ПРАВА НАБЛЮДАТЕЛЯ
1.1. Права. Ваше право участвовать в избирательном процессе гарантировано статьёй 30 Федерального закона от 12.06. 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участке в референдуме граждан Российской Федерации», где сказано: «При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей органами общественного контроля.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
1.2.Наблюдатель вправе (статья 23 п. 10 Избирательного Кодекса города Москвы):
- знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день;
- наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;
- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 4 статьи 23;
- обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
- знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
- обжаловать в порядке, установленном статьей 86 Избирательного Кодекса города Москвы, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Городскую комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
- производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
1.3. Наблюдатель имеет право получать заверенную копию протокола голосования.
1.4. Наблюдатели не вправе:
- выдавать избирателям бюллетени;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
- совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
- проводить агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
НАЧАЛО РАБОТЫ
Подготовительные мероприятия
За 1-2 дня до голосования, выяснив точное расположение избирательного участка, где Вам предстоит работать, необходимо встретиться с председателем, заместителем и секретарём участковой избирательной комиссии (УИК). Предъявите, но не отдавайте им Ваше направление о том, что Вы направлены наблюдателем (это нужно сделать в день голосования) и паспорт; запишите их полные ФИО, телефон избирательного участка, а также номер телефона вышестоящей Территориальной избирательной комиссии (ТИК). Сообщите своим новым коллегам о своих намерениях работать в течение всего дня, уточните, в какое время начинает работать комиссия и когда откроются двери для избирателей, а также свой номер телефона.
Необходимо заранее выяснить, кто ещё от Вашего кандидата или партии будет находиться с Вами в день голосования в помещении данного УИК для подстраховки или подмены, когда Вам вдруг необходимо будет временно покинуть помещение для голосования. Если такого партнёра с Вами не будет, то следует познакомиться с наблюдателями от других организаций, но это нужно будет сделать уже в день выборов.
До открытия участка
2.2.1. Направляясь на избирательный участок, не забудьте проверить отсутствие агитационных материалов в пределах 50 метров вблизи избирательного участка.
2.2.2. Прийти на участок в день голосования необходимо пораньше, не позднее 7 часов 30 минут. При себе необходимо иметь:
1) Паспорт гражданина РФ; 2) направление - документ, подписанный кандидатом в депутаты или Председателем партии, направивших Вас в данную избирательную комиссию в качестве наблюдателя; 3) Образец заявления в УИК на получение копии протокола (Приложение 1); нагрудный знак наблюдателя (приложение 2); 4) таблица визуального подсчёта проголосовавших депутатов (Приложение 3); 5) бланки (образцов) Акта о нарушениях и жалоб в УИК и ТИК (Приложение 4,5, 6); 6) данную инструкцию 7) бланк копии протокола (приложение 7); 8) бумага и ручка; 9) телефон с видеокамерой или отдельную видеокамеру; 10) очки и лекарство (при необходимости) 11) питьевая вода и еда; папку или картонную подложку, которую можно подложить под бумагу при письме (если не предоставят рабочий стол); 12) чистые листы бумаги.
Вновь представьтесь председателю участковой избирательной комиссии (УИК) и предъявите своё направление. Ваше направление наблюдателя он оставит у себя. В свою очередь, председатель должен указать Вам место, откуда хорошо будут видны урны, члены комиссии и есть возможность для видео съёмок.
В случае отказа допустить Вас на участок, необходимо в вежливой форме предупредить председателя об ответственности за нарушение законодательства о выборах и составить Жалобу о нарушении избирательного законодательства РФ в 2-х экземплярах, попросив подписать её не менее чем двум свидетелям.
Необходимо также проверить, внес ли Вас председатель комиссии в «Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов». |
Будьте корректны в обращении. Требуйте только то, что положено по закону и при этом будьте настойчивы. Не стесняйтесь. Знакомьтесь с другими наблюдателями и членами УИК (это поможет в вашей работе в течение дня и при подведении итогов).
2.2.3. До открытия участка необходимо лично осмотреть помещение для голосования, в нем обязательно должны быть:
1) увеличенная форма протокола (вывешивается до начала голосования);
2) стенд с информационными материалами о партиях, образцами заполненных бюллетеней (не должны содержать фамилии реальных кандидатов, наименование политических партий);
3) сейф или металлический ящик для хранения бюллетеней, списков избирателей;
4) выдержки из административного и уголовного кодексов.
5) в присутствии наблюдателей должно быть произведено погашение (отрезается левый нижний угол) неиспользованных открепительных удостоверений, составлен акт;
6) убедитесь, что в правом верхнем углу каждого избирательного бюллетеня есть марка, печать и подписи членов участковой комиссии, нет попыток скрыть дополнительные бюллетени.
7) Места наблюдения для наблюдателей должны быть такими, чтобы Вам было видно и столы, за которыми сидят члены комиссии с бюллетенями и урны стационарные (закон ФЗ-67).
Переносные урны после опломбирования должны быть в зале в поле вашей видимости.
Желательно, чтобы у вас был стол, на котором вы будете писать жалобы. Кое-что вы можете обговорить с председателем или секретарем комиссии накануне (места для наблюдения, стол (его они по закону не обязаны вам предоставлять), столы для выдачи бюллетеней, кабинки для тайного голосования и др.).
После открытия участка
2.3.1. Сразу после открытия участка, но до начала голосования, председатель комиссии обязан:
1) предъявить пустые переносные и стационарные ящики для голосования, опечатать их;
Вы присутствуете при проверке стационарных и переносных урн, чтобы в них ничего не было, чтобы не было двойного дна, и проверяете их опломбирование. Обычно здесь нарушений не бывает. Но смотреть надо обязательно. |
2) предъявить списки избирателей (они должны быть сброшюрованы, снабжены титульным листом с указанием порядкового номера и общего количества книг, с печатью УИК и подписью председателя), раздать книги членам УИК;
Вам необходимо знать точную цифру количества избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования. Проверка списков – чтобы они были сшиты по книгам (адресам или буквам) и на оборотной стороне стояла печать. В списках не должно быть пометок ручкой или карандашом против фамилий избирателей, которые будут голосовать на дому. Для этого существуют письменные заявления самих избирателей. |
3) проинформировать о следующих цифрах:
-количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК (по акту передачи бюллетеней).
Вам необходимо знать точную цифру количества бюллетеней, полученных из территориальной комиссии до начала голосования. |
4) Проверьте, что в списке избирателей у всех избирателей графы «Паспортные данные» и «Подпись избирателя» - пустые, что нумерация списка – сплошная и в списке отсутствуют посторонние отметки (точки, кружки, стикеры).
В случае обнаружения каких-либо нарушений: двойного дна или некачественного опломбирования стационарных или переносных урн, несшитые списки или списки, имеющие пометки ручкой или карандашом, нестыковки в количестве оставшихся в распоряжении открепительных удостоверений, Вы обязаны составить жалобу.
Исключение из этого правила могут быть только пометки о смерти избирателя, умершего накануне голосования. Такие отметки могут быть сделаны только ручкой.
Подготовьте заранее письменное заявление-требование в 2-х (двух) экземплярах о выдаче Вам заверенной копии протокола УИК об итогах голосования. Это заявление-требование Вы должны передать председателю УИК в день голосования под роспись на втором экземпляре. Образец заявления на получение копии протокола (Приложение 1).
Вы имеете право также попросить слова, представиться и обратиться к членам избирательной комиссии с напоминанием:
1. Не выдавать бюллетени без паспорта или должен быть документ, заменяющий паспорт. Для граждан Российской Федерации такими заменяющими документами являются:
- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пенсионное и водительское удостоверение не входят в указанный перечень.
2. Не выдавать в одни руки больше 1-го бюллетеня (после одного замечания пишите жалобу);
3. Не допускать более 1 человека в кабинке для голосования;
4. Не допускать окружения урны группой людей, пусть подходят и становятся в очередь, чтобы можно было четко увидеть, сколько бюллетеней бросает один человек;
5. Не положено членам комиссии, выдающим бюллетени, писать что-либо в списках, если возле них нет избирателей. (это важно!);
6. Не подсказывать ничего избирателям, а маловидящим могут помогать не члены комиссии, не ВЫ, а только другие избиратели;
7. Нельзя НИКОМУ, даже избирателям агитировать в помещении голосования и на прилегающей территории.
В помещении не должно быть посторонних, кроме избирателей, членов комиссии и наблюдателей. Не должно быть представителей администрации и директоров (владельцев) помещений. Делаем первый раз замечания, далее – составляется Жалоба, в которой регистрируется факт нарушения законодательства.
ГОЛОСОВАНИЕ
В ходе голосования в помещении для голосования:
- голосование осуществляется тайно (в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования);
- избирательные бюллетени выдаются избирателям лично при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
- у избирателей, голосующих по месту нахождения на основании специального заявления с маркой, при выдаче бюллетеня специальное заявление изымается, а отрывная часть марки наклеивается в список избирателей в графу «Особые отметки». Каждый избиратель лично заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо (за исключением регламентированного законом случая оказания помощи избирателю, не имеющему возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень).
Голосование за другого избирателя не допускается!
Для точного ведения точного учёта числа проголосовавших наблюдателю желательно вести «шахматку» - это листочек в клетку, где вы будете отмечать крестиком каждого избирателя, который опустил бюллетень в урну. Заполняя крестиками «шахматку», по истечении часа, ставьте отметку. Председатель комиссии в определённые часы докладывает в ТИК состояние с явкой избирателей на голосование. Комиссия обязана предоставлять и Вам эту информацию согласно п.5 ст.3 ФЗГ (т.к. деятельность комиссии при подготовке и проведению выборов осуществляется гласно и открыто, соответственно любая получаемая или передаваемая информация должна быть доступна всем участникам избирательного процесса). Желательно, чтобы ваши подсчёты были синхронизированы по времени с подсчётами комиссии. Это позволит Вам с высокой точностью выявить время возможного «вброса» бюллетеней. Заполняйте «шахматку» максимально открыто, почти демонстративно, чтобы комиссия видела, что вы следите за явкой. Если Вы будете знать число проголосовавших, то осуществить значительные приписки явки комиссии будет значительно сложнее.
Правовая сторона. Прямо о «шахматке» в законе ничего не сказано, но в законе предусмотрено проводить выборы открыто и гласно, а «шахматка» как раз и способствует открытости и гласности. Опыт показывают, что на практике «шахматка» принимается во внимание всеми членами избирательной комиссии, независимо от того, плохо или хорошо они знают закон, из чего можно сделать вывод, что она действительно способствует уличению фальсификаторов в воровстве голосов избирателей.
Вброс бюллетеней – это самое опасное действие фальсификаторов. Порой, его делают очень виртуозно, занимая время в пределах секунды! Поэтому так важно безотлучно находиться в помещении для голосования. Но, как правило, это не всегда возможно. Поэтому, когда Вы выходите из помещения, напарник должен продолжить наблюдение за работой избирательной комиссии и учетом опущенных бюллетеней.
Голосование проводится обычно с 8-00 до 20-00 часов по местному времени в помещении для голосования. В 20-00 помещение закрывают, а, тем, кто не успел проголосовать и остался в помещении, предоставляют возможность это сделать.
Очень важная рекомендация: в случае фиксирования вами серьезного нарушения законодательства о выборах Вас могут приглашать на переговоры в отдельную комнату (комнату председателя УИК) с целью уговорить, купить или запугать Вас. Ни в коем случае не соглашайтесь выйти в отдельную комнату, ведите переговоры в помещении для голосования в присутствии свидетелей. Будьте предельно бдительны, не поддавайтесь на провокации.
Несоблюдение установленного законом порядка ручного подсчета голосов избирателей, не заполнение или несвоевременное заполнение строк увеличенной формы протокола УИК являются крупными нарушениями законодательства о выборах. Докладывать о нарушениях в штаб по мобильному телефону. Фиксировать нарушение на видеокамеру, составить акты, жалобы и дать им ход. Видеокамера не должна фиксировать волеизлияние конкретного избирателя.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ДОМУ
На участке может быть 1,2 или 3 переносных урны.
1) до 501 избирателя - 1 переносной ящик для голосования;
2) от 501 до 1001 избирателя - 2 переносных ящика для голосования;
3) более 1000 избирателей - 3 переносных ящика для голосования.
Как уже говорилось, они должны стоять в помещении для голосования, чтобы Вы их видели. Вы должны предупредить, что Ваши 2 человека будут выезжать с урнами. Увы, на третью машину у нас нет человека.
Выездная группа берет с собой:
- реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
- заявления избирателей, а также бланки заявлений;
- бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней);
- опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования;
- письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.
В одной машине могут находиться представители только по одному человеку от разных кандидатов в депутаты. Значит, если в машине член комиссии с решающим голосом от Вашего кандидата, то Вы не имеете права в ней ехать. Председатель или секретарь комиссии должен (важно, иначе – жалоба) за 30 минут объявить о выезде КАЖДОЙ машины. Если у Вас нет напарника-наблюдателя, то необходимо отказаться от поездки и сосредоточиться на наблюдении за порядком голосования в помещении для голосования.
Желательно, чтобы Вы заранее ознакомились с реестром избирателей, которые подали заявку на голосование на дому.
При регистрации устного обращения избирателя в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также ставится подпись члена участковой избирательной комиссии, который принял обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное). Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением.
Тот, кто не был записан в Реестре не может проголосовать на дому! |
При голосовании на дому Вы должны сделать записи на специальный бланк (Приложение Х): № урны, время выезда, ФИО вашего наблюдателя, кол-во избирателей в реестре, кол-во бюллетеней.
Во время голосования на дому должны соблюдаться те же правила, как в помещении. Если кто-то изъявит желание проголосовать на дому по уважительной причине помимо реестра, вы должны дать телефон УИК и он должен сам позвонить, но имеет право сделать это только до 14-00. После 14-00 заявки не принимаются. Вы можете при этом присутствовать. Заявки лично не принимайте, т.к. возможно Вы вернетесь на участок позже 14-00.
По возвращении каждой машины (урна должна быть поставлена в помещении, чтобы она была видна всем). Вам обязаны (попросить) дать все данные – время прибытия, кол-во проголосовавших, кол-во оставшихся бюллетеней (показать и посчитать) и вы все это записываете в бланк (Приложение Х).
Возможен выезд с одной урной несколько раз (обычно не более 2-х раз) за время голосования. Бывает, что приезжают машины после 20-00, надо их ждать.
Проголосовавших вне помещения вносят в списки избирателей члены комиссии с решающим голосом, которые ездили для голосования вне помещения. Вот здесь, следите, чтобы не дописали больше чем положено (Член комиссии с совещ. голосом может это проверить). Ведь, если дописали больше, то этими добавками потом попытаются делать вброс.
ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
5.1.Процедура. После 20.00 право присутствовать на УИК имеют члены УИК, наблюдатели, представители СМИ, кандидаты, их доверенные лица, члены вышестоящих комиссий и сотрудники их аппарата.
Подведение итогов голосования после 20.00 проводится без перерывов до подписания итогового протокола УИК.
Основные этапы процедуры подсчета голосов избирателей:
1) погашение неиспользованных избирательных бюллетеней;
2) работа со списком избирателей;
3) вскрытие переносных, затем стационарных ящиков для голосования;
4) сортировка избирательных бюллетеней (с оглашением и демонстрацией отметок);
5) непосредственный подсчет голосов избирателей.
При этом нам ранее уже было известно количество бюллетеней, поступивших в УИК из ТИК.
Не допускайте изменения этого порядка, одновременного совершения этих действий или пропуска этапа 2 и подмены данных предварительными сведениями комиссии (явка) о числе проголосовавших.
5.2. Погашение бюллетеней. При погашении неиспользованных бюллетеней они пересчитываются, члены комиссии проверяют правильность этого подсчёта. Данные о числе погашенных бюллетеней немедленно заносятся в увеличенную форму итогового протокола (УФП), висящую на стене.
Проверьте для себя. В Вашей «шахматке» есть данные о количестве проголосовавших в помещении, и есть данные о количестве проголосовавших на дому. Отнимаете эти цифры от общего количества бюллетеней и Вам становится известно, сколько бюллетеней подлежит погасить. Если данные расходятся, необходимо искать причину.
Необходимо использовать данные «шахматки» для определения (расчёта) количества избирательных бюллетеней, представляемых на погашение. Если председатель УИК представил на погашение не все невостребованные избирателями бюллетени, то нужно спокойно потребовать от него представить их на погашение. Если председатель УИК встал на преступный путь и не желает вернуться в правовое поле, то нужно составлять жалобу в УИК и сообщить об этом в свой избирательный штаб.
5.3. Подсчёт проголосовавших избирателей по спискам. Подсчёт по книгам числа избирателей, проголосовавших на участке и на дому осуществляется членами УИК. Добейтесь проверки этих цифр по всем книгам!Эти цифры часто искажаются (это косвенный признак вбросов). Не поддавайтесь на уговоры комиссии «завершить всё побыстрее». Настаивайте на необходимости проверить подсчёт по всем книгам. После завершения подсчёта по книгам списки избирателей помещаются в сейф. Не допускайте, чтобы комиссия правила данные в книгах после завершения этапа 2. Данные о числе избирателей, проголосовавших на УИК и вне помещения (на дому) заносятся в УФП.
В протокол УФП обязательно вносят данные по спискам:
1. Выдано бюллетеней по спискам «В помещении»,
2. Выдано бюллетеней по спискам для голосования «ВНЕ помещения».
3. Число избирателей по спискам всем трем, которые были включены в списки избирателей на момент окончания голосования, т.е. и тот, кто проголосовал и тот, кто не проголосовал. На этом основании считается явка.
Если хоть одно данное не вносят, то пишите жалобу.
Если обнаруживаются расхождение в цифрах с Вашими данными, (например, данные комиссии больше чем у Вас в шахматке), то: необходимо составлять жалобу в УИК, ТИК, звоним в свой штаб и наблюдателю в ТИК.
5.4. Вскрытие урн. Проверьте, что столы, на которых будет вестись подсчёт бюллетеней, не имеют выдвижных ящиков, тумб, других ёмкостей, откуда можно вбросить дополнительные бюллетени на стол. Все пространство вокруг столов должно просматриваться.
При вскрытии урн и подсчёте голосов Наблюдатель ведёт видеосъёмку с расстояния 2 метра и наблюдает за общим планом (чтобы на стол не подбрасывали бюллетени и не уносили их со стола). Нигде не оговорено в законе на каком расстоянии вы должны находиться от урн и от стола подсчетов, главное, чтобы Вам был хорошо виден процесс.
Перед вскрытием стационарных и переносных урн проверяется и демонстрируется неповреждённость пломб, опечатывающих их.
Вначале вскрываются переносные урны по одной, и подсчитывается количество бюллетеней в каждой. Если в какой-то урне число бюллетеней превысит число избирателей, проголосовавших в неё, согласно заявлениям избирателей, то всё бюллетени из этой переносной урны признаются недействительными и гасятся по акту (п. 12 ст. 68 ФЗ-67).
5.5. Сортировка бюллетеней. Далее вскрываются стационарные ящики и проводится совместный подсчёт по всем бюллетеням. Вначале отделяются недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, не содержащие отметок напротив фамилий кандидатов, или содержащие более одной такой отметки.
После этого, все действительные бюллетени складываются в одну пачку и один член УИК поочерёдно предъявляет присутствующим бюллетени и оглашает отметки в них. Оглашая отметки в бюллетенях, он раскладывает бюллетени по пачкам за каждого из кандидатов. После раскладки бюллетеней по пачкам, члены УИК считают число бюллетеней в пачке за каждого кандидата. Бюллетени считаются, путём перекладывания их по одному. Одновременный подсчёт бюллетеней из нескольких пачек не допускается (п. 18 ст. 68 ФЗ-67).
Членам комиссии, кроме председателя (либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии), находящимся у столов, где производится подсчёт, запрещено иметь в руках письменные принадлежности (п. 10 ст. 68 ФЗ-67).
Подсчёт голосов.
При подсчёте бюллетеней в пачках необходимо убедиться, что каждый бюллетень подсчитан правильно и ни в какой пачке нет бюллетеней за иного кандидата. После официального завершения подсчёта голосов, все члены УИК, наблюдатели, имеют право ознакомиться с пачками бюллетеней и проверить правильность подсчёта (п. 21 ст. 68 ФЗ-67).
Настаивайте на том, чтобы данный порядок соблюдался и бюллетени оглашались строго поочерёдно, не одновременно (п. 14 ст. 69 ФЗ-67). В ходе этого наблюдатель, находясь в непосредственной близости к члену УИК, оглашающему бюллетени, проверят правильность оглашения, глядя в предъявляемые бюллетени и не допускает их оглашения в темпе, когда это невозможно проконтролировать. Необходимо наблюдать, чтобы бюллетени раскладывались по пачкам в соответствии с оглашёнными отметками.
Вносят в протокол данные по каждому кандидату, по мере подсчета. А Вы пишите у себя все цифры на отдельном листе. Следите внимательно всей командой, чтобы не было пересортицы. Если начнутся перекладывания из одной пачки в другую, то это не просто нарушение ЗАКОНА, а уголовная ответственность членов комиссии. В том случае Вы должны зафиксировать факт нарушения, составив новую жалобу.
При установлении итогов голосования они немедленно заносятся в увеличенную форму протокола (УФП). Наблюдатель фотографирует полностью заполненную УФП и передаёт данные об итогах голосования в штаб кандидата. Это можно сделать, переслав фотографию через Telegram, Whatsapp, Viber, отправив результаты всех кандидатов sms-сообщением, или продиктовав их по телефону. Более предпочтительной является оправка фотографии или sms. По просьбе штаба эту информацию следует переслать нашему представителю в ТИК.
После этого считают кол-во действительных бюллетеней. В ПРОТОКОЛЕ складываем все данные по всем кандидатам и заносим в отдельную строку.
После этого считаем сколько же бюллетеней УСТАНОВЛЕННОГО ВИДА было у нас в стационарных урнах. Для этого В ПРОТОКОЛЕ от числа действительных бюллетеней (по протоколу) отнимаем число бюллетеней, которые были в переносных ящиках. И это число заносим здесь же в протокол.
Тогда выявится, были ли УТРАЧЕННЫЕ бюллетени. Это разница между числом выданных по спискам бюллетеней и выложенных из стационарных урн. Если есть разница, то она заносится в ПРОТОКОЛ.
После этого, члены комиссии должны проверить, сами можно, контрольные суммы по протоколу. Протокол Должен висеть, заполненный на том же месте.
Его можно сфотографировать после каждой записи. Если комиссия будет вносить изменения (ну ошиблись чисто арифметически), то Вы должны их все тщательно проверить, исходя из своих записей.
В протоколе должно быть следующие данные:
1. Кол-во избирателей на конец голосования (по спискам).
2. Кол-во неиспользованных бюллетеней.
3. Число полученных бюллетеней УИК.
4. Сколько бюлл. выдано в помещении (по спискам).
5. Сколько бюллетеней использовали на дому (по спискам).
6. Сколько бюллетеней в переносных ящиках.
7. Кол-во бюллетеней по каждому кандидату.
8. Складываем сумму бюллетеней по всем кандидатам, по протоколу это число действительных избирательных бюллетеней
9. Считаем, сколько бюллетеней должно быть в стационарных ящиках.
10. Число утраченных бюллетеней (может быть, кто-то забрал свой бюллетень домой).
И ещё данные по каждому кандидату.