ИНЖЕНЕРОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА




В Новосибирске хватило одного дня, чтобы нас с Сергеем зачислили в группу судомеханического факультета и поселили в одну из комнат верхнего этажа учебного корпуса института.

1 сентября первокурсников всех факультетов собрали в актовом зале для инструктажа по поездке на уборку урожая с Сузунском районе Новосибирской области и познакомили с руководителями из преподавательского состава. Руководителем нашей группы была назначена аспирантка кафедры высшей математики Палкина Валентина Ивановна. Условия жизни на селе были, как у военнослужащих в Казарме, и работа называлась «Битва за урожай».

Как и в училище, в институте Министерство обороны нас не забыло, образовав военную кафедру; из нас будут готовить командиров взводов инженерных войск. Я не хотел и не поменял морские погоны на сухопутные, но обучался новой военной специальности с огромным желанием из-за перечня получаемых знаний:

- управление и политическая работа во взводе;

- устройство и практическая стрельба из боевого оружия (пулемет, автомат, карабин, пистолет);

- строительство временных защитных сооружений;

- установка и снятие минных полей;

- устройство и практическое управление всеми видами инженерной техники (легковые и грузовые автомашины, траншеекопатели и бульдозеры, бурмашины и автокраны, пилорамы и мотопила «Дружба»);

- форсирование рек – это расчёт, техническое обеспечение и организация мостовой, понтонной, паромной и ледовой переправы.

Практически всем этим овладевали на сборах, входящих в учебную программу, при войсковых частях.

 

ПЕРВЫЕ СБОРЫ, 1957 ГОД

Первую практику прошли при очередной «Битве за урожай» в той же Рождественке Сузунского района. Вместо уборки зерновых нам поручили строительство временных зимников для молодняка.

24 студента, в том числе две девушки, без механизации, если не считать грузовую бортовую машину. Под руководством офицера нашей военной кафедры Григория Ивановича Беланова построили два зимника 60х8 метров каждый:

- стены – двухрядный плетень, забитый соломой;

- опоры и прогоны – сосновые бревна;

- крыша – берёзовый накат, несущий слой хвороста с толстым слоем соломы.

Опорами, прогонами, накатом, хворостом нас обеспечил рядом стоящий лес; солому возили с полей.

Фотографии зафиксировали наш трудовой подвиг.

 

ПОЕЗДКА НА ПРАКТИКУ В ГОРОД ХАБАРОВСК, 1958 ГОД

 

Эта поездка не по программе военной кафедры института, но мне удалось многое узнать о юго-восточных рубежах нашей страны.

Работал на пассажирском теплоходе «Ерофей Хабаров», курсирующий между городами Хабаровск – Николаевск-на-Амуре; это 930 километров по реке.

Несмотря на то, что мы с китайцами «Братья на век», государственная граница бдительно охраняется: днём по рынку в Хабаровске китайцы ходят толпами, но к вечеру все они дома в Китае, - из-за чёткой работы пограничников.

По Амуру беспрепятственно ходят не только китайские суда, но и японские лесовозы; при встрече суда приветствуют друг друга не только по правилам международной лоции, но и уважительным человеческим поклоном головы.

Два месяца пробыл на Амуре и никаких пограничных инцидентов.

 

ВТОРЫЕ СБОРЫ, 1959 ГОД

Сборы проходили в войсковой части в Юрге[22] Кемеровской области в летнем лагере на берегу реки Томь.

Нас, студентов судомеханического факультета, привезли в часть, переодели в солдатскую. Но от нефлотских погон я отказался категорически, и первое время ходил в солдатской форме без погон, о чём свидетельствуют два снимка:

- фото на странице - я в первом ряду, первый;

- фото на странице - я замученный сижу в центре.

Замученный потому, что снова обострился гастрит, второй раз; первый – мучил меня на пароходе «Таксировщик».

С нами от военной кафедры института приехал полковник с целью практически показать организацию боя. Он разделил нас на две группы с постановкой задач каждой:

- малочисленной группе под кодовым названием «Зелёные» - создавать препятствия наступающим (установка минных полей, заражение местности, разрушение мостов и прочее);

- основная группа обеспечивает успешное наступательное продвижение, устраняя препятствия.

В наше время было принято начало боевых действий извещать имитацией атомного взрыва. Эта работа была проделана «Зелёными», но у них взрыв не получился – имитационное устройство вместо строгого вертикального подъёма из шахты пошло горизонтально и спалило колхозное поле овса. Председатель колхоза нашёл организатора этого поджога и пригрозил судом. В результате переговоров сошлись на том, что наш полковник построит колхозу мост через безыменную речушку. Моста через речушку никогда не было, а был настил, требующий ежегодного восстановления после пропуска паводковых вод. Эту работу поручили выполнять нашему взводу под моим непосредственным руководством. Теоретически нам в институте об этом говорили – теперь надо делать практически.

Начали с определения максимального пропуска воды в весенний период. Подмытые берега дали нам ширину и глубину ожидаемого потока. Получилось, что укладка бетонных водопропускных труб будет недостаточна, - надо строить трёхпролётный низководный мост длиной 16 метров и шириной не менее трёх метров.

По нашей заявке было поставлено всё – и материалы, и техник.

Работа началась:

- старый настил через речушку «Зелёные» убрали взрывным способом;

- рядом с будущим мостом временно мостоукладчик положил съёмную ферму моста;

- на пилораме подготовили детали моста;

- работали всем взводом вместе с «Зелёными» полный световой день.

На шестой день к обеду работы были завершены.

Первым работу принял наш полковник; он дал команду мостоукладчику забрать съёмную ферму моста через речушку. И когда водитель мостоукладчика взял ферму, полковник приказал ему приказал ему проехать по новому мосту, а мне дал команду: «Марш под мост!»[23]

Я, прежде чем идти под мост, попросил водителя мостоукладчика прокатиться по мосту на большой скорости и без остановки, так как вес этой машины вместе с фермой более 30-ти тонн.

Полковник отменил свою команду в отношении меня, но я был рядом с мостом, и убедился, что работали не зря.

В это время подъехал председатель колхоза на своём автомобиле «Москвич - 401». Он не видел, как по мосту прошла тяжёлая машина, поэтому сначала проверил прочность моста своими ногами, а потом по мосту подъехал к нам; поблагодарил нас за выполненную работу, а о своём поле даже не вспомнил.

Полковник готов был отправить нас на отдых, но завтра начнутся основные боевые действия, а наши «Зелёные» по сценарию нашего полковника заминировали дороги; мины надо было срочно убрать.

В часть вернулись затемно после разминирования дорог; ко мне законное требование солдат: «Организуй ужин». Походная кухня стояла у палатки «Зелёных». Выделяю своих солдат, и они скрытно эту кухню перетаскивают к себе. Это обидело наших «противников», и они разорвали бетонную водопропускную трубу под дорогой. К утру дорогу восстановили.

В воинской части командиры знали, что боевыми действиями будет руководить генерал-майор из СибВО, а в части один в форме солдата и без погон. Интенданту команда – срочно найти морские погоны, и он нашёл погоны технической службы ВМС. Я нацепил эти погоны на солдатскую гимнастерку. Утром следующего дня сигнал общего построения вместе с нашим взводом. Построились, и генерал-майор начал обход строя; дошёл до нашего взвода и увидел мои погоны. «А это что за маскарад?» - спросил он своего сопровожатого. – «Всё, что могли,» - ответил тот. – «Посмотрим, что моряки умеют делать на суше», - сказал генерал-майор и пошёл дальше. После построения все разошлись по своим рабочим местам, а наш взвод студентов остался в резерве, чтобы не мешали.

И началось!..

Мы увидели сигнал к началу боевых действий - это имитация атомного взрыва (то, что у нас не получилось). Грохот от взрывов и работы тяжёлой техники не смолкал сутки.

Учения окончились общим построением. Генерал-майор поздравил с успешным окончанием, особо отметил инженерные подразделения, упомянул и нами построенный мост.

После учений у нас начались солдатские будни: строевые занятия, управление техникой, стрельбы.

 

ТРЕТЬИ СБОРЫ, 1960 ГОД

Очередная встреча с офицерами СибВО произошла на государственном экзамене. Было официально объявлено, что того, кто не сдаст экзамен по спец. предмету, к защите дипломной работы не допустят. Пошёл сдавать самым последним. Захожу и вижу, что в экзаменационной комиссии наших офицеров нет, докладываю:

- Товарищ подполковник, студент Хатунцев для сдачи экзамена прибыл.

- Не студент, - поправил меня подполковник, - а лейтенант; бери билет!

Взял билет и пошёл готовиться. Ответы на вопросы знал, но меня тревожила одна мысль: сдам – прощай военно-морской флот.

Сижу, читаю вопросы в билете, подходит майор и спрашивает:

- Помочь?

Но нам не дал поговорить подполковник призывом к ответу.

Вместо формального опроса по билету произошла доверительная беседа о проблемах и новинках в инженерных войсках.

- Нами разработан и изготовлен первый образец, - говорит подполковник, - подземного убежища штаба полка. Вопрос: потребное количество грузового транспорта для доставки бетонных конструкций к месту установки.

Я подумал и ответил:

- Вот и ошибся на одну машину, - подсказал мне подполковник и предложил, - не возражаешь, если поставим оценку «хорошо»?

- Возражений нет, - ответил я, потому что знал, на диплом с отличием не тяну, а к защите дипломной работы буду допущен.

После защиты дипломной работы нам предстояло пройти в воинских частях месячные сборы и получить офицерское звание. На этот раз нас направили на берег реки Бия рядом с городом Бийск Алтайского края.

Мне было предложено дублировать капитана командира роты.

С первых дней командир роты не поручал мне самостоятельной работы, а быть при нём тенью мне не хотелось. Начал искать причины, чтобы уйти из под его опеки, и вспомнил о своем гастрите. Обратился к командиру части, и он разрешил мне принимать пищу в Бийске.

Утром на автобусе уезжаю в Бийск. Завтракаю и вечером возвращаюсь в часть, так как от завтрака до обеда промежуток времени небольшой и ужин тоже рядом; настроение у меня поднялось, о чём свидетельствует снимок, а командиру роты это не понравилось, и мы договорились, что я буду два раза в неделю проводить с личным составом роты политические занятия.

Если на первом занятии все спали, то уже на втором – все говорили, потому что каждому разрешал говорить своё мнение относительно рассматриваемого вопроса.

Месяц прошёл без особых событий, если не считать покупку мною билетов на поезд из Бийска в Новосибирск на всю нашу команду.

Отправил меня за билетами наш институтский майор Айзенман. Я попросил второго человека, но он не дал, мотивируя тем, что вдвоём загуляем и не вернёмся своевременно.

Я переоделся в студенческую одежду (вельветовая куртка, брюки, ботинки) и поехал.

На вокзале купил 56 билетов:


Аминин Г.В.

Антонов Ю.В.

Балашов А.А.

Бекетов А.И.

Биссенек А.А.

Боков В.С.

Борисов В.В.

Бреев А.И.

Варблас Э.А.

Воблый В.Д.

Володарский С.П.

Гаврилов В.А.

Горбачёв В.А.

Дробжев Ю.П.

Евсюков Ю.М.

Зубенин С.А.

Калямин Б.П.

Кислицин А.Г.

Клопотной А.Е.

Кожевников В.А.

Колтунов В.Л.

Круглов В.М.

Кузнецов А.Б.

Курлов В.Л.

Лавров С.М.

Логойдо Ю.М.

Лукиных О.Л.

Малых Ю.Н.

Меньшиков В.А.

