Формула № 2. Поведение человека зависит от специфики ситуации и мотивации




ЛЕКЦИЯ № 3

Основные сведения о психоанализе в социальной психологии

Основоположник Зигмунд Фрейд
Последователи А.Адлер, К.Абрахам, А.Брилл, Э.Джонс, А.Кадинер, О.Ранк, Г.Салливан, Ш.Френчи, Э.Фромм, К.Хорни, Э.Шилз, К.Г.Юнг
Основной подход Энергетический подход
Основная цель Выяснить источники возникновения энергии, побудительных сил деятельности человека
Основные понятия Ид, Эго, Суперэго
Понятия Либидо, сексуальное влечение, бессознательное, сублимация
Основные теории · Учение о структуре личности; · Учение о защитных механизмах эго; · Учение о типах лидерства; · Учение о коллективном бессознательном

 

Теория психологического поля Курта Левина

Основные положения этой школы:

1. Образ мира (гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, а сразу. Образ – это целостная система. Не целое зависит от частей, а часть зависит от целого;

2. Образ создается в данный момент. Прошлый опыт, как в теории Фрейда, не играет роли в создании гештальта;

3. Принцип изоморфизма означает соответствие внешнего мира образу (гештальту).

Главная идея гештальтпсихологии заключалась в том, что поведение человека определяется психофизическим полем, в которое оно включено.

Главные черты теории поля можно представить следующим образом:

1. Поведение есть функция поля, существующего во время поведения;

2. Научный анализ следует начинать с изучения целостной ситуации, а затем дифференцировать компоненты;

3. Психологию конкретного человека в конкретной ситуации можно описать математически.

Учение о потребностях

1. Направление поведения определяется напряжением внутренней системы потребностей и силой внешних поводов

2. Активность поведения определяет динамика внешнего и внутреннего мира человека

Левин выделял два вида потребностей:

1. Устойчивые, истинные потребности. К ним относятся потребность в трудовой деятельности, профессиональные потребности, потребность в самоутверждении.

2. Квазипотребности, возникающие в данный момент актуальные потребности.

Квазипотребности – это потребности, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации, именно из них исходит намерение.

Учение о психологическом поле

Поведение есть функция личности и среды. Человек отделен от среды, но и включен в нее.

Психологическое полеэто единое целое, в котором человек с его внутренними заряженными потребностями и окружающая среда соединены.

Левин выделил два вида поведения:

1. Поведение намеренное, когда человек подчиняется смыслу (зову) потребности;

2. Поведение полевое, ситуативное, не намеренное, когда человек подчиняется валентности (зову) вещей.

Психологическое полеэто единое целое, в котором человек с его внутренними заряженными потребностями и окружающая среда соединены.

Формула № 1. Поведение определяется личностью и окружающей

B = f (P×E),
средой

 

 

Основными характеристиками теории поля являются:

1. Использование конструктивного, а не классифицирующего метода.

2. Интерес к динамическим аспектам событий.

3. Анализ ситуации в целом.

4. Разграничение между систематическими и историческими проблемами.

5. Математическое представление поля.

 

Учение о групповой динамике

Динамика группы определяется соотношением внутренних сил группы и силовыми полями внешней среды. Характер внутренней динамики группы, психологическая атмосфера влияют на эффективность ее деятельности.

Группа является средой изменения поведения человека. Изменение поведения наступает при соблюдении следующих принципов:

· если группу необходимо использовать как среду для изменений, то люди, поведение которых предполагается изменить, и те люди, которые оказывают влияние, должны обладать сильным чувством принадлежности к группе;

· чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее влияние, которое она может оказать на своих членов;

· чем больше общего установки ценности или поведение членов группы имеют с основой привлечения в группу, тем больше будет влияние, которое группа может оказать;

· чем выше престиж конкретного члена группы в группе, тем сильнее его влияние;

· чем больше усилия по изменению поведения членов группы, приводящие к отклонению от норм группы, тем больше сопротивление они вызывают.

Формула № 2. Поведение человека зависит от специфики ситуации и мотивации

Таблица 3.3. Основные сведения о теории психологического поля

Основоположник Курт Левин
Последователи Б. Зейгарник, Д. Картрайт, Р. Липпитт, К. Лисснер, Д. Малер, Р. Уайт, М. Хенде, Ф. Хоппе, М. Юкнат
Основной подход Функциональный подход
Основная цель Выяснить динамику мотивационно-потребностной сферы личности, обнаружить взаимосвязь между внутренним миром человека и окружающей социальной средой
Основное понятие Жизненное пространство как психологическое поле
Понятия Потребность, психологическое поле, валентность, напряженность, ситуация, уровень притязаний, стиль лидерства
Основные теории · Учение о потребностях; · Учение о психологическом поле; · Учение об уровне притязаний; · Учение о групповой динамике

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: