Если 160/80 = 2, то ищем такое же соотношение:
150/2=75 (нет такой предельной полезности конфет);
120/2=60 (Есть такое значение);
90/2=45 (нет такой предельной полезности конфет);
Единственный вариант:
Проверяем бюджет:
Ответ: 1 кг. Конфет и 2 кг. Винограда.
Задание 6. Допустим, потребитель имеет доход 300 ден. ед. в месяц и он весь должен быть израсходован на покупку двух товаров: товара Х ценой 3 ден. ед. за штуку и товара Y ценой 5 ден. ед. за штуку.
Напишите уравнение бюджетной линии и отобразите в виде графика.
Задание 7. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия.
X |
Y |
а) Если цена товара Y равна 50 ден. ед. за единицу, то какой доход имеет потребитель?
б) Какова цена товара Х?
в) Написать уравнение бюджетной линии.
г) Написать уравнение бюджетной линии при условии, что цена товара Y составляет 60 ден. ед. за единицу.
Задание 12. Допустим, потребитель имеет доход 200 ден. ед. На рисунке показаны две бюджетные линии и соответствующие им кривые безразличия.
X |
Y |
Определить координаты двух точек линии спроса данного потребителя на товар Х.
- цена товара х.
- цена товара y.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом изучения теории полезности?
Степень полезности с увеличением количества потребления.
2. Какие факторы влияют на изменение положения и угла наклона бюджетной линии?
Изменение соотношения цен на блага.
Изменения дохода с учетом налоговых отчислений. Следовательно, изменение налогов тоже влияет на доход.
|
3. В каком случае достигается потребительское равновесие?
Потребитель получает максимальную полезность.
Практическое занятие 3. Спрос, предложение, цена, эластичность
Практическая часть 1
Задание 1. Построить модель частичного рыночного равновесия на рынке зерна, используя данные табл.1, характеризующие общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в Канзас-Сити в месяц. Обозначьте равновесную цену буквой «РЕ», а равновесное количество – буквой «QЕ».
Таблица 1. Ситуация на зерновой бирже
Спрос, тыс.бушелей | Цена за бушель*, (дол.) | Предложение, тыс.бушелей |
3,40 | ||
3,70 | ||
4,00 | ||
4,30 | ||
4,60 | ||
4,90 |
*Бушель - (англ. bushel) — единица объёма, используемая в английской системе мер. Применяется для измерения сыпучих товаров, в основном сельскохозяйственных (ёмкость примерно на 36 л)
Проанализировав данные табл.1 и построенной модели, ответьте на следующие вопросы:
а) какова будет рыночная или равновесная цена? Каково равновесное количество пшеницы?
Равновесная цена 4,00 доллара за бушель, равновесное количество 75 т.бушелей.
б) почему цена 3,4 дол. не станет на этом рынке равновесной? Почему не станет ею и цена 4,9 дол.?
Объем спроса не равен объему предложения.
в) «Излишки повышают цены, а нехватки их понижают». Вы с этим согласны? Поясните свой ответ.
Не верно. Дефицит увеличивает цену, излишки снижают цену.
г) предположим, что правительство установило потолок цены на пшеницу в размере 3,7 дол. за бушель. Подробно объясните, какие последствия повлечет за собой такая цена? Представьте ваш ответ в графическом изображении на построенной модели. Что могло заставить правительство установить максимальный предел цены?
|
цена |
количество |
Избыточный спрос и недостаточное предложение приведет к перераспределению рынка альтернативных продуктов в связи с дефицитом товара. Целью правительства может служить как раз перераспределение рынка, позиционирования альтернативного продукта или снижение нагрузки на население в кризис, для получения политических выгод в ущерб рыночным.
д) допустим, что правительство установило предел цены на пшеницу - 4,6 дол. за бушель. Объясните подробно, какие последствия повлечет за собой эта гарантированная цена. Изобразите ваш ответ на графике. Что могло побудить правительство установить эту гарантированную цену?
цена |
количество |
Перераспределение рынка на более дешевую альтернативу. Увеличение предложений на начальном этапе и уменьшение поставщиков ввиду падения возможного спроса в будущем.
Задание 2. Поясните с помощью модели рыночного равновесия (графического изображения), как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений в спросе и (или) предложении на равновесную цену и равновесное количество продукта на конкурентном рынке:
1) предложение сокращается, а спрос остается неизменным;
Увеличится равновесная цена.
2) спрос сокращается, а предложение остается неизменным;
Уменьшится равновесная цена.
3) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;
|
Уменьшится равновесная цена.
4) спрос повышается, и предложение повышается;
Равновесная цена не изменится.
5) спрос повышается, а предложение остается неизменным;
Увеличится равновесная цена.
6) предложение увеличивается, а спрос сокращается;
Резко уменьшится равновесная цена.
7) спрос сокращается, и предложение сокращается;
Равновесная цена не изменится.
8) спрос повышается, а предложение сокращается.
Резко увеличится равновесная цена.
Задание3. Предположим, что спрос на товар представлен в виде уравнения РD = 10 – 0,2Q, а предложение – уравнением РS = 2 + 0,2Q, где Q – величины спроса и предложения, а РD и РS – цена соответственно спроса и предложения. Используя условие равновесия PD = PS, определите равновесное количество. Затем определите равновесную цену. В подтверждение ваших ответов дайте графическое изображение двух уравнений.
Приравниваем и решаем:
Отбрасываем знаменатель как не имеющий значения в данном случае.
цена |
количество |
Задание 4. Функция спроса на мясо имеет следующий вид: QD = 30 – Р, а функция предложения описывается следующим уравнением: QS = 15 + 2Р, где QD и QS – величины соответственно спроса и предложения, а Р – цена. Используя условие равновесия QD = QS, найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо и покажите графически. Какая ситуация сложится на рынке мяса (избыток товара или дефицит), если цена упадет до 3 рублей или вырастет до 20 рублей? Сложившуюся ситуацию изобразите на графике.
Равновесная цена 5 ед.денег Равновесный объем 25 ед.мяса
цена |
количество |
Теоретическая часть 2
Практическая часть 2
Задание 1
Функция спроса населения на данный товар QD = 9 – P, функция предложения данного товара QS = - 5 + 2P.
Предположим, что на данный товар введен налог, уплачиваемый продавцом в размере 2 ден. ед. на единицу товара.
Определите общую сумму налога, поступающего в бюджет (в ден. ед.):
1) 6; 2) 82/3; 3) 10; 4) 122/3; 5) 14; 6) 162/3.
Ответ №1=6 ден.ед.
Задание 2
Функции спроса и предложения для конкретного товара имеют вид: QD = 9 – P и QS = - 2 + 2P.
Предположим, что на данный товар введен налог, уплачиваемый продавцом, в размере 2 ден. ед.
Определите, какую цену за единицу продукции реально получает продавец данного товара (в ден. ед.):
1) 3; 2) 5; 3) 7; 4) 9; 5) 1.
Ответ №1=3 ден.ед.
Задание 3
Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: QD = 600 – 25P и QS = 100 + 100P.
где Р – цена за единицу товара, ден. ед.
Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 ден. ед.
Определите, какую часть налоговых поступлений (в абсолютном измерении) вносят в госбюджет покупатели этого товара (ден. ед.):
1) 800; 2) 900; 3) 1000; 4) 1100; 5) 1200; 6) 1300.
Ответ №2=900 ден.ед.
Задание 4
Функция спроса на штучный товар имеет вид: QD = 2220 – P, функция предложения: QS = 3P – 300.
Правительство ввело дотацию в 100 ден. ед., получаемую продавцом за каждую единицу продукции. Равновесная цена и равновесный объем продаж после этого составили (в ден. ед.):
1) 480; 2) 500; 3) 555; 4) 600; 5) 645.
Ответ №3=555 ден.ед.
Практическая часть 3
Задание 1. Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 20 ден. ед. объём спроса на товар 600 штук, а при цене 80 ден. ед. - 200 штук.
Задание 2. За определенный период времени потребитель покупает 12 кг говядины по цене 16 ден. ед. за 1 кг, а по цене 14 ден. ед. - 13 кг. Определите коэффициент эластичности и с какого рода ценовой эластичностью мы имеем дело:
1) эластичный спрос; |Е| > 1
2) неэластичный спрос; 0 < |Е| < 1
3) единичная (унитарная) эластичность; |Е| = 1
4) абсолютно эластичный спрос; |Е| = ∞
5) абсолютно неэластичный спрос. |Е| = 0
Ответ 2: неэластичный спрос.
Задание 3. Цены на товар снизились на 15 %, а объем спроса вырос с 200 ед. продаваемого в единицу времени товара до 230 ед. Поэтому можно утверждать, что в указанном диапазоне цен спрос:
1) эластичен по цене;
2) неэластичен по цене;
3) имеет единичную эластичность;
4) данных для определения эластичности недостаточно.
Ответ №3: имеет единичную эластичность.
Задание 4. Дана функция спроса на товар: QD=8-0,5P. При какой цене коэффициент прямой эластичности спроса по цене составит (-0,5)?
Задание 5. Количество пассажиров, перевозимых метрополитеном за один день, составляет 2 млн. чел. Предположим, что администрация принимает решение повысить стоимость проезда в метрополитене с 15 ден. ед. до 20 ден. ед. Коэффициент ценовой эластичности перевозок I ed | =-0.1. Определите, как изменится выручка метрополитена в день:
1) увеличится на 6,8 млн. ден. ед.;
2) увеличится на 8,8 млн. ден. ед.;
3) увеличится на 10,8 млн. ден. ед.;
4) увеличится на 12,8 млн. ден. ед.;
5) останется неизменной.
Ответ №2 увеличится на 8,8 млн.ден.ед.