Название методики и ее назначение | Процедура проведения | Интерпретация результатов |
1. Зрительно-моторная координация Исследование точности движений обеих рук, умения координировать движения в заданном темпе, корригировать их под контролем зрения. Выявление органических поражений головного мозга (в патопсихологии), мало выраженной сторонности поражения, различение корковых и подкорковых нарушений коррекции движений (в нейропсихологии), успеха терапии, влияния лекарств. | Электрокимограф (двигающаяся бумажная лента с нанесенными на ней точками) и укрепленная на нем система пневматической передачи от резиновой груши до чернильного писчика. Задача: нажимая грушу, соединить чернильной линией все точки на движущейся ленте. Нужно попасть в каждую точку и постараться, чтобы линии были прямыми и ровными. | § Неровность, толчкообразность движений => нарушение корковой коррекции – при сосудистых поражениях и алкоголизме. § Плавная кривая при замедленности движений (больные «опаздывают») => паркинсоноподобные синдромы. § Редкие внезапные рывки кривой => диэнцефальные синдромы. § Различия в движениях рук => сторонность поражения. |
2. Слуховые восприятия Исследование различения предметного источника тихих звуков, провоцирование и изучение слуховых обманов (галлюцинаций). Недостаток: не стандартизована. | Магнитофон, звукоизолированная полузатемненная комната, кассета с записанными звуками – длительными (по 55 сек.): шелест перелистываемых страниц, журчание воды, пересыпание крупы в тарелку, шум дождя и т.д., и короткие (3-5 сек.), отчетливо различимые по предметному источнику: кашель, звон стекла, свист, шепот, звук пролитой воды, всхлипывание, стук в дверь, пение птиц, вздохи и т.д. Исследование проводится под видом проверки слуха. Больного просят тихим голосом сообщать, что ему слышно, на что хотя бы приблизительно похож данный звук. | § Здоровые – ассоциируют звуки по проф. или житейскому опыту, исправляют свои толкования. § Истерики – погружаются в припомнившуюся значимую ситуацию и начинают иллюзорно воспринимать звуки. § Депрессивные состояния на фоне сосудистой патологии – невозможность различения предметного источника звука при нормальном слухе. § Реактивный галлюцинаторно-параноидный синдром – вербальные галлюцинации. § Шизофрения – недостаточное или ошибочное узнавание звуков, скудность и однообразие гипотез, ошибочная локализация источника звука, усиление вербальных галлюцинаций. § Алкогольные психозы – образность восприятий, зрительные обманы. |
3. Корректурная проба (Бурдона) Исследование особенностей внимания: утомляемости, упражняемости, колебаний и т.д. Оценка успехов терапии, влияния лекарств, трудовой нагрузки, настроения. Достоинство: можно использовать повторно. | Бланки, секундомер. Требования к помещению: хорошее освещение, тишина. Учитывать состояние зрения больного. Задача: вычеркивать две буквы, стараясь работать быстро и точно. | Два показателя – скорости и точности. В клинике оценка результатов с помощью формул малоэффективна, важнее графическое изображение скорости и точности во времени. Большое значение имеет отношение больного. § Крайние варианты темпа работы => маниакальный или депрессивный синдромы. Важнее показатель точности. § Здоровые молодые люди – до 10-15 ошибок. § Сосудистые и др. органич. поражения – 40-60 ошибок. |
4. Таблицы Шульте Исследование психического темпа, объема внимания Достоинство: можно использовать повторно. | Пять таблиц 60х60 см с числами от 1 до 25 в беспорядке, секундомер, небольшая указка (карандаш). Задача: показать и назвать все числа по порядку. Отмечается степень равномерности поиска. | § Здоровые молодые люди – 30-50 сек./табл. (чаще 40-42). § Атеросклероз ГМ – до 2-3 мин./табл. (за счет застревания на отдельных числах – неравномерности темпа). § Эпилепсия – равномерно снижается темп поиска. § Увеличение времени на последних таблицах => утомляемость; уменьшение => «врабатывание». |
5. Счет по Крепелину Исследование темпа психической деятельности, упражняемости, утомляемости, колебаний и переключения внимания, волевых усилий, отношения к заданию. | Бланки с рядами напечатанных пар цифр, подлежащих сложению, секундомер. Задача: складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Работать быстро, а главное – точно. Через 15 сек. – переход к новой строке. Для исследования переключаемости при переходе от одной строки к другой чередуются операции сложения и вычитания. | Строится график работоспособности: сколько сделано сложений правильно и сколько допущено ошибок за каждые 15 сек. § Уменьшение числа правильных сложений и увеличение количества ошибок => истощаемость. |
6. Отсчитывание Исследование устойчивости внимания, степени затрудненности интеллектуальных процессов, сохранности навыков счета. Достоинство: можно варьировать трудность и использовать повторно. | Желателен секундомер. В зависимости от образования и психического состояния задание: отнимать от 200 по 17 (200/13, 100/7, 30/3 и т.д.), каждый раз называя только остатки. Фиксируются паузы, нарушения инструкции (рассуждения вслух). | § Затруднения и замедление темпа при переходе через десяток (93… 86) при общей равномерности отсчета => затрудненность умственной деятельности. § Замедление темпа к концу => утомляемость. § Ошибки с пропуском десятков => ослабление внимания. § Ориентируется на экспериментатора, исправляет ошибки => нормальное отношение; игнорирует ошибки => нарушение критики. |
7. Исследование навыков Выявление сохранности привычных умений и навыков у психически больных позднего возраста. Позволяет судить о критичности, понимании инструкции, активности. Используется, когда недоступны другие более «строгие» экспериментальные методики. | Несколько разных очков (чтобы подобрать больному нужные), тексты крупным шрифтом, набор разных предметов (ботинки со шнурками, стакан, конверт, ножницы, линейка, ключ с замком, коробка с кубиками и т.д.). Предлагается серия проб: написать текст под диктовку или переписать, прочитать текст, зашнуровать ботинок и т.д. Экспериментатор объясняет пробы словами, жестами, показом, иногда сам начинает работу. | § Сосудистые заболевания ГМ – дискоординации движений и парапраксии, связанные с нарушениями внимания: пропуск букв и персеверации в письме, замены элементов, объектов (разрезают не тот лист) или порядка (бантик прежде шнуровки) действий, застревание намерений (не разлиновывает, а продолжает резать), неравномерность результатов, обилие компенсаторных образований (замедление, проговор), сохранность критики. § Болезнь Альцгеймера – распад навыков в связи с утерей памяти: сначала утрата навыка письма при сохранной способности читать и чертить карандашом, со временем теряются более простые навыки, отсутствует неравномерность и компенсация. § Хорея Гентингтона (атрофия подкорки, сопровождающаяся выраженными гиперкинезами) – с огромным трудом приспосабливаются, но умудряются выполнить. |
8. Доски Сегена Исследование доступности простых целенаправленных действий. Пригодна при работе со слабоумными больными старческого возраста и умственно отсталыми детьми. | Доски с выемками разной формы и вкладками (в более сложных вариантах состоящими из нескольких частей), соответствующими форме. Больному показывают доску с вложенными вкладками, затем опрокидывают ее и просят вложить вкладки обратно. В некоторых случаях экспериментатор сам начинает работу. | § Сосудистая деменция, имбецильность – плохая дифференциация форм (звезда – крест, овал – круг). § Глубина интеллектуальной недостаточности – более сохранные больные сразу вкладывают вставку в нужную форму, более слабоумные ищут методом проб и ошибок. Могут оцениваться особенности моторики, отношение к заданию (удовольствие от успеха). |
9. Кубики Кооса Исследование конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, сообразительности, внимания. Используется также как обучающий эксперимент и в нейропсихологии. | 16 одинаково раскрашенных кубиков и 18 карточек с изображениями фигур, которые нужно составить из кубиков. Если задание трудно, на образец накладывается прозрачная сетка, и тогда становится понятнее, как складывать фигуру. Через прерванное действие можно изучать эмоциональную сферу. | Различные направления анализа: от разных сторон познавательной сферы до работоспособности и мотивации. § Аггравация – если взрослый интеллектуально сохранный человек долго возится и испытывает затруднения с первыми простыми фигурами. |
10. Куб Линка Исследование сообразительности, устойчивости внимания, эмоциональных реакций. Возможно оценивание эффективности терапии и изменений в состоянии больного. | Куб, состоящий из 27 маленьких кубиков, окрашенных в три цвета: красный, желтый, зеленый. Больному показывают собранный куб со всеми сторонами одного цвета, затем рассыпают его и просят собрать заново, объяснив предварительно принцип. Возможна помощь экспериментатора. Фиксируются время, способ и особенности работы. Количественные показатели (время, ошибки) важны больше при многократном использовании (существенная прибавка скорости только на втором построении). | § Не улавливает принципа построения куба после того, как экспериментатор складывает первый ряд, => снижение интеллекта; совсем не понимают принципа => олигофрены на грани имбецильности или слабоумные органики, иногда – локальное поражение левой теменной доли (нарушение пространственных представлений). § Нечаянные ошибки (красная сторона внутри, неправильный поворот) => неустойчивость внимания, органика; ошибки нарастают к концу => утомляемость (свидетельствует об астении). § Стратегия поиска нужного кубика, не принимает подкладываемых экспериментатором кубиков (стратегия поиска нужного места) => сужение объема внимания, инертность психических процессов. § Обостренная самолюбивая реакция на успех, неудачи и оценки экспериментатора => психопатия. § Безучастность к результату, согласие на прерывание успешно выполняемого задания => эмоциональная опустошенность либо загруженность (шизофрения) (исключить послушание и несерьезное отношение). |
11. Классификация Исследование мыслительных процессов (обобщения и абстрагирования, последовательности умозаключений, критичности, особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций на достижения и неудачи). Достоинство: пригодна для любого возраста и образовательного уровня. Недостаток: малопригодна для повторных проб. | Колода из 70 карточек с изображениями предметов и живых существ. Сверху укладываются 6-7 карточек, облегчающих начало классификации (например, овца, стол, груша, коза, шкаф, лошадь, яблоко). 1-й этап. Глухая инструкция: «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит». Правило: выкладывать каждую карточку на стол и сразу находить ей место. 2-й этап (после того как больной выложил 15-20 карточек). Высказывается положительная оценка или критические замечания по поводу сделанного с указанием принципа работы: в одну группу нужно класть предметы одного сорта так, чтобы их можно было назвать одним названием. Э-р записывает действия больного, спрашивает, почему он положил те или иные карточки вместе (особенно в случае ошибки или непонятной группировки), как можно назвать ту или иную группу. В итоге должны получиться группы: мебель, посуда, инструменты, измерительные приборы, одежда, транспорт, люди, фрукты, овощи, животные, птицы, насекомые, учебные пособия). 3-й этап. Инструкция: «Объединить группы так, чтобы их стало как можно меньше, но чтобы каждой группе можно было дать какое-либо название». В итоге должно получиться три группы: растения, живые существа, неодушевленные предметы. | 1-й этап. Сразу правильно обобщает => быстрая ориентировка, хорошая сообразительность. 2-й этап. Даже олигофрены обычно справляются с группировкой, испытывая затруднения при объединении сложных групп (измерительных приборов, людей, транспорта). § Конкретные ситуационные группы (например, бабочка и цветок) => склонность к конкретному мышлению. § Дробные группировки, детализация (посуда чайная и кухонная), возражения по поводу укрупнения => часто при эпилепсии, иногда при ремиссии шизофрении. § Наличие одноименных групп => рассеянность, забывчивость, сужение объема внимания (при сосудистых и иных органических поражениях мозга). § Одни группы чрезмерно обобщенно, другие – чрезмерно детально => непоследовательность мышления (иногда при шизофрении, иногда при органич. заболеваниях). § Правильно обобщенные группы + группы, объединенные по несущественному признаку (материал, цвет и т.д.) или причудливым свободным ассоциациям (соскальзывание) => разноплановость мышления (типично для шизофрении). Набольший интерес представляет обсуждение действий. § Трудно найти общее понятие для обозначения правильно собранной группы => умственное недоразвитие. § Причудливые, аграмматичные названия групп => шизофрения. § Претенциозность выражений, желание произвести впечатление => психопатия. 3-й этап. Самостоятельное или при небольшой помощи э-ра сведение групп к трем => доступно понимание сложных обобщений (учитывать образование). Соотношение 2 и 3 этапов. § 2-й этап успешно, 3-й – нет = > конкретность мышления. § 3-й этап лучше, чем 2-й => сужение объема внимания и снижение работоспособности при интеллектуальной сохранности (материала меньше, абстрагирования больше) или шизофрения (обилие деталей провоцирует причудливые ассоциации и разноплановость суждений). Отношение к помощи. § Легко исправляет ошибку в ответ на вопрос э-ра => ошибка внимания, иначе – ошибка суждения. § Оспаривает прямое указание на ошибку => снижение критики (при шизофрении). § Допускает аналогичные ошибки => нет заинтересованности в результатах. Эмоциональные реакции на похвалу или порицание. § Огорчение и ухудшение работы в ответ на одобрение => аггравация. § Мобилизация ресурсов при похвале => психопатизация. |
12. Исключение предметов Исследование мышления (анализа, синтеза и обобщения). | Набор карточек, на каждой из которых нарисовано 4 предмета (весы, термометр, очки, часы). Карточки должны быть разложены в порядке возрастающей трудности. Задача: исключить неподходящие предмет и сказать, как можно назвать остальные. | По степени сложности задач, на которых появляются ошибки, можно судить о степени интеллектуального снижения. § Невозможность решить простые задачи => непонимание инструкции вследствие крайней степени слабоумия или расстройства сознания. § Правильное решение задач средней трудности, но невозможность объяснить решение => встречается при олигофрении. § Обобщение по слабым признакам => шизофрения. |
13. Методика Выготского-Сахарова Исследование мышления (способности самостоятельно формировать понятия), особенностей эмоциональных реакций. Рассчитана на больных со средним или высшим образованием. | Набор разнообразных деревянных фигурок с надписанными на обратной стороне словами «бик», «цев», «гур» и «лаг». Фигурки раскладываются беспорядочно, надписями вниз. Задача: найти фигурки одного типа, обозначаемого определенным понятием. Нужно высказывать предположения, учитывать ошибки, рассуждать. | § Психически здоровые – легко делают первые два хода (по форме и по цвету), затем затрудняются, прежде чем найдут настоящий различительный признак – размер. Если справляются с заданием в 3 или 4 хода => доступны сложные абстракции и логические умозаключения. § Шизофрения – группировка по слабым (латентным) признакам. |
14. Существенные признаки Выявляют логичность суждений, умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении ряда однотипных задач. | Бланки с задачами типа: сад (растение, садовник, собака, забор, земля). Задача: из пяти слов выбрать два слова, обозначающих неотъемлемые признаки предмета, напечатанного жирным шрифтом. | § Неумение выделить самые существенные признаки => слабость абстрагирования. § Резонерские путаные рассуждения => расплывчатость мышления. § Легкомысленные, бездумные ответы (игра, карты) => ненаправленность мышления. |
15. Простые аналогии Исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении рада задач. | Список задач типа: лошадь/жеребенок – корова/пастбище, рога, молоко, теленок, бык. Задача: установить связь между словами слева и из пяти слов выбрать одно, которое находится в такой же связи со словом, написанном справа. | § Норма – порядок решения задач усваивается после 2-3-х примеров. § Задание не усваивается после 3-4-х примеров => интеллектуальное снижение. § Соскальзывание суждений на путь случайных ассоциаций (с возможностью возвращения к правильному рассуждению) => утомляемость, ненаправленность мышления (корректируемая – органического генеза, некорректируемая – шизофренического). § Отсутствие «предпочтения истины», расплывчатость мышления (ассоциации между словами из разных задач), ошибки даже в легких задачах => шизофрения. |
16. Сложные аналогии Исследование понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей. Провоцирует резонерство. | Бланк с шестью парами слов, находящимися в разных связях (овца – стадо, малина – ягода, море – океан, свет – темнота, отравление – смерть, враг – неприятель) и служащих образцами, и списком пар слов для соотнесения с образцами. Задача: установить соответствие между парами из списка и образца и объяснить принцип связи. | Непонимание инструкции и ошибки еще не означают интеллектуального снижения. Анализ основывается в первую очередь на рассуждениях больных, тем более что за правильным ответом может крыться ложное понимание. § Шизофрения – расплывчатость мышления, соскальзывания, паралогичные умозаключения (пример: испуг-бегство – овца-стадо). |
17. Сравнение понятий Исследование мышления (анализа и синтеза). Применима для исследования лежачих или малодоступных больных. | 8-10 пар слов, подлежащих сравнению. Содержатся слова разной степени общности, в т.ч. и несравнимые понятия. Задача: сказать, чем похожи и чем отличаются понятия (сначала указывается сходство). Смотрится реакция на несравнимые понятия. | § Неумение выделить признаки сходства и существенные признаки различия => слабость обобщений, склонность к конкретному мышлению. § Сравнение по необычным признакам => шизофрения (здоровые сравнивают по стандартным признакам). |
18. Соотношение пословиц, метафор и фраз Исследование мышления (понимания переносного смыла, умения вычленять главное, целенаправленности суждений). | Таблицы с текстами пословиц (или метафор) (6-7) и фраз (14-15). Одни фразы отражают смысл пословиц, другие лишь внешне их напоминают (по составу слов). Задача: найти фразу, соответствующую пословице (метафоре) и объяснить, в чем их общая идея. | § Конкретность, поверхностность суждений (Не в свои сани не садись – Зимой ездят на санях, а летом на телеге) => олигофрения. § Диффузность и неопределенность суждений (Семь раз отмерь… – Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих /Здесь одна мысль – нужно делать хорошо/) => сосудистые и иные органич. поражения мозга. § Соскальзывания и паралогические суждения => шизофрения. |
19. Заполнение пропущенных в тексте слов Исследование развития речи, продуктивности ассоциаций, критичности. | Инструкция: просмотреть текст и вписать в каждый пропуск только одно слово так, чтобы получился связный рассказ. | Оцениваются скорость и затруднения в поборе слов; критичность (стремление сопоставлять вставляемые слова с остальным текстом): осуществляется контроль до заполнения или после или отсутствует. |
20. Объяснения сюжетных картин Исследование сообразительности, умения выделять существенное из деталей, эмоционального отклика. | Разнообразные сюжетные картинки (простые и сложные по сюжету, веселые, красочные и печальные, мрачные). Задача: рассказать, что нарисовано. Возможная мотивировка – проверка зрения. | § Апатичные больные – смотрят на картинки равнодушно, небрежно, не всматриваясь (депрессивные отвечают скупо, но с пониманием смысла; паралитики – высказывают нелепые суждения по случайным деталям). § Олигофрены – плохо понимают отношения, мимику изображенных людей, медленно рассматривают. § Эпилептики – склонны к перечислению изображенных предметов и деталей. § Шизофреники – по-бредовому толкуют содержание. |
21. Установление последовательности событий Предложена А.Н.Бернштейном. Исследование сообразительности, последовательности умозаключений. | Серии сюжетных картинок (по 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события. Задача: установить последовательность событий. | § Некритичность мышления – произвольный порядок, противоречие между излагаемым сюжетом и содержанием рисунков (глубокое слабоумие и др.). § Ослабление внимания (атеросклероз, астения) – не получается с 6 картинками, получается с 3. § Олигофрены, органики – справляются только с легкими сериями. |
22. Называние 60 слов Исследование продуктивности и характера ассоциаций (помогает выявить механизм нарушения мышления), словарного запаса. | Секундомер (магнитофон). Нежелательно проводить после классификации. Проводится под видом проверки скорости речи. Инструкция: назвать как можно скорее 60 любых слов. Стараться не называть того, что находится вокруг. Продолжительность – около 2 минут. | § Норма – слова называются «гнездами» по 4-7 слов, затем следует понятный переход к следующему «гнезду». § Очень большие «гнезда» (10-12 предметов) => обстоятельность, инертность мышления. § Быстрые переходы от одного содержания представлений к другому, ассоциации по звучанию (корица, мокрица); непродуктивность мышления (нет слов) => шизофрения (при условии, что слова произносятся быстро, а не мучительно выискиваются в памяти). § Называет, что видит (забывание инстр.) => органика. § Нет абстрактных понятий => олигофрения (имбец.). |
23. Ответные ассоциации Исследование степени подвижности нервных процессов, легкости ассоциаций; аффективных комплексов. | Отдельные несвязанные друг с другом имена существительные, (секундомер). Задача: быстро отвечать на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. | § Шизофренический дефект – инертность установки в сочетании с многословием (ответы фразой). § Эпилепсия – аналогичная картина. § Органическое слабоумие – больные с трудом подбирают слова, отвечают медленно. |
24. Противоположности Исследование произвольности и дифференцированности ассоциаций. | Бланк со словами. Устный и письменный варианты. Учитывается время (для оценки утомляемости). Задача: к каждому слову придумать слово противоположного значения. | § Соскальзывание на свободные ассоциации => снижение целенаправленности. § Колебания внимания, нарастающие к концу => утомляемость. § Прибавляется приставка «не» => малый словарный запас, интеллектуальное снижение, слабость инициативы. |
25. Заучивание 10 слов Предложена А.Р.Лурия. Исследование памяти, внимания (утомляемости). | 10 коротких несвязанных слов. 1-й этап: слушать внимательно, затем сразу повторить слова в любом порядке. 5 попыток, каждый раз все слова должны вспоминаться заново. Строится кривая запоминания. 2-й этап: через час контрольное воспроизведение. | Анализируется форма кривой: § Динамика: 5, 7, 9, 10 => норма. § Динамика: 4, 4, 5, 3, 5 => снижение памяти. § Плато + воспроизведение одних и тех же слов => эмоциональная вялость (напр., паралитический синдром). § Спускающаяся кривая => истощаемость внимания, астения. § Зигзагообразная кривая => неустойчивость внимания. Повторяющиеся лишние слова => органика, шизофрения, расторможенные дети, взрослые до или после синдромов расстройства сознания. Память в узком смысле слова оценивается по отсроченному воспроизведению |
26. Опосредованное запоминание Разработана А.Н.Леонтьевым. Исследование памяти, ассоциаций (мышления). | Наборы из 30 изображений предметов (картинок) и 15 слов (не изменять). Задача: запомнить слова, подбирая к каждому слову карточку, которая поможет вспомнить его. Про каждую выбранную карточку спрашивают, как она напомнит данное слово. Воспроизведение по карточкам – через 40-60 минут. Про каждое слово спрашивают, как удалось его припомнить. | Неважно, какую карточку выбирает испытуемый, важно, чтобы он установил содержательную смысловую связь. § Слабоумие – затруднения в установлении более сложных опосредованных связей, в воспроизведении (просто называют карточку); запоминание 10 слов лучше. § Корсаковский синдром – успешное установление связей и полное их забывание к моменту воспроизведения. § Шизофрения (особенно при дефекте) – непродуктивность ассоциаций (не могут подобрать карточку), ассоциации по случайным признакам. |
27. Пиктограмма Предложен А.Р.Лурией. Исследование опосредованного запоминания, характера ассоциаций. | 12-16 слов и выражений для запоминания. Мотивировка – проверка зрительной памяти. Задача: к каждому слову нарисовать нечто, что поможет вспомнить слово. Качество значения не имеет; слова и буквы писать нельзя. Спрашивают, как рисунок поможет припомнить слово. Воспроизведение в конце исследования не по порядку, спрашивая, как удалось вспомнить. | § Недоступно опосредование, особенно для абстрактных понятий => интеллектуальное снижение; конкретное мышление, трудности обобщения => олигофрения, эпилепсия. § Множественные ассоциации, склонность к детализации (обстоятельность мышления) + медленное и тщательное рисование, возвращение к уже нарисованному (инертность) => эпилепсия, энцефалит. § Громоздкие, причудливые, парадоксальные, бессодержательные ассоциации, только мешающие запоминанию, невозможность их объяснения; геометрическая символизация понятий; стереотипия в содержании и выполнении рисунков => шизофрения. § Эгоцентричность восприятий => у эпилептиков и некоторых психопатов. § Все образы нейтральные => некоторая эмоциональная отгороженность, интровертированность. Сопоставление с запоминанием 10 слов: § Пиктограмма хорошо, 10 слов плохо => органическая слабость памяти. § Наоборот => расстройство мышления (шизофрения). Интерпретация графических показателей. |
28. Воспроизведение рассказов Исследование понимания и запоминания текстов, устной и письменной речи. | 10-15 текстов разной трудности, наклеенных на картонки. Варианты: предъявление на слух (легче осмысление за счет выразительности э-ра, но больше нагрузка на внимание) или визуально, воспроизведение устно (легче) или письменно. Обсуждение содержания рассказа. Особый вариант – зачитывание двух рассказов подряд – для выявления интерференции, избирательности внимания. | § Шизофрения – вплетение бредовых идей или истолкование содержания рассказа как обидные намеки на события собственной жизни. § Сосудистые и иные органические заболевания мозга – грубые ошибки при воспроизведении, смешение событий разных рассказов при метком понимании подтекста; забывание рассказа, но вспоминание при наводящих вопросах. § Симуляция, аггравация – ошибки, подчеркнуто противоречащие тексту, но близкие к нему (охотник укусил муравья). |
29. Выбор ценностей Выявление степени контактности. Мало апробирована. | Планшетка с 25 картинками с написанными на них словами. Э-р трижды просит дать ему пять карточек (без пояснений). | § Здоровые – охотно вступают в беседу, обсуждают. § Желающие произвести выгодное впечатление – выбирают ценности, превышающие подлинные культурные запросы. § Закрытые, замкнутые – формальный способ выполнения (по порядку, наобум). § Шизофреники – аналогично. § Эпилептики – чрезмерная эгоцентричность, стремление обстоятельно обсуждать личную привлекательность каждой ценности. |
30. Уровень притязаний Исследование личностных реакций. | 16 карточек с номерами, секундомер, набор разных задач, пронумерованных по степени сложности. Важно, чтобы задачи соответствовали кругу интересов и знаний больного. Э-р создает ситуации успеха и неудачи, смотрит, как человек реагирует на успех или неудачу, и какие по трудности задачи выбирает после того. Время решения каждой задачи ограничивается, иногда намеренно сокращается. | § Психически полноценные, адекватные – выбор задач зависит от предыдущих успехов или неудач, колебания выбора плавные. § Эмоционально неустойчивые психопаты – резкие колебания выбора (из крайности в крайность). § Притупление эмоционально-волевой сферы, дефект личности (напр., шизофрения) – нарушение зависимости между успехом, оценкой и выбором задач. Важен анализ высказываний и поведения больного. |
31. Методика Дембо-Рубинштейн Исследование самооценки и сознания болезни у взрослых и детей. | На верт. черте, на верхнем полюсе которой – самые здоровые люди мира, а на нижнем – самые больные, отметить свое место по состоянию здоровья. Аналогично по уму, характеру, счастью. Далее беседа: каких людей считает счастливыми, чего не хватает для полноты счастья, что понимает под счастьем, от чего оно зависит. | § Здоровые – тенденция к точке чуть выше середины независимо от самооценки и объективной жизн. ситуации. § Различные психические заболевания – тенденция к крайним местам, снижение критичности, депрессия или эйфория. Наиболее ценен анализ беседы (локус контроля: из-за чего несчастлив). |