Для практических занятий
По нейропсихологической диагностике
Общая характеристика
Методы
Стандартизированная беседа, позволяющая оценить состояние трех областей психического функционирования: ориентировка в месте, времени и деталях своего анамнеза; критичность; адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.
Симптомы
| № | Симптом | Локализация симптомов | ||||||
| Перед не-лобные | Зад не-лобные | Базально-лобные и глубинные | Темен ные | Затылочные | Темен но-височ но-затылочные | Височ ные | ||
| Нарушение ориентировки во времени | + | |||||||
| Нарушение ориентировки в месте нахождения | + | |||||||
| Дефекты воспроизведения анамнеза заболевания, биографических данных | + | + | ||||||
| Конфабуляции | + | |||||||
| Полевое поведение | + | |||||||
| Негативизм (отказ от задания) | + | + | ||||||
| Резонерство | + | |||||||
| Нарушение чувства дистанции | + | |||||||
| Расторможенность, общее возбуждение | + | + | ||||||
| Пуэрильность, манерность | + | |||||||
| Навязчивость | + | |||||||
| Отсутствие активных жалоб | + | + | ||||||
| Отсутствие (снижение) переживания своих дефектов, эйфория | + | |||||||
| Эмоциональная лабильность | + | + | ||||||
| Насильственные эмоциональные реакции: плач, смех | + | + | ||||||
| Эмоциональная притупленность, безразличие | + | |||||||
| Напряженность, растерянность, тревожность | + |
Исследование движений и действий
Методы
Пробы на реципрокную координацию, на асимметричное постукивание, на праксис позы (пальцев руки), на пространственную организацию движений (пробы Хэда), на динамический праксис (“кулак-ребро-ладонь” и графическая проба), конструктивный праксис (конструирование из палочек и кубики Кооса), рисунок стола и куба, на условные реакции выбора и воспроизведение ритмов (моторный компонент)
Симптомы
| № | Симптом | Локализация симптомов | ||||||
| Перед не-лобные | Зад не-лобные | Базально-лобные и глубинные | Темен ные | Затылочные | Темен но-височ но-затылочные | Височ ные | ||
| Патологическая инертность (персеверации) | + | |||||||
| Трудности усвоения двигательной программы | + | |||||||
| Упрощение программы в динамическом праксисе | + | + | ||||||
| Дезавтоматизированность (скандированность) движений в динамическом праксисе | + | |||||||
| Стереотипия в динамическом праксисе (вертикальный кулак) | + | |||||||
| Нарушение пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения (в динамическом праксисе, пробе Хэда, праксисе позы, конструктивном праксисе, рисунке) | + | |||||||
| Импульсивность (эхопраксия с коррекцией) в пробе Хэда, конструктивном праксисе, в праксисе позы, в реакции выбора | + | + | ||||||
| Соматотопические ошибки (помахивания) в пробе Хэда | + | |||||||
| Кинестетические нарушения (поиск позы, моторная неловкость) в праксисе позы | + | |||||||
| Истощаемость (микрография) в графической пробе | + | |||||||
| Нарушения зрительно-моторной координации (макрография, расподобление – разная величина элементов) в графической пробе | + | |||||||
| Утеря программы в реакции выбора | + | |||||||
| Напряженность, замедленность в реципрокной координации | + | + | ||||||
| Сбои при убыстрении в реципрокной коодинации | + | + | ||||||
| Поочередное или симметричное (уподобление) выполнение в ассиметричном постукивании и/или реципрокной координации | + | + | + | |||||
| Отставание одной руки в реципрокной координации и/или при воспроизведении ритмических структур | + | + | + | |||||
| Лишние импульсы в ассиметричном постукивании и/или при воспроизведении ритмических структур | + | |||||||
| Трудности вхождения в задание(двигательная аспонтанность) | + | |||||||
| Наличие синкинезий | + | + | ||||||
| Системные персеверации | + |
Исследование гнозиса
Методы
Пробы на предметный гнозис (узнавание реалистических изображений, перечеркнутых и наложенных фигур), акустический гнозис и слухо-моторную координацию (оценка и воспроизведение ритмических структур), оптико-пространственный гнозис (узнавание времени на схематических часах без цифр), сомато-сенсорный гнозис (локализация прикосновений и проба на стереогноз)
Симптомы
| № | Симптом | Локализация симптомов | ||||||
| Перед не-лобные | Зад не-лобные | Базально-лобные и глубинные | Темен ные | Затылочные | Темен но-височ но-затылочные | Височ ные | ||
| Первичная предметная агнозия | + | |||||||
| Импульсивность в гностической сфере | + | |||||||
| Фрагментарность восприятия | + | |||||||
| Псевдоагнозии (нарушение контроля и целенаправленности) | + | |||||||
| Нарушение избирательности восприятия | + | |||||||
| Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов | + | + | ||||||
| Акустическая агнозия | + | |||||||
| Дефекты акустического внимания | + | |||||||
| Сужение объема акустического восприятия | + | |||||||
| Снижение поверхностной кожной чувствительности в руке | + | |||||||
| Игнорирование одной стороны при тактильном восприятии | + | |||||||
| Астереогноз | + | |||||||
| Инактивность ощупывания | + | + | ||||||
| Игнорирование одной стороны зрительного пространства | + | |||||||
| Нарушение симультанного синтеза при восприятии | + |
Исследование речевой сферы
Методы
Оценка спонтанной речи в диалоге и при описании картинок; пробы на называние предметных изображений; повторение звуков, слов, фраз; пробы на автоматизированную речь (числовые ряды, дни недели, месяцы в прямом и обратном порядке); пробы на понимание (соотнесение с картинкой) слов, фраз, логико-грамматических конструкций; исследование свободных и направленных ассоциативных реакций, чтения, письма.
