Схема наблюдения: 1) общие сведения (дата, место и время занятий, класс, школа, количество учеников);
2) подготовка к уроку (наличие, состояние плана-конспекта, его соответствие программе, задачам; подготовленность и состояние мест занятий, готовность учащихся к уроку);
3) проведение урока: подготовительная часть (длительность, своевременность начала, организация начала урока, терминологическая грамотность команд, правильность проведения подготовительных упражнений, контроль за действиями класса, подбор упражнений, регулирование нагрузки); основная часть (используемые методы обучения и организации, реализация принципов обучения, соответствие нагрузки условиям урока и возрасту занимающихся, активизация деятельности учащихся, работа актива, страховка и помощь); заключительная часть (соответствие упражнений задачам, степень снятия эмоционального и нервно-мышечного напряжения, подведение итогов и задание на дом; своевременность завершения занятия);
4) поведение учащихся (отношение учеников к выполняемым действиям, эмоциональный настрой, отношение друг к другу, учителю, к уроку, дисциплинированность, активность и заинтересованность);
5) деятельность учителя (внешний вид, речь, умение организовать и активизировать класс, отношение с учениками, умение своевременно исправлять и предупреждать ошибки; авторитет учителя и его личностные качества);
6) результаты урока (степень решения задач оздоровительных, образовательных и воспитательных, положительные и отрицательные стороны урока, верность выбранных методов обучения и организации);
7) выводы и предложения (общая оценка проведения урока, рекомендации по совершенствованию организации, методов обучения и воспитания, профессиональных качеств учителя) [6].
|
21. Задачи, содержание, организация внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Организация и планирование внеклассной работы по физической культуре в школе
Назначение - организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха. Признаки:
- временный коллектив;
- добровольный характер;
- проводятся на базе и вне школы.
Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию:
- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
- углублять и расширять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физической культуры;
- воспитать и развивать организаторские навыки у школьников;
- организовать здоровый отдых учащихся;
- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Выделяют два вида внеклассных и внешкольных занятий:
Систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школьников, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки).
Эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, и др.).
В общеобразовательной школе создаются также группы начальной подготовки ДЮСШ для учащихся, желающих заниматься избранным видом спорта. Специфические задачи:
|
- удовлетворение личных интересов, потребностей в области физической культуры;
- постепенный переход к спортивной специализации и последовательное совершенствование в избранном виде спорта;
- обучение элементарным организаторским и методическим знаниям, умениям, необходимым для самостоятельных занятий и для осуществления общественно полезной деятельности в области физической культуры;
- воспитание потребности систематически выполнять физические упражнения.
В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий обязательным является соблюдение общих и методических принципов, а также принципов спортивной тренировки [8].
Формами организации физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня являются гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы, подвижные перемены и спортивный час.
Внеклассные формы организации физкультурно-спортивной деятельности представлены занятиями в группах общей и специальной физической подготовки (ОФП и СФП), секциями по видам спорта и подготовке к сдаче норм ГТО, массовыми спортивно-оздоровительными мероприятиями, неклассифицированными соревнованиями.
Внешкольные формы организации физкультурно-спортивной деятельности включают в себя детско-юношеские спортивные школы, различные группы по видам спорта спорткомплексов и культурных центров, спортивные клубы по месту жительства, самостоятельные занятия, спортивная работа в оздоровительных лагерях, физкультурное образование в семье.
Физическое воспитание составляет важный и весьма сложный объект внутришкольного управления. Согласно Уставу общеобразовательной школы и Положению о физическом воспитании учащихся, оно осуществляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива.
|
Директор школы и его заместители выполняют общие функции управления физическим воспитанием - планирование, организацию, регулирование, учет и контроль. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы создает необходимые условия для реализации управленческих решений, привлекает к осуществлению задач физического воспитания физкультурный актив, шефствующие организации, родителей.
Физическое воспитание учащихся не продвинется ни на шаг вперед, если оно поручено только учителю физкультуры. Роль его в этой работе трудно переоценить, но он должен встречать поддержку всех учителей и классных руководителей.
Учителя-предметники могут и должны использовать средства физического воспитания в процессе обучения, участвовать в организации гимнастики до уроков, физкультминуток и пауз, игр и спортивных развлечений на переменах, следить за осанкой.
Особенно большой вклад в работу по физическому воспитанию школьников вносит классный руководитель. Практически он так или иначе участвует в организации и проведении всех внеклассных занятий физической культурой и спортом, следит за соблюдением режима, вовлекает учащихся в спортивные кружки и секции, осуществляет связь с семьей.
Опираясь на инициативу и самостоятельность детских школьных организаций, самих учащихся, в каждой школе создают коллектив физической культуры. Он располагает широкими возможностями для удовлетворения здоровых интересов учащихся, их стремления к самоорганизации и самоуправлению, пробуждает в них потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. Участвуя в жизни и деятельности коллектива физической культуры, школьники несут ответственность за порученное дело, выполняют обязанности общественных инструкторов и спортивных судей, занимаются ремонтом и изготовлением инвентаря, благоустройством, строительством и оборудованием спортивных площадок и залов. Школьным коллективам физической культуры, которые добиваются высоких результатов в работе, в спорте, присваивается звание спортивного клуба.
В первые годы жизни ребенка родители ревностно следят за его физическим развитием - ростом, весом, здоровьем, двигательной активностью. По мере того как ребенок растет и крепнет, овладевает движениями и первоначальными навыками самообслуживания, идет в школу, интерес родителей к физическому воспитанию детей заметно ослабевает. Школа всеми доступными ей средствами должна убедить родителей: будущность, счастье, здоровье, жизнеспособность и жизнестойкость детей во многом зависят от их полноценного физического развития и воспитания. Это - общая цель семьи и школы, которая создает прочную и незыблемую основу для их взаимодействия, содружества, планомерной совместной работы.
Поддерживая тесный и деловой контакт с родителями, учитель помогает им составить для детей научно обоснованный суточный режим, который соединяет в себе всю гамму разносторонних средств воздействия на растущий организм ребенка и укрепление его здоровья: утреннюю гигиеническую гимнастику, своевременный прием пищи, правильно организованный учебный труд и отдых, контроль за посадкой детей во время выполнения домашних заданий, осанкой и походкой, выполнение обязанностей по самообслуживанию, закаливание организма (обтирание, обливание, гигиена полости рта, мытье ног перед сном и др.), полноценный сон.
Хорошо, когда родители вместе с детьми занимаются комплексами физических упражнений. За последние годы сложилась хорошая традиция участвовать в соревнованиях «Папа, мама и я - спортивная семья», «Всей семьей - на старт!».
Каким бы напряженным ни был режим учебного года, у учащихся ежедневно остается достаточно времени, которым они могут распоряжаться в значительной степени самостоятельно. Между тем активными формами деятельности в свободное время, как показывают специальные исследования, занято 35-40% школьников, остальные же предпочитают проводить его у телевизора или за книгой. Для пребывания на свежем воздухе с физическими упражнениями, играми, прогулками нужно отводить 4 ч для младших школьников, 3,5 ч для подростков и 2,5 ч для старшеклассников [4, 6, 9].