Реализация функций языка в речи.




Язык и речь

В предыдущих лекциях была дана характеристика языка как особой системы знаков — языковых единиц, образующихся, изменяющихся и сочетающихся по определенным правилам. Иначе говоря, языковая система представляет собой сложнейший структурный механизм, предназначенный для выражения мыслей, волевых импульсов и чувств, т. е. для общения людей. Однако, чтобы этот механизм привести в действие, чтобы общение осуществилось, необходимы определенные усилия общающихся.

Языковая система реализуется в процессе ее функционирования, т. е. в языкопользовании, в речи.

Речь — это деятельность людей, использующих средства языка для общения, для передачи определенной информации, для побуждения к действию и т. п. Речь, как правило, служит составной частью трудовой, познавательной, бытовой и иных видов деятельности человека.

По речи — устной и письменной — судят о степени владения языком, а также об интеллектуальном развитии человека. Свойства, признаки речи легче всего выявляются в сопоставлении со свойствами языковой системы.

Язык — знаковая система, одно из средств общения (коммуникации), речь же — само общение. Язык — абстрактная система, речь же материальна, она воспринимается слухом и зрением. Речь — это реализация языка: язык проявляет себя только в речи. Язык дискретен (прерывист) в своих единицах, речь же стремится к слиянию своих единиц в речевом потоке — в тексте.

Язык есть иерархическая, уровневая структура, речь же развертывается линейно, т. е. представляет собой последовательность слов, предложений. Речь зависит от жизненных ситуаций и может быть оценена с точки зрения истинности и ложности. Она всегда преднамеренно направлена к какой- то цели, языку же это не свойственно. Язык статичен, речь динамична. Речь вариативна, вызывается потребностями жизни, зависит от коммуникативной целесообразности, которая и определяет выбор тех или иных языковых средств.

При всех различиях речь неотделима от языка. Так, Л. В. Щерба не считал возможным отрывать от системы язы­ка речевую деятельность (говорение и понимание) и языковой материал (совокупность всего говоримого и понимаемого).

Нередко используется термин речевая деятельность, подчеркивающий тот факт, что речь — процесс, в котором могут быть выделены отдельные его элементы — речевые действия. В этом смысле можно говорить о быстрой речи и медленной, громкой и тихой, взволнованной и спокойной, почтительной и насмешливой и т. п.

Если речевая деятельность — понятие абстрактное, обобщенное, то речевое действие — понятие конкретное, связанное с конкретной ситуацией и обладающее законченностью.

Термин «речь» шире термина «речевая деятельность» в том смысле, что под речью понимают не только процесс, но и результат: текст, созданный в речевой деятельности (в речевом действии), также называется речью. Поэтому правомерны такие сочетания: речь деловая, речь художественная, речь содержательная, речь правильная, анализ устной речи учащихся и т. п.

Нередко бывает, что человек, хорошо знающий большое количество слов и заучивший все правила грамматики, тем не менее, речью владеет плохо, так как речь его не развита: средства языка не активизированы, механизмы речи не освоены. Последние усваиваются только в практической деятельности, т. е. в речи, в коммуникации. Это механизмы восприятия речи (аудирования), выражения собственных мыслей — говорения, механизмы чтения — восприятия графически зафиксированной чужой речи и письма — выражения мысли с помощью графических знаков.

 

Реализация функций языка в речи.

Общие функции языка в процессе коммуникации в речи часто сочетаются друг с другом, так как общение нередко требует выражения не только мысли, но и эмоций, и воли. Примером такого сочетания могут служить многие газетные тексты.

Вместе с тем общие функции языка в речи конкретизируются в зависимости от определенных задач общения и обстоятельств, его сопровождающих. Особенно это относится к функции общения: речь произнесенная или записанная служит средством организации совместного труда в коллективе, средством коммуникации в обществе, в стране, наконец, средством связи поколений.

В одних случаях (на производстве, в быту), при непосредственном общении людей, речь представляет собой двусторонний или многосторонний процесс: она предполагает коммуникатора, т. е. того, кто говорит или пишет, и перципиента — лицо, воспринимающее речь. При этом в процессе коммуникации роли могут постоянно меняться.

Соответственно различаются в речи диалог, монолог, а также внутренние монологи и диалоги.

В других случаях, при отсутствии обратной связи, речь выступает в функции сообщения (односторонний акт) и в функции сохранения информации: ср., например, ведение протокола и протокол, который хранится в архиве.

Необходимо отметить и функцию выражения м ы с л и: в речи — устной, письменной или внутренней — мысль не только формулируется, но и формируется. В функции выражения мысли речь занимает огромное место в жизни человека: человек мыслит всегда, за исключением глубокого сна.

