом Локализация симптомов
Перед не-лобные Зад не-лобные Базально-лобные и глубинные Темен ные Затылочные Темен но-височ но-затылочные Височ ные
  Снижение продуктивности (максимального объема) запоминания в процессе заучивания + + + +   + +
  Повышенная тормозимость следов     +        
  Флуктуации, истощаемость (нестабильность) мнестической деятельности при заучивании 10 слов     +        
  Инактивность заучивания (плато)     +        
  Конфабуляции (вплетения непредъявлявшихся элементов)     +        
  Контаминации групп стимулов (воспроизведение слова “не в своей группе”) + + + +   + +
  Трудности удержания последовательности (серийной организации) стимулов + + + +   + +
  Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении)     +        
  Персеверации (горизонтальные и вертикальные повторы) элементов + + +        
  Звуковые замены (близким по звучанию словом)             +
  Семантические замены (близким по смыслу словом)             +
  Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой)         +    

 

 

Исследование интеллекта

Методы

 

При исследовании интеллекта оцениваются пробы на понимание смысла рассказов и сюжетных картин, серийный счет (100-7), решение задач и пробы на классификацию и исключение изображений (4-й лишний) и слов (5-й лишний).

Симптомы

 

 

Симптом Локализация симптомов
Перед не-лобные Зад не-лобные Базально-лобные и глубинные Темен ные Затылочные Темен но-височ но-затылочные Височ ные
  Невозможность понять смысл сюжетной картинки +   +        
  Замедленность понимания с подсказкой     +        
  Импульсивность при анализе картинки или рассказа +   +        
  Невозможность понять смысл рассказа +   +        
  Замедленное понимание а подсказкой     +        
  Первичная акалькулия       +   +  
  Замедленность (дезавтоматизированность) счета     +        
  Забывание промежуточного результата при счете     +       +
  Персеверации в счете   +          
  Импульсивность в счете и решении задач +   +        
  Невозможность составить программу решения задачи +   +        
  Аспонтанность в интеллектуальной деятельности (необходимость внешней стимуляции)     +        
  Снижение процессов обобщения +            
  Импульсивное решение задачи на обобщение +   +        
  Инертность при решении задачи на обобщение     +        
  Затруднения при нахождении обобщающего понятия             +

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: