Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Мир социальных отношений (10 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
- ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (30 ч)
Политическая жизнь общества (16 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе (6 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
(169 часов) 2018-2023 учебный год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий). |
5 класс (34 ч) | |||
Введение (1 ч) | Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Ближайшее социальное окружение» • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Модуль «Политическая жизнь общества» • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, особенности России как многонационального государства описывать государственные символы; характеризовать основные обязанности граждан РФ; • показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности. • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства. | ||
Человек (5 ч):
| |||
Семья (6 ч):
| |||
Школа (7 ч):
| |||
Труд (5 ч):
| |||
Родина (9 ч): · Наша Родина – Россия · Государственные символы · Гражданин России | |||
Итоговое повторение и обобщение (1 ч) | |||
6 класс (34 ч) | |||
Введение (1 ч) | Модуль «Человек в социальном измерении». • характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Мир социальных отношений» • описывать межличностные отношения и их отдельные виды, сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; • характеризовать большие и малые, формальные и неформальные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • проводить несложные социологические исследования; • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. | ||
Человек в социальном измерении (13 ч):
| |||
Человек среди людей
(10 ч):
| |||
Нравственные основы жизни (8 ч):
| |||
Итоговое повторение и обобщение (2 ч) | |||
7 класс (34 ч) | |||
Введение (1 ч) | Модуль «Регулирование поведения людей в обществе» Выпускник научится: · характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ, ответственность за нарушение законов; • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю; • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. Модуль «Человек в экономических отношениях». • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт; • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. | ||
Регулирование поведения людей в обществе (14 ч): · Социальные нормы и правила общественной жизни · Права и обязанности граждан · Закон и правопорядок · Ответственность за нарушение законов · Правоохранительные органы | |||
Человек в экономических отношениях (14 ч): · Экономика и ее роль в жизни общества · Производство, затраты, выручка, прибыль · Виды и формы бизнеса · Обмен, торговля, реклама · Деньги и их функции · Экономика семьи | |||
Человек и природа (4 ч):
| |||
Итоговое повторение и обобщение (1 ч) | |||
8 класс (34 ч). | |||
Введение (1ч) | Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Общество — большой «дом» человечества» • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ; • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; • выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Модуль «Человек в меняющемся обществе» • характеризовать явление ускорения социального развития; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • описывать многообразие профессий в современном мире; • характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества; • извлекать социальную информацию из доступных источников; • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи. Модуль «Общество, в котором мы живём» • характеризовать глобальные проблемы современности; • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа; • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Модуль «Культурно-информационная среда общественной жизни». • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; распознавать и различать явления духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение; • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей. Модуль «Мир экономики» • понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; • характеризовать функции денег в экономике; • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт; • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. | ||
Личность и общество (6ч): · Что делает человека человеком · Человек, общество, природа · Общество как форма жизнедеятельности людей · Развитие общества | |||
Сфера духовной жизни (8 ч): · Сфера духовной жизни · Мораль, моральный выбор · Долг и совесть · Образование · Наука в современном обществе | |||
Социальная сфера (5 ч): · Социальная структура общества · Социальные статусы и роли · Нации и межнациональные отношения · Отклоняющееся поведение | |||
Экономика (13 ч): · Экономика и ее роль в жизни общества · Главные вопросы экономики · Собственность · Рыночная экономика · Производство – основа экономики · Предпринимательская деятельность · Роль государства в экономике · Распределение доходов · Безработица, ее причины и последствия · Мировое хозяйство и мировая торговля | |||
Итоговое повторение и обобщение (1 ч) | |||
9 класс (33 ч). | |||
Введение (1 ч) | Модуль «Политическая жизнь общества» • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации; • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Модуль «Основы российского законодательства». • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. | ||
Политика (10 ч): · Политика и власть · Государство · Политические режимы · Правовое государство · Гражданское общество и государство · Участие граждан в политической жизни страны · Политические партии и движения | |||
Право (20 ч): · Роль права в жизни общества и государства · Правоотношения · Правонарушения и юридическая ответственность · Правоохранительные органы · Конституция РФ. Основы конституционного строя · Отрасли права · Международное право | |||
Итоговое повторение и обобщение (1 ч) | |||
Повторение по курсу «Обществознание» за 5-9 класс (1 ч) |
Тематическое планирование
№ | Название раздела (блока) | Количество часов | |||
всего | из них | ||||
к/р | л/р | Защита проекта | |||
1. | Человек в социальном измерении | - | |||
2. | Ближайшее социальное окружение | - | - | ||
3. | Общество-большой дом для человечества | - | |||
4. | Общество, в котором мы живём | - | |||
5. | Регулирование поведения людей в обществе | - | |||
6. | Основы российского законодательства | - | |||
7. | Мир экономики | - | |||
8. | Человек в экономических отношениях | - | |||
9. | Мир социальных отношений | - | |||
10. | Политическая жизнь общества | - | |||
11. | Культурно-информационная среда общественной жизни | - | |||
12. | Человек в меняющемся обществе | - | - | ||