С функцией выражения мысли связана еще одна функция речи — познавательная. В сущности, все человеческое познание заключено в речевые формы: книги, журналы, другие записи, устные доклады и лекции. Учебная деятельность — это чтение, записи, пересказы, сообщения, т. е. также виды речевой деятельности. Сами понятия изучаемых наук, как правило, обозначаются языковыми единицами — словами и словосочетаниями.

Наконец, выделяется еще одна функция речи — планирующая, регулятивная: человек устно, письменно или мысленно планирует свои действия, анализирует и оценивает поступки свои и других людей.

Закономерности речи и ее функции не зависят от национальных особенностей языков, от социального положения общающихся: они универсальны.

 

Речь и мышление

 

В большинстве речевых функций проявляется теснейшая связь речи и мысли. Речь неотделима от мысли: «...речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» (Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.; Л., 1934. — С. 311).

Очень важен переход с мыслительного кода на языковой.

В отвлеченном речевом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Знание слов, обозначающих понятия, помогает человеку оперировать этими понятиями, т. е. мыслить. Овладение языковыми средствами: необходимым запасом слов и грамматических форм, механизма­ми словоизменения и словосочетания — создает предпосылки для дальнейшего усложнения познавательной деятельности, для развития мышления.

Известный психолог Н.И.Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания — информационный материал мышления; только наличие богатого, разнообразного, личностно и социально значимого содержания может обеспечить успешное развитие и мышления, и речи человека.

Отождествление мышления и речи неправомерно. В каких-то отношениях мышление шире, чем речь, оно опирается не только на язык. Наряду с понятийным, логическим, речевым мышлением различают практическое, конкретно­действенное и наглядно-образное мышление. Мыслительные коды (пока) защищены от постороннего вторжения, которое могло бы угрожать субъекту.

Но в каких-то отношениях и речь шире мышления: она вариативна, она передает не только понятийное содержание, но и эмоции; она обладает выразительностью, достигаемой с помощью интонаций, пауз и пр.; она стилистически окрашена и социально дифференцирована — различаются литературная речь, жаргоны, просторечие, диалекты.

Работа мысли, усложняясь в связи с наблюдениями и другими видами познавательной деятельности, требует обогащения и усложнения речи: иными словами, мыслительная работа стимулирует речь. Но и обогащение речи, усвоение новых средств языка в свою очередь оказывает положительное воздействие на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает человек, наполнялись реальным содержанием. Это обеспечивает связь мышления и речи. Например, ученик начальных классов употребляет в пересказе прочитанного слова зимородок, трясогузка. Он никогда не видел этих птиц, не знает их признаков, понятия не сформированы в его сознании, однако он бойко называет этих птиц в своем рассказе, не делая при этом никаких языковых ошибок. К.Д. Ушинский, называвший такие слова «словами-пустышками», считал все же, что такое «опережающее» усвоение слов полезно, так как оно вынуждает ребенка рано или поздно усвоить и понятие — наполнить слово содержанием. С этим мнением можно согласиться, не забывая, однако, и такого предупреждения И.П.Павлова: «Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы должны постоянно помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми...» (Павлов И.П. Условный рефлекс // Избр. труды. — М., 1954. — С. 325).

В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Иными словами, наблюдается обратное воздействие речи на мышление. Языковое оформление мысли на этапах подготовки к речевому высказыванию способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Этому способствуют отработанные, отшлифованные многими поколениями формы языка — синтаксические структуры, морфологические формы, словообразовательные модели, стилистические фигуры. Поэтому языковое выражение мысли рассматривается не только как упорядочивание, структурирование аморфной мысли, но и как средство умственного развития.

 

Внутренняя речь

 

В соответствии с функциями и механизмами речи различается речь внешняя и внутренняя.

Внутренняя речь, или мысленная, — это языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного.

Как правило, она монологична. Она протекает с большей скоростью, чем внешняя, материализованная речь. Она имеет разные степени языковой оформленности в зависимости от ее цели. Так, подготавливая на уровне внутренней речи, т. е. «про себя», предложение для записи, мы строим его строго по правилам грамматики, используя различные конструкции, например придаточные предложения, обособленные второстепенные члены, выверяем правильность падежных окончаний, личных окончаний глагола, используем все необходимые предлоги, союзы, иногда даже намечаем знаки препинания.

Однако, просто обдумывая свои действия, без намерения их описать, размышляя, предаваясь воспоминаниям, без намерения высказывания, мы не придерживаемся столь строго правил языка, и в нашей внутренней речи большую роль играют образы и схемы, представления окружающего мира, выполняющие, подобно словам, роль знаков.