Мотин Э.А.

Наместников Ю.Д.

Ненахов В.Я.

Петухов В.С.

Плотников В.А.

Попков П.И.

Путилов Э.П.

Рожков В.Е.

Самцов О.М.

Сафронов А.С.

Семёнов Г.К.

Симин В.М.

Суборнов В.Г.

Трубицин А.А.

Туманик А.П.

Фионов Э.Н.

Фурсов Н.И.

Хатеев О.Г.

Хатунцев А.П.

Чехович Ю.В.

Чурсин В.П.

Шайдоров Н.А.

Шалимов А.В.

Шамшин В.Г.

Шевёлкин А.Ф.

Шушков Ю.И.

Рыжков В.Е.


 

Билеты положил в левый карман, оставшиеся 300 рублей (это ещё старыми) – в правый нагрудный карман куртки.

Не знал я, что ещё у кассы на меня положили глаз два вора: один «коротышка» лет сорока, а другой «громила» такого же возраста.

При посадке в автобус они у двери автобуса организовали «пробку», и «коротышка» рванул мой правый карман вместе с деньгами. Успеваю ухватить «коротышку» за руку, но он успел передать деньги «громиле», и сам влез за ним в автобус, стал на первой ступеньке и не даёт мне войти. Я ухватился за закрывающиеся створки двери, и автобус поехал.

Я кричу: «Люди, он украл у меня деньги; остановите автобус».

Люди не реагируют, но автобус остановился, двери распахнулись, «громила» выталкивает из автобуса «коротышку» вместе со мной. «Коротышка» убегает, я за ним; догнал и схватил его за плечо, он резко развернулся и упал. Я на мгновенье остановился, и вдруг…в глазах потемнело, и я потерял сознание.

Очнулся. Лежу один. Вокруг меня никого нет, и нет денег, а есть все билеты в левом кармане и нестерпимая боль в левом боку со спины. Это, вероятно, поработал «громила».

Встал и неровной походкой пошёл к вокзалу. Меня встретила наша выпускница Тоня Токмакова (она приехала встретить своего парня). «А чего это ты, - спросила она меня, - такой потрёпанный и лицом бело-зелёный?»

- «Да вот на всех взял билеты, а в часть попасть не могу», - ответил я.

- «Это мы мигом», - сказала она и остановила такси. Таксист привез нас в часть. Я доложил майору обо всём, что случилось; майор попросил меня не рассказывать об этом другим и рассчитался с таксистом.

Но наши парни об этом узнали от Тони – она подслушала мой разговор с таксистом. Таксист мне сказал, что я счастливчик, и могло быть хуже, так как Бийск – это город, кишащий бывшими и тянущими свой срок.

Вскоре все 55 парней были на вокзале в поисках моих обидчиков, но они нас не ждали.

Если бы я их увидел, то не сказал бы своим парням из-за того, что нас 56, а их двое – это для них был бы конец из-за 300 рублей.

В Новосибирске всем выписали военные билеты с указанием воинского звания и военно-учётной специальности кроме Сергея Зубенина и меня, так как наши билеты были у нас в кармане с отметкой о снятии с учёта в Новосибирске ещё до этих сборов.

Все разъехались по своим рабочим местам, а меня наш майор поместил в лазарет с целью определения нанесённого ущерба моему здоровью бийскими ворами. В лазарете случайная встреча с Сергеем Ивановичем Захаровым чуть не привела меня на обогатительный комплекс урановых руд в Красноярской области – он искал себе замену.

При распределении молодых специалистов в институте я дал слово, что отрабатывать положенных 3 года буду в Иртышском пароходстве.

В сентябре 1960 года приступил к исполнению своих гражданских обязанностей в Бассейновом Управлении Путей Иртышского пароходства в городе Омске.

С точностью до минуты отработал в Иртышском пароходстве 3 года и уехал в Магнитогорск.

 

 

ТРЕТЬЯ ПРИСТАНЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: