-ТЕОРИЯ ЭТНОСА ШИРОКОГОРОВА
Термин «этнос» известен в научном обороте с середины XIX в., но в этнографию, где он стал одним из основополагающих понятий, был введен именно С. М. Широкогоровым.
¨ С. М. Широкогоров определяет этнос или этническую единицу как группу людей, говорящих на одном языке, объединенных верой в общее происхождение и обладающих определенным культурным комплексом, отличным от других групп населения. Этнос − это одновременно биологическая и социокультурная единица.
¨ Пограничный характер этноса выражается и в так называемом этническом равновесии.
¨ Оно определяется соотношением между численностью этноса, занимаемой им территорией и степенью адаптации к среде (физической и культурной).
¨ Этнос как единица может существовать только в условиях сохранения равновесия. Изменения в каком-либо одном элементе, образующем равновесие, служат толчком к появлению других изменений.
¨ Примером этноса, потерявшего этническое равновесие и поглощенного другим этносом, являются маньчжуры. Но они сохранили основные черты древней социальной организации, особенно в Северной Маньчжурии, и удержались от полной ассимиляции китайским этносом. Будучи вымирающим этносом, маньчжуры передали многие черты своей культуры этносам, имеющим общее с ними происхождение, а именно тунгусам Маньчжурии, Монголии и Сибири.
¨ Строго разделяя понятия «этнос» и «нация», С. М. Широкогоров вводит новое понятие − «лидирующий этнос», который служит моделью для других этнических единиц.
¨ С. М. Широкогоров много говорит о биологической адаптации этноса, всегда различая биологическую адаптацию в узком смысле слова (физическую адаптацию) и в широком смысле слова - вторичную адаптацию, каковой является культурная адаптация. Он указывает на опосредованную связь культурной адаптации с физической или чисто биологической.
¨ С.М. Широкогоров старался выявить тот синтез (комплекс) биологических, социальных и культурно-психологических компонентов, которые образуют этнос в его динамическом развитии.
¨ Труды по социальной организации, шаманизму, психологической сфере тунгусов и маньчжур, книга, посвященная этнологическому и лингвистическому рассмотрению урало-алтайской гипотезы, и другие − это прежде всего работы о соотношении этноса и социума, этноса и рода, этноса и мыслительной деятельности.
-ТЕОРИЯ ЭТНОСА ГУМИЛЕВА
¨ Оригинальную культурологическую теорию Л. Н. Гумилева можно свести к следующему:
¨ история человечества есть история антропосферы, т. е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы.
¨ Главным действующим лицом «человеческой оболочки» Земли выступает «этнос» — общность людей, связанная не столько генетически, «кровью», сколько взаимным тяготением, «комплиментарностью», чувством «мы» и «они», общей культурой, обусловленной прежде всего общей историей и общим «кормящим» ландшафтом той территории, где эта общность зародилась и развивалась.
¨ Этнос, объединяющий несколько близких по духу и культуре народов, образует «суперэтнос»; отдельные, входящие в него народы, народности и племена, могут рассматриваться как «субэтносы».
¨ В процессе этногенеза отдельные этносы, подобно живым организмам, проходят примерно в течение 1500 лет стадии зарождения, подъема, надлома, инерционности и разложения.
¨ Причиной возникновения нового жизнеспособного этноса (обычно на базе умирающих этнических единств) становится так называемый пассионарный толчок, когда в той или иной географической точке появляются большие группы сверхактивных людей —пассионариев, устремляющихся на новые человеческие подвиги и творящие историю и культуру. Их внезапная активность объясняется притоком в их организм особого вида энергии — энергии живого вещества, образующего биосферу и антропосферу. Эти люди переживают естественную психобиологическую мутацию (изменение наследственных свойств организма), вызванную излучениями из космоса.
¨ Культурно-исторический процесс обусловлен не только особой «духовной» природой человека, но и в не меньшей степени зависит от все еще недостаточно познанных сил нашей Земли и космического пространства.
-ТЕОРИЯ ЭТНОСА БРОМЛЕЯ
¨ Основные труды по теоретическим проблемам этнографии и европейскому феодализму. Автор теории этноса, в которой этнос предстаёт как социальный организм (в противовес теории Л. Н. Гумилева, который рассматривал этнос как био-социальный организм).
¨ Предложил деление этнических организмов на этникосы и этно-социальные организмы (ЭСО).
¨ Основоположник дуалистической теории этноса.
¨ Она была призвана разрешить одну из важнейших проблем этнографии-этнологии о соотношении неизменного ядра свойств этноса и его общей способности значительно изменяться, выражающейся в различных сферах
¨ Данная концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:
¨ В узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)».
¨ В широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность».
¨
- Информационная теория этноса Чебоксарова и Арутюнова