Глубинные структуры внутренней речи все более утрачивают вербальные формы. Существует гипотеза, согласно которой на самых глубоких уровнях код внутренней, мыслительной речи почти полностью утрачивает черты национального языка, становится по преимуществу интернациональным.

В жизни современного человека внутренняя речь играет весьма важную роль как средство теоретической, познавательной деятельности: человек «про себя» обобщает и осмысливает информацию, постоянно через рецепторы поступающую из внешнего мира, «про себя» читает и перерабатывает почерпнутые из книг сведения, «про себя» решает задачи, принимает решения и пр.

Поскольку внутренняя речь предназначена только для самого себя и сам мыслящий субъект понимает себя буквально с полуслова, она фрагментарна, отрывочна, очень динамична, лишена строгой грамматической оформленности. Из-за этого, кстати, происходят известные каждому учителю ситуации: ученик уверен, что он знает материал урока, потому что на уровне своей внутренней речи он сам себя понимает: он действительно уловил некоторые связи в изучаемой теме. Но рассказать этот материал связно, последовательно, как этого требуют условия урока, он не может из-за разрыва между внутренней речью и внешней, устной. Ученику ясна логика его мысли, но он плохо оформляет ее во внешней речи, и его ответ оказывается неполным, бессвязным, недостаточным, трудно понимаемым.

Поскольку внутренняя речь трудно поддается исследованию, уместно будет назвать научные методы. Простейший метод, доступный каждому, — самонаблюдение, которое может быть массово организованным, под руководством специалиста. Второй метод — исследование речевых ошибок говорящего, пишущего, наборщика на линотипе или компьютере и т.п. Третий метод — построение гипотез, моделирование изучаемых процессов и последующая проверка гипотез. Тем не менее, достоверных, точных сведений о механизмах и кодах внутренней речи пока, к счастью, немного. Что, впрочем, не мешает некоторым рекомендациям: тренировать память, механизмы выбора слов, последовательного, логичного мышления, решения нестандартных задач, шлифовки, совершенствования структур внутренней речи.

 

Внешняя речь

Этот вид речи легко доступен исследованию, предназначен преимущественно «для других», для восприятия и понимания. Поэтому она имеет обширную шкалу степеней качества: от ситуативной, необработанной до произведений куль­туры и искусства.

Внешняя речь классифицируется по своим признакам и целям на устную и письме нн у ю, монологическую и диалогическую, имеют место разные стили речи, из которых составляются тексты, различающиеся по жанрам, по ритмической организации, они делятся на стихи и прозу и т. п.

По механизмам, способам кодирования устная речь подразделяется на:

1) говорение, т. е. отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию;

2) слушание (аудирование), т. е. восприятие акустических речевых сигналов и их понимание.

Письменная речь включает в себя:

3) письмо, т. е. «зашифровку» речевых сигналов с помощью комплексов графических знаков;

4) чтение, т. е. «расшифровку» графических знаков, их комплексов и понимание их значений.

Во всех видах перекодирования процесс ориентирован на фонемы в их различительной функции, а в механизмах письма и чтения учитывается фонематический принцип русской графики.

При говорении мысль говорящего кодируется с помощью акустических комплексов — звучащих слов, словосочетаний, предложений. При этом должны строго соблюдаться фонетические и орфоэпические правила.

При слушании (аудировании) происходит обратный процесс: воспринятые собеседником акустические комплексы декодируются с учетом хорошо известных ему правил, переводятся в смысловые, знаковые единицы — в слова, и происходит понимание воспринятой речи.

Аналогичные процессы перевода содержания мысли, выраженного в языковых формах, на условные письменные, графические знаки происходят при чтении и письме. При­чем как при чтении, так и при письме устная, произносимая, акустическая стадия не является обязательной и может быть пропущена (и почти всегда опускается, взрослыми людьми): при чтении «про себя» комплексы графических знаков, обозначающие слова, их формы и связи переводятся непосредственно в мыслительные единицы, в понятия и представления, образы и схемы и читающий усваивает содержание текста. У опытного писца мысленная речь сразу, минуя акустическую стадию, кодируется с помощью графических знаков, причем этот процесс находится под контролем сознания и в случае затруднения может быть проверен с помощью правил. Языковое, грамматическое, графическое и орфографическое оформление речи происходит на внутреннем уровне, без проговаривания.

Нетрудно заметить, что в рассмотренных четырех видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении — наиболее важным является достижение конечной цели общения — передачи значений, содержания речи. Эта же цель достигается не только в непосредственном общении, но и тогда, когда речь выполняет познавательную функцию, функцию сохранения информации, связи между поколениями и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: