ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА
Составитель Буркова Л.Г.
Шадринск
УДК 796(075.8)
ББК 75я73
Т11
Печатается по решению Учебно-методического совета Шадринского государственного педагогического института, протокол № от 28. 03. 2016 г.
Рецензенты:
Канд.пед.наук., доцент кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания ФГБОУ ВПО «ШГПИ» А.А. Старцев; директор МКУ ДО «ДЮСШ города Шадринска» Л. Г. Каменева
Теория и методика физической культуры и спорта: материалы
Т 11 для подготовки к ГИА студентов фак. «Физическая культура» / Шадр. гос. пед. ин-т; сост. Л.Г. Буркова. – Шадринск: ШГПИ, 2016. – 120 с.
В издании представлены разделы курса «Теория и методика физической культуры и спорта» для подготовки студентов к государственной итоговой аттестации. Издание подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом
Издание предназначено для студентов четвертого курса факультета физической культуры очной и заочной формы обучения, направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль«Физическая культура»
УДК 796(075)
ББК 75я7
© ШГПИ, 2016
© Буркова Л.Г., составление, 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………..…………6
Выдержка из программы итоговой государственной аттестациИ....................................................................................................7
1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные категории…………………………………………………..……14
2. Физическое воспитание как система: цель, задачи, структура и принципы. Роль учения П.Ф. Лесгафта для развития современной теории и практики физического воспитания…………………………………..…..…..15
|
3. Соотношение понятий «двигательное умение» и «двигательный навык»: понятия, признаки. Характеристика процесса формирования двигательных умений и навыков. Взаимосвязь развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков…………..……18
4. Структура обучения двигательному действию.………………..…….. 22
5. Реализация принципов обучения в физическом воспитании…….…. 23
6. Характеристика и реализация методов обучения в физическом воспитании. Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании. Характеристика специфических методов обучения, применяемых в процессе физического воспитания и спортивной тренировки………………………………………………………...……..……25
7. Характеристика средств физического воспитания……………..……..26
8. Классификация физических упражнений………...………………..…..28
9. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания…………………………………………………………..…………29
10. Характеристика силы как двигательного качества. Методика развития силы у детей школьного возраста.……………………………………..…….32
11. Характеристика выносливости как двигательного качества. Методика воспитания выносливости у детей школьного возраста……..……..………34
12. Характеристика гибкости как двигательного качества. Методика развития гибкости у детей школьного возраста………………………….…35
13. Скоростные способности. Характеристика быстроты как двигательного качества. Методика воспитания быстроты у детей школьного возраста…………………………………………………..……….37
|
14. Координационные способности. Характеристика ловкости как двигательного качества. Методика развития ловкости у детей школьного возраста………………………………………………………………...………39
15. Основные формы организации физического воспитания школьников. Формы организации физического воспитания в семье. Задачи, содержание, методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня………………..………………………………..………41
16. Структура, организация и проведение урока физической культуры. Современные требования к уроку физической культуры…………….……44
17. Понятие о физической нагрузке. Показатели и критерии дозирования физической нагрузки на уроке физической культуры………………..…….46
18. Задачи урока физической культуры, правила формулировки задач. Типы школьных уроков, особенности их построения и методики проведения…………………………………………………………….………47
19. Планирование учебной работы по физической культуре в образовательных организациях. Документы планирования. Методика написания плана-конспекта урока физической культуры…………...….….49
20. Оценка эффективности урока физической культуры. Виды анализа урока физической культуры и их методика……………………….………...52
21. Задачи, содержание, организация внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Организация и планирование внеклассной работы по физической культуре в школе………….…………54
22. Контроль и учет успеваемости на уроках физической культуры. Виды, формы контроля и учета, основные документы учета………….…..57
|
23. Обучение учащихся умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями на уроках физической культуры и во внеклассное время…………………………………………………….………59
24. Физическое воспитание детей дошкольного возраста………..….…..60
25. Организация и методика проведения уроков физической культуры в младших классах…………………………………………..………..…………66
26. Особенности организации и методики проведения урока физической культуры в средних классах…………………………………………………68
27. Особенности организации и методики проведения уроков физической культуры в старших классах……………………………………...……….…68
28. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Физическое воспитание студентов ВУЗов……………………………………..…………70
29. Профессионально-прикладная физическая подготовка: сущность, задачи, построение.………………………………………………………..…75
30. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека. Физическая культура в режиме трудового дня, в быту трудящихся. Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста………………………………………………………..………………76
31. Содержание, организация, методика проведения спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в оздоровительном лагере..…………………………………………………………………………79
32. Организация физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья…………………………………………………...………83
33. Методика формирования правильной осанки, дыхания, профилактики плоскостопия у детей школьного возраста……………………….…………85
34. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями…………………………….…87
35. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем.89
36. Современный спорт: функции, типы и виды спорта………....………90
37. Структура системы тренировочно-соревновательной подготовки.…92
38. Принципы спортивной подготовки……………………………………96
39. Спортивный отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки……………………………………………………….……………99
40. Спортивная подготовка как многолетний процесс. Типовая периодизация большого цикла подготовки. Особенности периодизации в различных видах спорта…………………………………………….….…..102
41. Средства спортивной подготовки. Средства восстановления при занятиях спортом……………………………………………………….…..105
42. Понятие о спортивной тренировке. Стороны спортивной тренировки, их взаимосвязь………………………………………………………………106
43. Характеристика средств специальной оздоровительной направленности……………………………………………………………..111
44. Комплексный контроль и учет в процессе спортивной подготовки…………………………………………………………………..114
заключение……………………………………………..………..……..116
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И рекомендуемой литературы………………………………………………………………117
Введение
Итоговый государственный экзамен бакалавра является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом. В ходе государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Типовые задачи профессиональной деятельности учителя (преподавателя, педагога) определены государственными образовательными стандартами и соотносятся с видами профессиональной деятельности.
Порядок проведения и программа государственного экзамена (междисциплинарный экзамен по направлению подготовки) определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ШГПИ.
Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специальных научных знаний в предметной области.
В программу государственного экзамена включаются дисциплины: «Педагогика», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуре». Эти дисциплины непосредственно формируют способность выпускников решать задачи профессиональной деятельности, т.е. ориентируют их на деятельность учителя (преподавателя, педагога).
На основе содержания программы государственного экзамена разрабатываются экзаменационные материалы, которые представляют собой перечень комплексных заданий (вопросов) для проверки готовности выпускников к решению задач профессиональной деятельности. Программа итогового государственного экзамена является единой для всех студентов, независимо от тематики выпускной квалификационной работы.
Пособие предназначено для студентов четвертого курса факультета «Физическая культура» очной и заочной формы обучения, для слушателей курсов переподготовки.
Материал изложен в соответствии с программой курса «Теория и методика физической культуры и спорта», соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Физическая культура»).