Реализация принципов обучения в физическом воспитании




I. Общеметодические принципы.

Принцип сознательности и активности

Сознательность – способность человека понимать объективные закономерности и осуществлять свою деятельность в соответствии с ними.

Активность – мера проявляемой человеком направленной деятельности, степень включения его в работу.

Требования, вытекающие из принципов:

1) формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения;

2) развитие самостоятельности, инициативы;

3) стимулирование анализа, самоконтроля и самокорректировки при выполнении физических упражнений.

Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий.

Виды наглядности: зрительная; звуковая; двигательная.

Требования, вытекающие из принципов: 1. взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности; 2. направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движением.

Принцип доступности и индивидуализации. Важность соблюдения принципа определяется тем, что неадекватная нагрузка является угрозой здоровью занимающегося.

Требования, вытекающие из принципов: 1) строгое определение меры доступного; 2) последовательное обеспечение методических условий доступности; 3) от освоенного к неосвоенному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному; 4) использование средств и методов с учетом индивидуальных различий и способностей детей.

II. Специфические принципы физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Реализация принципа обеспечивает перманентную преемственность эффекта занятий, закрепление в памяти достигнутого уровня владения двигательными действиями.

Положения, доказывающие необходимость соблюдения принципа:

1. Физические упражнения оказывают позитивное влияние на организм при условиях их повторения.

2. Приспособительные изменения, вызываемые упражнениями, сохраняются только некоторое время (суперкомпенсация, кумуляция эффекта, запаздывающая трансформация тренировочного эффекта).

3. Физические упражнения приводят к утомлению, поэтому требуется целесообразное сочетание нагрузок и отдыха.

Отражая закономерности развертывания физического воспитания как целостного процесса, звенья которого должны быть связаны, принцип непрерывности обуславливает появление принципа системного чередования нагрузок и отдыха. Рациональное построение системы занятий физическими упражнениями должно гарантировать прогрессирующую интеграцию их эффектов и исключить превращение полезного кумулятивного эффекта нагрузок в переутомлении или перетренированность.

Принцип постепенности. Реализация принципа обеспечивает прогрессивное нарастание объема и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает в ходе роста возможностей занимающихся: нарастание объема и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок предусматривает:

1. Суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении серии занятий, регламентировать применительно к динамике тренированности.

2. Очередное увеличение суммарной нагрузки, задаваемой в сериях занятий, лишь после того, когда результаты адаптации к предыдущей нагрузке снижаются.

3. Временную стабилизацию или снижение суммарной нагрузки на фоне общей тенденции к ее нарастанию.

Принцип циклического построения системы занятий отражает структурную упорядоченность процесса и определяет повторяемость занятий и их серий.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания обязывает последовательно менять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший школьный возраст) [9,7]


6. Характеристика и реализация методов обучения в физическом воспитании. Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании. Характеристика специфических методов обучения, применяемых в процессе физического воспитания и спортивной тренировки




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: