Динамические упражнения.




Учимся правильно говорить звук «Ш»

 


Составила учитель-логопед Билюкова Е.Ю.

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №233 Астраханская область.

 


2012г.

 

 

Интернет источники и использованная литература.

1. Моя книга «Исправляем звуки [Ш] и [Ж]». «Феникс». Р – на –Д. 2007г.

2. «Домашний логопед». Автор-составитель Руденко В. И. «Феникс». Р – на –Д. 2000г.

3. Русский язык 1-3класс для домашних заданий. Упражнения, правила, примеры. Антипова М.Б., Верниковская А.В., Грабчикова Е.С. Минск ООО «Оракул», ТОО «Харвест» 1996г.

4. «Закрепление произношения звуков «Ш», «Ж» у дошкольников 4-5лет». Коноваленко С.В. Коноваленко В.В. «Гном и Д». 2001г.

5. «550 упражнений для развития речи» Лопухина И. С. «Дельта». С-Пб.2000г.

6. Картинки:

Лебеди: http: // lenagold.narod.ru/fon/clipart/l/lebe/lebed04.png.

Дерево: i077.radikal.ru/1002/9b/56673d90d269.png

Шуруп: s57.radikal.ru/i157/0904/ab565fa15998.png

Шахматы: https:// i036.radikal.ru/1103/58/7f82295acd62.png

Шестерёнки: https:// s61.radikal.ru/i174/0904/b9/0731c59a6a7f.png

Шоколад: https:// i024.radikal.ru/1101/32c1ab08e28a97.png

Помидор:i067.radikal.ru/0811/fd1c633b88128809.png

Огурец: lenagold.narod.ru/fon/clipart/0/ogur19.png

Перец: s46.radikal.ru/i112/1010/7a/feda01992b19.png

Груша: s44.radikal.ru/i106/0808/49/1f56a3c9286b.png

Тарелка: lenagold.narod.ru/fon/clipart/t/tarel/tarel051.png

Вермишель: https://s61i171/0808/ec/d88392d19f33.png

Стакан: lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/stak/stak88.png

Вилка: s54.radikal.ru/i145/0908/bf/a03a5ce5a73e.png

Шарф: https://lenagold.narod.ru/fon/clipart/o/odeg83.png

Барабан: https://i054.radikal.ru/0911/38874eb9c15e13.png

Арбуз: lenagold.narod.ru/fon/clipart/a/arb/arbuz04.png

Мышь: s47radikal.ru/i116/1001/a8/3c3231bdb8c6.png

Лягушка: www. lenagold.ru/fon/clipart/l/lagu/lagush67.gif

Рубашки: s42.radikal.ru/i095/0812/0e/03ea78dc7c4e.png

Кошка: i003.radikal.ru/0801/37/685b77eb85a3.png

Лабиринт https://malushata.ru/wp-content/uploads/2012/07/labirint-koshka.jpg

Рубашка: https://s48.radikal.ru/i119/0812/da/ff45ddc44580.png

Шляпа: s50.radikal.ru/i128/0812/80/db7c81231df0.png

Штаны:kolgotki-est.ru/v/kolgotki-est43-005.jpg.html

Свитор: https://s43.radikal.ru/i101/0812/f1/3c2b1d970de1.png

Петух: https://i003.radikal.ru/1010/b1/04d63b47d969.png

Синица: https:// www. lenagold.ru/fon/clipart/s/sini/sinits01.png

Воробей: s44.radikal.ru/i106/0810/41/67f85a615317.png

Ворона: s54.radikal.ru/i144/1010/eb/c1f5f92eceb1.png

Машина: i059.radikal.ru/0811/fd/d5317e7f2143.png

Мешок: i030.radikal.ru/0811/21/525508bf1a2a.png

Шапка: i015.radikal.ru/1104/31/87d4b2dff8ca.png

 

 


Предисловие.

Данная рабочая тетрадь предназначена для работы с детьми 5-7 лет, имеющими нарушения произношения звука «Ш». В своей логопедической практике я часто встречаю родителей, бабушек и дедушек, наивно полагающих, что у их ребёнка, имеющийся дефект, а то и несколько дефектов речи, исчезнут сами собой или, как они говорят, перерастут. И не прилагают никаких усилий, чтобы исправить речь ребёнка. А ведь дефектно произносимые звуки. Перестановки или добавления слогов в словах, неправильно построенные фразы, устойчиво закрепляются в речи детей, что в дальнейшем требуют немалых усилий в искоренении этих дефектов, как логопедов, так и родителей. Попадая в школу, у таких детей возникают проблемы в общении со сверстниками, они даже иногда становятся «изгоями» в классе, а также испытывают большие затруднения в учебной деятельности и прежде всего в успешном усвоении программы по русскому языку и чтению. Поэтому цель данной рабочей тетради – обратить самое серьёзное внимание на формирование на формирование правильной речи ребёнка в дошкольном возрасте и предоставить для этого широкий материал. Потому что даже самый квалифицированный логопед не сможет помочь ребёнку в исправлении речи без активного участия окружающих его взрослых. Ваши домашние занятия должны быть ежедневными по 15 минут с обязательным контролем за артикуляцией перед зеркалом.

 


Артикуляционные упр.

Статистические упр.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется чётко, медленно по 8-10 раз.

«Чашечка». Рот широко раскрыть. Язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Лопаточка» или «Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

«Лесенка». Рот открыт. Язык поднят вверх. Кончик касается верхних зубов. Держать 10 секунд.

Динамические упражнения.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу. Щёлкнуть языком. Щёлкать медленно. Сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

В отличие от упр. «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение производится по счёт взрослого 10-15 раз.

 

 


Варианты заданий, которые можно использовать к речевому материалу в данной рабочей тетради.

1. Повтори слова: с закрытыми глазами, перебрасывая мячик из руки в руку, подбрасывая мячик, выкладывая пуговицы или счётные палочки.

2. Назови слова во множественном числе.

3. Подбери родственные слова.

4. Назови слова ласково.

5. Подбери слова-признаки и слова-действия (например, мышонок(какой?) – серый, быстрый, маленький, юркий. Мышонок (что делает?) – шуршит, грызёт, бежит.

6. Скажи наоборот: тупой карандаш – острый карандаш.

7. Определи местоположение звука в слове: начало – середина – конец.

8. У кого (чего) что есть: например, у петушка разноцветный хвост, на рубашке есть воротник.

9. Кому что нужно: лошадке нужно сено или трава.

10. Назови с\сочетания мой, моя, моё, мои со словами.

11. Что из чего: подушка из пуха – пуховая подушка, шарф из шерсти – шерстяной шарф.

12. Назови к чему относится слово: груша – это фрукт.

13. Просчитай слова то 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

14. Придумай предложения со словами.

15. Придумай маленький рассказ.

 

 


Звук «Ш» в прямых слогах и словах.

1. Проговори чётко по 3раза, как шипит каждый лебедь и как шумят листочки на ветру.

Ш-Ш-Ш

2. Помоги договорить слово, произнеси только последний звук:

Каранда…(ш) Малы…(ш)
Ланды…(ш) Голы…(ш)
Шала…(ш) Камы…(ш)  

3. Запомни и проговори слоги:

ша-шо-шу-ши

шо-шу-ши-ша

шу-ши-ша-шо

ши-ша-шо-шу

 

4. Проговори и отхлопай слоги сначала 2 раза медленно, а потом 3раза быстро:

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши - ши-ши-ши

 

5. Проговори слова отражённо 5 раз:

каша Маша ушанка дышать уши мыши дышит пушинка мешок петушок мышонок пушок

 

6. Назови, что изображено на картинках:

(шуруп, шахматы, шестерёнки, шоколад)

7. Выбери из 3-х слов только слова-приятели:

Конь, собака, лошадь.

Большой, красивый, огромный.

Торопиться, спешить, ползти.

Злой, решительный, смелый.

 

8. Найди четвёртый лишний предмет:

Помидор, огурец, перец, груша

 

Тарелка, вермишель, стакан, вилка

 

 

9. Скажи наоборот:

Запрещать – (разрешать)

Гладкий – (шершавый)

Узкий – (широкий)

Медлительный – (шустрый)

Плохой – (хороший)

Маленький – (большой)

 

10. Реши ребус по первым звукам названий картинок.

 

УТКА

11. Я назову слово, а ты замени в нём первый звук на звук «ш» и назови новое слово:

 

Тапка –шапка Чашка – шашка Топот – шёпот Спала – шпала Майка – шайка Мышка - мишка Жаль – шаль Дар – шар Мах – шах Бык – шик Мыло – шило Губы - шубы

Звук «Ш» в обратных слогах и со стечением согласных.

1. Повтори слоги чётко, нанизывая колечки на пирамидку и снимая их обратно:

Аш-аш-аш Ош-ош-ош Уш-уш-уш Эш-эш-эш Ыш-ыш-ыш   Яш-яш-яш Ёш-ёш-ёш Юш-юш-юш Еш-еш-еш Иш-иш-иш    
Шка-шко-шку-шкы Шла-шло-шлу-шлы Шна-шно-шну-шны Шта-што-шту-шты Шпа-шпо-шпу-шпы Шва-шво-шву-швы   2 .Проговори слова отражённо 5 раз:
финиш крышка башлык игрушка конюшня ищешь бабушка дедушка вёдрышко плюш клешня читаешь гармошка горлышко силушка коклюш брешь лечишь

 

 

3.Назови картинки:

 

 

 
 

4 .Отгадай загадки и нарисуй отгадки:

Над цветочком он кружит,

Над цветочком он жужжит.

У него какая цель?

Мёд цветочный любит…

 

Хлоп! – и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно, что это…

 

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка

И зовут его…

 

И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом…

 

5.Какое маленькое слово спряталось в большом?

Ландыши – дыши

Шлак –

Хвастушка –

Гармошка –

Камыши –

Погремушка –

Гамаши –

Хлопушка –

Погремушка –

 

6. Подскажи кошке, как ей мышку поймать:

 

 


7. Найди четвёртый лишний:

Рубашка, шляпа, штаны, свитор.

 

Петушок, синица, воробей, ворона.

 

 

Звук «ш» во фразах:

1. Измени предложения по образцу:

 

У Маши шуба – это Машина шуба.

У Миши машина. – Мишина

 

 

У Паши мешок. – Пашин

 

У Даши шахматы. – Это Дашины

 

 

У Саши шапка-ушанка. – Это Сашина

 

У Даши кошка. – Это Дашина

 

2. Я начну, а ты закончи:

 

Я нашёл плюшевого мишку.

Ты нашёл плюшевого мишку.

Он…

Она…

Мы…

Вы…

Они…

 

3. Повтори предложения и дай на них полный ответ:

Миша забил шайбу в ворота.

Что сделал Миша?

Кто забил шайбу?

 

У шубки большой капюшон?

Что у шубки?

 


Команда строится в шеренгу.

Команда как строится?

В гости к Паше приехали тётушка и бабушка?

К кому приехали гости?

Кто приехал?

На платочке вышиты вишни.

Что вышито на платочке?

 

Илюшка любит кушать лепёшки.

Кто любит кушать лепёшки?

Что любит кушать Илюшка?

 

 

Белка грызёт орешки.

Что делает белка?

 

 

4. Сравни и закончи предложения:

Груша вкусная, а банан ещё вкуснее.

Дерево высокое, а башня ещё….

Подушка мягкая, а пух ещё….

Шнурок длинный, а нитка ещё…

Шар лёгкий, а пушинка ещё ….

Линейка короткая, а карандаш ещё…

 

5. Заучи стишки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, чётко проговаривая звук «ш»:

Ши –ши – ши – растут у реки камыши.

Ши –ши – ши – рады ветру камыши.

Ши –ши – ши – не рвите, ребята, домой камыши.

Ши –ши – ши – тоскуют одни без реки камыши.

 

Ша – ша – ша – на столе стоит лапша.

Ша – ша – ша – овсяная каша.

Ши – ши – ши – взяли ложки малыши.

Ши – ши – ши – съели кашу малыши.

Билюкова Е.Ю.

 

Шуршит шершавой шишкой мышка

Шумит камыш у шалаша.

Шагает Мишка-шалунишка

Широким шагом не спеша…

И шелушила шишку мышка,

И шелестел в глуши камыш,

И в шорох вслушивался Мишка,

И размышлял: ка-мыш иль мышь?

И. Сундуков

.

Алёшина машина

Наш Алёша у машины

Заменил сегодня шины.

Замечательные шины

У Алёшиной машины.

Билюкова Е.Ю.

 

Небылицы

Пошёл завтра, пришёл вчера.

Увидишь своих, так кланяйся нашим.

Радуга ушат воды выпила.

 


Заботливая Глаша.

Наша Глаша целый день

Кормит раненых зверей:

Накормила кашей кошку,

Молока дала немножко.

Мишку – мёдом и малиной,

Не болел он чтоб ангиной.

А мартышке и индюшке

Раздала по две ватрушки.

Всех зверюшек накормила,

Спать тихонько уложила

И сама пошла в кровать –

Завтра рано ей вставать.

 

Уш – уш – уш – на дереве много груш.

Шу – шу – шу – трясла Катя грушу.

Уш – уш – уш – осыпалось много груш.

Шу – шу – шу – стукнула груша Катюшу.

 

Ишак

Шак – шак – шак - вот стоит ишак.

Шак – шак – шак – кушать хочет наш ишак.

Шку – шку – шку – дам морковку ишаку

Шку – шку – шку – и поедим к кишлаку.

Билюкова Е.Ю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: