Продолжительность и структура многолетней тренировки зависят от:
1. Структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающих достижение высокого спортивного результата.
2. Закономерностей становления сторон подготовленности и формирования, ведущих для данного спорта функциональных систем.
3. Индивидуальных особенностей спортсменов, темпов их полового созревания и обусловленных этим темпом роста спортивного мастерства.
4. Возраста начала занятий спортом и возраста начала специализации.
5. Состава средств, применяемых методов, динамики нагрузок, применения дополнительных факторов восстановления работоспособности.
Структура системы подготовки спортсменов
Масштабы структуры:
1. Микроструктура – структура микроциклов и составляющих их отдельных занятий;
2. Мезоструктура – структура мезоциклов;
3. Макроструктура – структура больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
% реализации
Возможностей
Этапы | Предварительной подготовки | Начальной специализации | Предкульминационный | Высших достижений | Сохранение достижений | Поддержание тренированности |
Стадии | Базовой подготовки | Максимальной реализации индивидуальных возможностей | Спортивного долголетия |
Рис. 1. Структура многолетней спортивной подготовки
Структура микроциклов. Тренировочный урок является целостным звеном, их которых состоит весь тренировочный процесс. Общие методические правила построения уроков справедливы и для тренировочных. Подчиняется трехчастной структуре (разминка, основная и заключительная части).
Типы микроциклов:
1. Собственнотренировочные микроциклы (подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные). По степени тренировочного воздействия выделяются ординарные и ударные микроциклы.
|
2. Подводящие микроциклы. Моделируются элементы программы и режима предстоящих соревнований.
3. Соревновательные микроциклы. Организация соревновательной деятельности. Основой служит режим выступления, определяемый правилами.
4. Восстановительный микроцикл. Особая форма организации режима деятельности спортсмена для обеспечения кумуляции воздействий, а также обеспечения отдыха (разгрузочные микроциклы).
Структура мезоциклов. Характерный признак – воспроизведение некоторой совокупности микроциклов.
Типы мезоциклов:
1. Втягивающий мезоцикл (включает в себя чаще всего 2-3 ординарных микроцикла). Объем нагрузки может быть большим, интенсивность невелика.
2. Базовый мезоцикл – главный тип подготовительного периода. В них реализуются главные задачи подготовки спортсмена, формирования двигательных навыков и их совершенствования. По преимущественному содержанию - общеразвивающие и специально-подготовительные. По воздействию на уровень тренированности – развивающие и стабилизирующие.
3. Контрольно-подготовительный мезоцикл. Переходный от базовых к соревновательным мезоциклам. Увеличение доли контрольных стартов, участие в различных подготовительных соревнованиях.
4. Предсоревновательный мезоцикл. Содержание определяется необходимостью более точного моделирования режима предстоящих состязаний. Структурными элементами являются собственно тренировачные и модельно-соревновательные микроциклы. Особое значение имеет умелое использование механизмов «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки.
|
5. Соревновательный мезоцикл. Преобладающий тип мезоциклов в период основных соревнований; когда их несколько, они следуют друг за другом.
6. Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающие мезоциклы.
Подготовительный период:
1. Общеподготовительный этап. Направленность тренировки – создание, расширение и совершенствование предпосылок формирования спортивной формы: повышение уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических способностей, пополнение фонда двигательных навыков и умений. Типичными формами мезоциклов на этапе являются втягивающие и базовые. Число мезоциклов зависит от уровня подготовленности спортсмена, общей деятельности подготовительного периода и других обстоятельств.
2. Специально-подготовительный этап. Направленность тренировки – обеспечение становления спортивной формы. Фундаментальные предпосылки, сформированные на первом этапе, требуется свести воедино и обеспечить гармоническое единство компонентов готовности к спортивным достижениям. Создание спортивной формы достигается в результате выполнения упражнений, частично или полностью моделирующих соревновательную деятельность. Поэтому увеличивается доля специальной подготовки. Изменяется и состав средств в пользу увеличения количества соревновательных упражнений. Повышается роль и частота применения соревнований, как формы занятий, так и метода тренировки.
|
Соревновательный период (период основных соревнований).
Задачи периода: сохранить спортивную форму в течение периода ответственных соревнований и реализовать ее в высокий для данного уровня тренированности спортивный результат.
Основные черты:
1) физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжения и направлена на достижение максимальной (для макроцикла) специальной тренированности;
2) технико-тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до высокой степени совершенства (увеличение степени надежности и вариативности, развитие тактического мышления);
3) специальная физическая подготовка направлена на мобилизацию физических и духовых сил и регулирование эмоциональных и волевых проявлений в спортивных состязаниях;
4) особое влияние уделяется интегральной подготовке, важнейшим средством которой являются целостные соревновательные упражнения.
Переходный период.
Задачи периода:
1) предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировок и соревнований в перетренировку;
2) обеспечение активного отдыха и сохранение достигнутого уровня тренированности.
Основные черты: общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха (смена характера и условий деятельности), физическая реабилитация [4,7,9].