Теория и методика физической культуры и спорта является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Источниками возникновения теории и методики физической культуры и спорта являются:
- практика общественной жизни;
- практика физического воспитания;
- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности;
- постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
- научные исследования как в области теории и методики физического воспитания так и в смежных дисциплинах.
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения её понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.
К основным понятиям теории ФВ относятся следующие:
Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности. Область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности и прежде всего к труду (А.А. Гужаловский) [2].
Физическое воспитание - вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучением движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
|
Физическая подготовка - процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями.
Общая физическая подготовка - повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности.
Физическая подготовленность отражает достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.
Физическое развитие - процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями 3-х групп показателей: телосложение; показатели здоровья (изменения ССС, ЦНС, дыхательных и других органов и систем); развитие физических качеств.
Физическое развитие подчиняется следующим законам: наследственности; возрастной ступенчатости (учесть особенности возраста при планировании процесса ФВ); закон единства организма и среды (социальные условия - труд, быт, географическая среда); закон упражняемости и закон единства форм и функции организма.
Необходимо четко выбирать упражнения, нагрузку и представлять какие изменения произойдут во всем организме.
Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
|
Показатели физически совершенного человека:
- крепкое здоровье, позволяющее безболезненно адаптироваться к различным условиям труда, быта;
- пропорциональное телосложение, правильная осанка;
- всесторонне и гармонически развитые качества;
- владение рациональной техникой основных жизненно важных движений и способность быстро осваивать новые двигательные действия;
- физкультурная образованность (знания и умения в пользовании своим телом);
Критерии - нормы и требования программ и нормы Единой российской спортивной классификации.
Спорт - собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы ей присущие [9].
Физическая рекреация - осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений.
Физическая реабилитация - деятельность по восстановлению частичных, утраченных психофизических функций и способностей человека [2].
2. Физическое воспитание как система: цель, задачи, структура и принципы. Роль учения П.Ф. Лесгафта для развития современной теории и практики физического воспитания
Система физического воспитания – исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, обеспечивающий физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Основы: 1. Мировоззренческие. Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему развитию личности, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовка на этой основе к профессиональным видам деятельности.
|
2. Теоретико-методические. Научные положения естественных, общественных, педагогических наук, на основе которых «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает закономерности физического воспитания.
3. Программно-нормативные. Нормы и требования государственных программ, нормативы Единой российской спортивной классификации, нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».
4. Организационные:
- государственные формы организации (обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, в профессиональных учебных заведениях, армии, в лечебно-профилактических организациях);
- общественно-самодеятельные формы организации (система добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.);
- органы руководства и управления (Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту, Комитет государственной думы по туризму и спорту, региональные и муниципальные комитеты по физической культуре и спорту, соответствующие отделы министерства образования, региональные и муниципальные отделы органов образования).
Цель системы физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств и обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Задачи системы физического воспитания:
1. Оздоровительные (задачи по оптимизации физического развития):
- оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
- укрепление и сохранение здоровья, в том числе и закаливание организма;
- совершенствование телосложения и развитие физиологических функций;
- сохранение высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.
2. Образовательные:
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений;
- формирование спортивных двигательных навыков и умений;
- приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.
3. Воспитательные (задачи по формированию личности человека):
- содействие развитию нравственных качеств;
- содействие формированию поведения в духе требований общества;
- содействие развитию интеллекта;
- содействие развитию психомоторных функций.
Принципы системы физического воспитания:
Принцип воздействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух положениях.
1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.
2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.
1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.
2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.
3. Постоянно и целенаправленно связывать физическую культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека [9].
По мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во второй половине XIX в. П. Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. На основе этого в годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания [2].
3. Соотношение понятий «двигательное умение» и «двигательный навык»: понятия, признаки. Характеристика процесса формирования двигательных умений и навыков. Взаимосвязь развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков.
Двигательное умение – способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия.
Характерные признаки:1. Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно).
2. Способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идет поиск наилучшего.
3. Длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности двигательного действия и других условий.
Значение: 1. Обладает большими образовательными возможностями.
2. Данный этап невозможно миновать, т.е. он является основой овладения движением на более высоком уровне.
3. Способствует развитию двигательного творчества.
Двигательный навык – способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии акцентирования внимания на условиях и результатах действия.
Характерные признаки: 1. Отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения).
2. Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.).
3. Сознание человека направлено, в основном, на узловые компоненты действия, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.
4. Обладает высокой устойчивостью.
5. Системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономному и быстрому выполнению действия.
6. Перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности.
Значение: 1. Делает работу менее утомительной.
2. Освобождает сознание для творческой деятельности.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации
Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха».
Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М. М. Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).
Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:
1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;
2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.
4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
Законы формирования двигательного навыка:
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и не равномерно. Неравномерность имеет две разновидности:
а) в начале обучение происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная не равномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная не равномерность характерна для обучения относительно сложным действия.
2.Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии двигательного навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения двигательного навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным развитием уровня физических качеств.
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется двигательное действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
4.Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
5. Закон переноса двигательного навыка. Положительный перенос -это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Отрицательный перенос- это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык противодействует образованию нового двигательного навыка [9].
В целом готовность обучаемых к практическому разучиванию двигательного действия характеризуется тремя основными компонентами:
1) состоянием физических качеств, которые необходимы для выполнения действия (собственно «физическая готовность»);
2) двигательным опытом (фонд приобретенных ранее двигательных умений, навыков и непосредственно связанных с ними знаний);
3) личностно-психическими факторами, мобилизующими к действию и определяющими характер поведения при его выполнении (психическая готовность). Эти компоненты готовности могут складываться далеко не одновременно. В процессе физического воспитания необходимо направленно воздействовать на них, с тем, чтобы обеспечить заблаговременную подготовку к разучиванию каждого нового действия, предусмотренного программой.
Собственно-физическая готовность к разучиванию действий, требующих значительных проявлений тех или иных физических качеств (скоростно-силовых, выносливости, гибкости и т.д.), обеспечивается воспитанием соответствующих качеств, причем не столько непосредственно перед началом разучивания действий, сколько на протяжении всех предшествующих периодов физического воспитания. Достигнутую к началу разучивания действия степень развития необходимых физических качеств контролируют посредством тестовых упражнений. Если тестирование выявляет недостаточную степень развития этих качеств (например, силовой выносливости, когда предстоит обучение лазанию по канату, или гибкости, когда предстоит обучение упражнениям, требующим большой амплитуды движений, или скоростно-силовых качеств, когда предстоит обучение спринтерскому бегу), проводится дополнительная избирательно направленная физическая подготовка, которая и призвана довести физическую готовность к началу разучивания действия до необходимой кондиции.
4. Структура обучения двигательному действию [8]