Темы курсовых работ
1. Профессиональное общение и межкультурные деловые коммуникации
2. Личная эффективность как основа профессионального общения
3. Коммуникативная компетентность в профессиональном общении
4. Соотношение языка и культуры.
5. Межкультурные различия в профессиональном общении
6. Профессиональное общение и межкультурное взаимодействие в информационном обществе
7. Особенности профессиональной и деловой коммуникации
8. Невербальная коммуникация
9. Сопоставление русского и английского языков с учетом социального компонента.
10. Роль межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности педагога
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Профессиональное общение и межкультурные деловые коммуникации
1.1 Профессиональное общение. Понятие и сущность. Виды и формы. Виды коммуникативных барьеров.
1.2 Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса. О проблемном подходе к пониманию целевой ситуации
Раздел 2.Личная эффективность как основа профессионального общения.
2.1 Личная эффективность как основа профессионального общения. «Правополушарный» и «левополушарный» подходы к общению и деятельности.
2.2 Теория эмоционального интеллекта. Модели эмоционального интеллекта.
2.3 Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности.
2.4 Когнитивные искажения как препятствия для эффективного мышления. Развитие креативности.
2.5 Профессиональное и личностное самообразование, индивидуальные образовательные маршруты и профессиональная карьера.
2.6 Использование индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач, реализации задач инновационной образовательной политики.
|
Раздел 3. Коммуникативная компетентность в профессиональном общении.
3.1 Профессиональное общение в контексте корпоративной культуры.
3.2 Гендерные тенденции в общении.
3.3 Манипуляции в общении: причины, виды и формы манипуляций.
3.4 Вербальная агрессия, моббинг, троллинг как формы агрессивного поведения.
3.5 Деловая коммуникация в информационном обществе.
Раздел 4. Межкультурные различия в профессиональном общении.
4.1 Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели.
4.2 Способы принятия решений в различных культурах. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры в разных странах.
4.3 Модели культуры. Культуры высокого и низкого контекста.
4.4 Язык как составляющая культуры.
4.5 Роль межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности.
Раздел 5. Профессиональное общение и межкультурное взаимодействие в информационном обществе.
5.1 Изменение коммуникативных моделей в информационном обществе.
5.2 Некоторые особенности генезиса электронного делового дискурса (на примере (американской и японской культур).
5.3 Профессиональные сетевые сообщества. Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи.
5.4 Особенности консультирования в Интернете. Специфика виртуальной команды. Специфика электронных переговоров.
Раздел 6. Особенности профессиональной и деловой коммуникации.
6.1 Профессиональная коммуникация в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности.
|
6.2 Взаимодействие с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководство коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия.
6.3 Коммуникация в переговорном процессе. Умение слушать, поддержать разговор, противостоять попыткам манипуляции. Предупреждение конфликтов. Особенности работы в полиэтнической и поликультурной команде.
6.4 Кросскультурный менеджмент: задачи и проблемы. Рабочие ритмы и стили общения. Проявления вежливости в поликультурной среде. Язык общения. Достоинства и недостатки искусственного языка Globish в деловом общении. Индивидуализм и коллективизм. Ответственность. Отношение к нормативным актам, законам и правилам. Честность и справедливость. Доверие. Семья и семейственность. Подарки, подношения и взятки.
Раздел 7. Невербальная коммуникация.
7.1 Невербальная коммуникация в профессиональном общении. Язык телодвижений (кинесика). Мимика и жесты. Зрительный контакт (окулистика). Расстояние между говорящими (проксемика). Тактильный контакт (гаптика).
Раздел 8. Предотвращение ошибок в межкультурном деловом общении.
8.1 Анализ проблемных ситуаций в межкультурном общении; анализ критических инцидентов.
Перечень вопросов для зачета
Раздел 1. Профессиональное общение и межкультурные деловые коммуникации
1. Профессиональное общение. Понятие и сущность. Виды и формы. Виды коммуникативных барьеров. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
2 Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса. О проблемном подходе к пониманию целевой ситуации ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
|
Раздел 2.Личная эффективность как основа профессионального общения.
3. Личная эффективность как основа профессионального общения. «Правополушарный» и «левополушарный» подходы к общению и деятельности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
4. Теория эмоционального интеллекта. Модели эмоционального интеллекта. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
5. Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
6. Когнитивные искажения как препятствия для эффективного мышления. Развитие креативности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
7. Профессиональное и личностное самообразование, индивидуальные образовательные маршруты и профессиональная карьера. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
8. Использование индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач, реализации задач инновационной образовательной политики. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 3. Коммуникативная компетентность в профессиональном общении.
9. Профессиональное общение в контексте корпоративной культуры. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
10. Гендерные тенденции в общении. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
11. Манипуляции в общении: причины, виды и формы манипуляций. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
12. Вербальная агрессия, моббинг, троллинг как формы агрессивного поведения. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
13. Деловая коммуникация в информационном обществе. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 4. Межкультурные различия в профессиональном общении.
14. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
15. Способы принятия решений в различных культурах. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры в разных странах. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
16. Модели культуры. Культуры высокого и низкого контекста. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
17. Язык как составляющая культуры. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
18. Роль межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Перечень вопросов для экзамена
Раздел 1. Профессиональное общение и межкультурные деловые коммуникации
1. Профессиональное общение. Понятие и сущность. Виды и формы. Виды коммуникативных барьеров. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
2 Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса. О проблемном подходе к пониманию целевой ситуации ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 2.Личная эффективность как основа профессионального общения.
3. Личная эффективность как основа профессионального общения. «Правополушарный» и «левополушарный» подходы к общению и деятельности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
4. Теория эмоционального интеллекта. Модели эмоционального интеллекта. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
5. Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
6. Когнитивные искажения как препятствия для эффективного мышления. Развитие креативности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
7. Профессиональное и личностное самообразование, индивидуальные образовательные маршруты и профессиональная карьера. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
8. Использование индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач, реализации задач инновационной образовательной политики. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 3. Коммуникативная компетентность в профессиональном общении.
9. Профессиональное общение в контексте корпоративной культуры. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
10. Гендерные тенденции в общении. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
11. Манипуляции в общении: причины, виды и формы манипуляций. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
12. Вербальная агрессия, моббинг, троллинг как формы агрессивного поведения. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
13. Деловая коммуникация в информационном обществе. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 4. Межкультурные различия в профессиональном общении.
14. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
15. Способы принятия решений в различных культурах. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры в разных странах. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
16. Модели культуры. Культуры высокого и низкого контекста. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
17. Язык как составляющая культуры. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
18. Роль межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 5. Профессиональное общение и межкультурное взаимодействие в информационном обществе.
19. Изменение коммуникативных моделей в информационном обществе. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
20. Некоторые особенности генезиса электронного делового дискурса (на примере (американской и японской культур). ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
21. Профессиональные сетевые сообщества. Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
22. Особенности консультирования в Интернете. Специфика виртуальной команды. Специфика электронных переговоров. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 6. Особенности профессиональной и деловой коммуникации.
23. Профессиональная коммуникация в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
24. Взаимодействие с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководство коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
25. Коммуникация в переговорном процессе. Умение слушать, поддержать разговор, противостоять попыткам манипуляции. Предупреждение конфликтов. Особенности работы в полиэтнической и поликультурной команде. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
26. Кросскультурный менеджмент: задачи и проблемы. Рабочие ритмы и стили общения. Проявления вежливости в поликультурной среде. Язык общения. Достоинства и недостатки искусственного языка Globish в деловом общении. Индивидуализм и коллективизм. Ответственность. Отношение к нормативным актам, законам и правилам. Честность и справедливость. Доверие. Семья и семейственность. Подарки, подношения и взятки.
Раздел 7. Невербальная коммуникация.
27. Невербальная коммуникация в профессиональном общении. Язык телодвижений (кинесика). Мимика и жесты. Зрительный контакт (окулистика). Расстояние между говорящими (проксемика). Тактильный контакт (гаптика). ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6
Раздел 8. Предотвращение ошибок в межкультурном деловом общении.
28. Анализ проблемных ситуаций в межкультурном общении; анализ критических инцидентов. ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4; ПК-2; ПК-6