Симптомы
| № | Симптом | Локализация симптомов | ||||||
| Перед не-лобные | Зад не-лобные | Базально-лобные и глубинные | Темен ные | Затылочные | Темен но-височ но-затылочные | Височ ные | ||
| Нарушение просодики речи(смазанность, гнусавость) | + | |||||||
| Нарушение плавности (скандированность) речи | + | |||||||
| Неразвернутость, бедность речи | + | |||||||
| Нарушения грамматического оформления высказывания | + | + | + | |||||
| Затруднения в рядовой речи | + | |||||||
| Поиск номинаций | + | |||||||
| Парафазии при назывании и в спонтанной речи | + | + | + | |||||
| Параграфии | + | + | + | + | ||||
| Микро/макрография на письме | + | |||||||
| Паралексии | + | + | + | + | ||||
| Угадывающее чтение | + | |||||||
| Импульсивность в речевых пробах | + | |||||||
| Речевая аспонтанность | + | |||||||
| Нарушение понимания предметно-отнесенных слов (отчуждение смысла слов) · Фонетические замены · Семантические замены · Сужение объема акустического восприятия (пропуски) · Персеверации при показе по слову · Невоспроизведение последовательности элементов | + | |||||||
| Нарушение понимания логико-грамматических отношений | + | |||||||
| Замедленность понимания (поиск, удлинение латентного периода) | + | |||||||
| Нарушение повторения слов и фраз · Фонетические замены · Семантические замены · Персеверации при повторении · Сужение объема акустического восприятия · Невоспроизведение последовательности элементов | + | + | + | |||||
| Замедление речевой активности (в ассоциативных процессах) | + | + | ||||||
| Инертность ассоциативных процессов (повторы, стереотипные словосочетания) | + | + | ||||||
| Сужение словаря (объема семантических полей) | ||||||||
| Резонерство | + |
Исследование памяти
Методы
Тесты на слухоречевую память: заучивание 10 не связанных по смыслу слов за 5 предъявлений; запоминание двух групп по 3 слова, двух фраз; рассказа; тест на двигательную память: запоминание двух серий из 3 движений; тест на зрительную память: запоминание и узнавание двух групп из 3 изображений реальных предметов и двух групп из 3 геометрических невербализуемых фигур. В каждой пробе анализируется непосредственное и отсроченное (после интерференции) воспроизведение.
Симптомы
| № | Симптом | Локализация симптомов | ||||||
| Перед не-лобные | Зад не-лобные | Базально-лобные и глубинные | Темен ные | Затылочные | Темен но-височ но-затылочные | Височ ные | ||
| Снижение продуктивности (максимального объема) запоминания в процессе заучивания | + | + | + | + | + | + | ||
| Повышенная тормозимость следов | + | |||||||
| Флуктуации, истощаемость (нестабильность) мнестической деятельности при заучивании 10 слов | + | |||||||
| Инактивность заучивания (плато) | + | |||||||
| Конфабуляции (вплетения непредъявлявшихся элементов) | + | |||||||
| Контаминации групп стимулов (воспроизведение слова “не в своей группе”) | + | + | + | + | + | + | ||
| Трудности удержания последовательности (серийной организации) стимулов | + | + | + | + | + | + | ||
| Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении) | + | |||||||
| Персеверации (горизонтальные и вертикальные повторы) элементов | + | + | + | |||||
| Звуковые замены (близким по звучанию словом) | + | |||||||
| Семантические замены (близким по смыслу словом) | + | |||||||
| Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой) | + |
Исследование интеллекта
Методы
При исследовании интеллекта оцениваются пробы на понимание смысла рассказов и сюжетных картин, серийный счет (100-7), решение задач и пробы на классификацию и исключение изображений (4-й лишний) и слов (5-й лишний).
Симптомы
| № | Симптом | Локализация симптомов | ||||||
| Перед не-лобные | Зад не-лобные | Базально-лобные и глубинные | Темен ные | Затылочные | Темен но-височ но-затылочные | Височ ные | ||
| Невозможность понять смысл сюжетной картинки | + | + | ||||||
| Замедленность понимания с подсказкой | + | |||||||
| Импульсивность при анализе картинки или рассказа | + | + | ||||||
| Невозможность понять смысл рассказа | + | + | ||||||
| Замедленное понимание а подсказкой | + | |||||||
| Первичная акалькулия | + | + | ||||||
| Замедленность (дезавтоматизированность) счета | + | |||||||
| Забывание промежуточного результата при счете | + | + | ||||||
| Персеверации в счете | + | |||||||
| Импульсивность в счете и решении задач | + | + | ||||||
| Невозможность составить программу решения задачи | + | + | ||||||
| Аспонтанность в интеллектуальной деятельности (необходимость внешней стимуляции) | + | |||||||
| Снижение процессов обобщения | + | |||||||
| Импульсивное решение задачи на обобщение | + | + | ||||||
| Инертность при решении задачи на обобщение | + | |||||||
| Затруднения при нахождении обобщающего понятия | + |