Теоретические основы изучения речевого портрета в современной лингвистике




Республиканская научно-исследовательская конференция

XVII Рождественские чтения

 

Секция: Русский язык и литература

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Речевой портрет современного школьника, ученика 5-7 класса.

 

Алиакберова Ралина, гимназия №125, 6 класс, Советский район, город Казань

 

Научный руководитель:

Мубаракшина Алсу Фаиезовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

Казань 2018

 

Содержание

стр.

 

1 Введение........................................................................................... 3

2 Теоретические основы изучения речевого портрета в современной лингвистике........................................................................................................................ 5

3 Практическая часть__________________________________________7

3.1 Особенности лексикона современных школьников...................... 7

4 Заключение....................................................................................... 16

5 Приложение...................................................................................... 18

6 Список использованной литературы............................................... 23

 

 

Введение

Язык — это история народа.

Язык — это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью.

А.И. Куприн (1870–1938)

Носителями молодёжного языка принято считать школьников, студентов, представителей творческой интеллигенции, молодых специалистов.

Актуальность исследования. Школьники – возрастная группа, представляющая наибольший интерес. Почему я выбрала именно эту тему? Потому что сама принадлежу к этой возрастной категории и общаюсь со сверстниками. Школьники быстрее всех подмечают изменения в языке и реагируют на них. Во время обучения в школе происходит развитие языковой личности подростков. Школьники – это будущее. По моему глубокому убеждению, они будут продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. В науке широко представлены речевые портреты конкретных языковых личностей, в основном писателей. Коллективных же речевых портретов очень мало, и практически не изученным, а значит актуальным, является описание и анализ коллективного речевого портрета формирующейся языковой личности школьника 5-7 класса.

Объектом исследования является коллективная языковая личность школьника, ученика 5-7 классов.

Предметом исследования коллективный речевой портрет, формирующейся языковой личности школьника 11-13 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения.

Цель работы - описание и анализ речевого портрета одной из возрастных и социальных разновидностей коллективной языковой личности – учащегося 5-7 классов современной школы.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

ü изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике,

ü анализ лексикона современного школьника, ученика 5-7 класса, и выявление его особенностей,

ü представление особенностей речевого поведения школьника (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Методы исследования. Выбор конкретных лингвистических методов обусловлен задачами работы, а также спецификой анализируемого материала. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение). Ведущий метод работы опирается на приемы наблюдения с последующим анализом материала.

 

Теоретические основы изучения речевого портрета в современной лингвистике

 

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер, студент, школьник и пр.) Вследствие этого в языковедение органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Речевая характеристика (речевой портрет) – это подбор ocoбыx для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. B одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис, a также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж c той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. При всем внимании к индивидуальности интерес ученых в первую очередь привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой. Понятие речевого портрета групп носителей языка не ново в лингвистике.

В середине XX века методы диалектологического исследования заинтересовали ученых. Например, работы Б. А. Ларина содержат программу изучения языка города. В США первые социолингвистические обследования проводились диалектологами У. Лабовым, Р.Фэйсолдом и др.

Исследование городской речи можно считать шагом к созданию социально-речевых портретов. Интерес ученых привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности.

При изучении языка города возникла необходимость составить представление о свойствах языка и речевого поведения, достаточно четко очерченных групп городского населения, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Причем особое внимание исследователи, например, Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, Т.И. Ерофеева и др., уделяют изучению способов выбора и употребления языковых средств и особенностям речевого поведения членов определенной группы. Наиболее близкой к школьникам группой является интеллигенция. Для этой группы характерными особенностями речи являются языковая игра, выбор и неприятие определенных языковых единиц [6].

Итак, в речи каждой социально-возрастной группы реализуется особенный для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ всех этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности, современных школьников.

Таким образом, под целостным речевым портретом коллективной языковой личности школьника мы понимаем иерархически организованную структуру, которая включает следующие компоненты:

1. Социальные, психологические, биологические особенности; личные интересы и увлечения учащихся 5-7 классов.

2. Особенности речевого портрета школьника на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней.

3. Особенности речевой субкультуры школьника – особенности коммуникативного поведения, своеобразие лексики школьного сленга.



Практическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: