7.1. Вброс. Вброс пачки бюллетеней в стационарную урну в помещении для голосования. Вброс делается с согласия или под руководством председателя УИК, который оставшуюся часть бюллетеней после выдачи фиксированного количества бюллетеней членам УИК, посаженным на выдачу их избирателям, хранит в сейфе. Поэтому нельзя оставлять без наблюдения стационарные урны. Вброс делается ввиду низкой явки избирателей. В какое время? В любое. Вброс может быть сделан до опечатывания урны с двойным дном или стенкой до 8 часов утра, во время голосования с 8 до 20 часов, после 20 часов, когда комиссия занята, в первую очередь, подсчётом количества неиспользованных бюллетеней и их погашением и, во вторую очередь, работой со списком избирателей, а именно: подсчётом количества избирателей, проголосовавших в помещении для голосования, количества избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования и т. д.
Совет наблюдателям: не ослаблять внимания к стационарным урнам во время подсчёта и погашения неиспользованных бюллетеней и во время работы комиссии со списком избирателей. Необходимо знать, что вброс бюллетеней всегда сопровождается подделкой списка избирателей, а именно: в списке избирателей отмечается явка такого количества избирателей, не пришедших на выборы, сколько вброшено бюллетеней. Эта подделка может производиться членами УИК прямо на глазах наблюдателей, если наблюдатели не понимают, что член УИК, сидящий на выдаче бюллетеней избирателям, во время отсутствия избирателей ничего не должен писать в списке избирателей. Обычно список избирателей подделывается в промежутке времени с 19 до 20 часов, т. е. незадолго до закрытия участка. В это время может произойти такой казус: избиратель пришёл проголосовать, а в списке против его фамилии уже внесены паспортные данные и сделана роспись в получении бюллетеня. Такие факты нужно фиксировать на видеокамеру и документально (составить акт о нарушении выборного законодательства, жалобу в УИК, жалобу в ТИК) и срочно сообщить о случившемся в свой избирательный штаб по мобильному телефону.
|
Но если подделать список избирателей под количество вброшенных бюллетеней не удалось, председатель УИК прикажет секретарю УИК в списке избирателей итоговое число количества избирателей, проголосовавших в помещении для голосования, увеличить на количество вброшенных бюллетеней. Эта фальсификация легко обнаруживается постраничной проверкой списка избирателей и повторным подсчётом итогов голосования по списку избирателей, на что члены УИК имеют законное право. Если руководство УИК не даёт нашим членам УИК проверить список избирателей, то это является грубейшим нарушением закона о выборах. Фиксировать нарушение на видеокамеру и документально (составить акт о нарушении выборного законодательства, жалобу в УИК, жалобу в ТИК) и срочно сообщить о случившемся в свой избирательный штаб по мобильному телефону.
Но если даже руководству УИК удалось организовать и вброс бюллетеней, и подделку списков избирателей незаметно для Ваших наблюдателей и членов УИК, оно всё равно уличается в воровстве, если Ваши наблюдатели и члены УИК достаточно точно подсчитали количество избирателей, опустивших бюллетени в стационарные урны. Если это число значительно меньше числа, оглашённого председателем УИК, и после контрольной проверки списка избирателей ошибка не найдена, всё равно надо составить акт о нарушении выборного законодательства, жалобу в УИК, жалобу в ТИК. При дальнейшем разбирательстве все избиратели, подписи которых в списке избирателей подделаны с ведома руководства УИК, будут свидетелями против фальсификаторов.
|
7.2.Некорректная (по сути – воровская) сортировка бюллетеней. В пачку бюллетеней за «нужного» кандидата перекладывают все недействительные бюллетени, а также часть бюллетеней других кандидатов в депутаты. Это легко обнаруживается простой проверкой стопок бюллетеней, на что наши члены УИК имеют полное право. Одна тонкость: член УИК с совещательным голосом не имеет права прикасаться к бюллетеням. Член УИК с решающим голосом имеет право проверить и пересчитать содержимое всех пачек бюллетеней, а член УИК с совещательным голосом – потребовать, чтоб ему показали содержимое любых пачек бюллетеней, и убедиться в том, что бюллетени отсортированы и подсчитаны правильно. Проверка пачек бюллетеней позволит обнаружить фальсификацию.
Для выхода на контрольные числа за «нужного» и за «ненужного» кандидата в депутаты иногда применяется метод подмены бюллетеней. Для этого у председателей УИК имеются неучтённые бюллетени (не отраженные в документации о получении бюллетеней). Эти бюллетени отмечаются за «нужного» кандидата и вбрасываются на стол, где производится сортировка и подсчёт бюллетеней. Одновременно с вбросом со стола изымается такое же количество бюллетеней за «ненужного кандидата. Для этого руководство УИК сознательно создаёт толкучку вокруг стола, чтоб незаметно совершить фальсификацию. Здесь надежда только на бдительность наших наблюдателей и на видеосъёмку.
|
Факты «перекладывания», вброса, изымания бюллетеней со стола надо фиксировать видеосъёмкой, актом о нарушении выборного законодательства, жалобой в УИК, жалобой в ТИК.
Руководство УИК понимает, что вброс, подмена, «перекладывание» бюллетеней, подделка списков избирателей небезопасны. Без риска быть уличёнными в воровстве фальсификации делаются либо в моменты отсутствия наблюдателей, либо при наличии некомпетентных, необученных наблюдателей и членов УИК, не способных увидеть нарушение, либо правильно задокументировать его.
Чтобы увидеть и правильно зафиксировать нарушение, желательно пройти специальный курс обучения.
7.3. «Бутафорские выборы». В этом случае накануне выборов руководство УИК составляет протокол об итогах голосования на основании спущенных сверху чисел (в процентах) явки избирателей, голосов за «нужного» кандидата и «делает» под этот протокол бюллетени, полученные нелегально. В этом случае голосование и подсчёт голосов на избирательном участке превращаются в бутафорию. В увеличенную форму протокола заносятся не фактические данные, а числа из заранее составленного протокола. В случае надлежащего контроля обнаруживается несоответствие во всём. В этом случае главная задача руководства УИК – удалить всех наблюдптелей «от оппозиции» из помещения УИК под любым предлогом. В ход могут быть пущены провокации, клевета. Ваша задача – снимать всё на видеокамеру и молча документировать ситуацию, на каждый случай нарушения закона о выборах составлять акт о нарушении, жалобу в УИК и жалобу в ТИК.
Очень важная рекомендация: в случае фиксирования вами серьезного нарушения законодательства о выборах Вас будут приглашать на переговоры в отдельную комнату (комнату председателя УИК) с целью уговорить, купить или запугать Вас. Ни в коем случае не соглашайтесь выйти в отдельную комнату, ведите переговоры в помещении для голосования в присутствии свидетелей. Будьте предельно бдительны, не поддавайтесь на провокации.
Несоблюдение установленного законом порядка ручного подсчета голосов избирателей, не заполнение или несвоевременное заполнение строк увеличенной формы протокола УИК являются крупными нарушениями законодательства о выборах. Докладывать о нарушениях в штаб по мобильному телефону. Фиксировать нарушение на видеокамеру, составить акты, жалобы и дать им ход.
В законе шахматка не оговорена, так что здесь надо действовать грамотно и деликатно.
Шахматка помогает уличить фальсификаторов в воровстве голосов избирателей.
В условиях низкой реальной явки избирателей на выборы (15-35%) остаются невостребованными 85- 65% избирательных бюллетеней, которые руководство участковых избирательных комиссий (УИК) использует для фальсификации результатов выборов методом вброса. Вбрасывая невостребованные избирателями бюллетени, руководство УИК решает две задачи: 1) поднимает явку избирателей до заказанной величины, 2) поднимает процент голосов до заказанной величины за «нужного» кандидата.
Фальсификация результатов выборов методом вброса избирательных бюллетеней – массовая, т. е. практически на каждом избирательном участке, где нет наблюдателей, либо где присутствуют слабо обученные наблюдатели. Масштабы фальсификации результатов выборов методом вброса избирательных бюллетеней огромны. По масштабам фальсификации результатов выборов с этим методом не может сравниться никакой другой метод. Ведение шахматки позволяет определить реальную явку избирателей и тем самым выбивает почву из-под ног фальсификаторов. Шахматка – основа методов разоблачения фальсификаторов.
7.4.Карусель. Наладьте контакт с сотрудником полиции, дежурящем на участке. Если на участке вы не единственный наблюдатель, то имеет смысл следить за автобусами и маршрутками, которые останавливаются у участка и фиксировать регистрационные номера.
«Карусели» обычно происходят в сговоре с УИК, это важно понимать. У участников этих схем может быть условный знак, например незаметная отметка в паспорте, на штампе с пропиской. Либо определенный предмет — проездной билет, визитная карточка, купюра, что-нибудь еще - вложенный в паспорт или удерживаемый в руках. Самый верный признак — скопление очередей у определенных столиков: либо крайних, либо имеющих отличительный признак (цветок, листок бумаги, газета).
7.5.Классическая карусель. Человек (группа) отмечается в книге избирателей, куда вносится его номер паспорта, после чего голосует. И так несколько раз на разных участках. Вычисляется слаженной работой наблюдателей нескольких соседних участков, которые смогут вычислить одинаковые номера паспортов в разных книгах избирателей. В отличие от вброса, привлечь к ответственности участников карусели на участке крайне сложно, поэтому если вы подозреваете карусель, единственное, что вы сможете сделать, это прогнать её участников с участка. Обычно это несложно, участники карусели крайне не хотят раскрываться, и при малейшем подозрении с высокой степенью вероятности покинут ваш участок.
7.6.Карусель по спискам. Для работающих вахтовым методом на «предприятиях с непрерывным циклом работы» предусмотрена возможность проголосовать по месту работы без открепительных удостоверений. Для этого начальником предприятия в УИК по месту работы подается список сотрудников и их заявления. Такие заявления теоретически он может подать в неограниченное число УИК. В случае участия в схеме членов избирательной комиссии, они не уведомляют ТИК о таких списках, и люди смогут «законно» проголосовать на множестве участков. Наиболее трудно вычисляемая схема. Только слаженная работа наблюдателей и честных членов избирательных комиссий соседних участков поможет вычислить одинаковые списки, занесенные в дополнительный список избирателей (наравне с голосующими по открепительным удостоверениям).