Карта урока
Класс: 4 «Г» Дата: 13.05.2020 г.
Предмет: Русский язык Учитель: Кожухова Марина Григорьевна
Тема: Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь».
Цели: повторить понятия лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы; развивать умения объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов, подбирать к словам синонимы и антонимы; умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Ход урока
I. Организационный момент. Откройте тетрадь. Запишите число.
Тринадцатое мая
II. Проверка домашнего задания упр. 273
— Дайте характеристику каждого предложения. (Первое предложение повествовательное, восклицательное; второе — вопросительное, невосклицательное, третье — повествовательное, невосклицательное.)
— Как вы разобрали по составу слово сосчитаешь?
— Подберите синоним к слову видимо-невидимо.
III. Актуализация знаний. Работа по теме урока. Работа по учебнику
Упр. 274 (с. 128). (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
Повторяем правила!!!
Сочетание букв только тогда называется словом, когда оно имеет значение.
Лексика – словарный состав языка (все слова русского языка).
Лексическое значение – то, что обозначает слово.
Прямое значение – прямо указывает на предмет, признак действие - золотое кольцо, костёр горит.
Переносное значение – переносит часть прямого значения на другой предмет, признак, действие по какому-либо сходству - золотые руки,звёзды горят.
Толковый словарь объясняет значения слов.
однозначные слова | многозначные слова |
имеют одно лексическое значение | имеют два или несколько лексических значений |
Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. | Игла – 1. швейная игла, 2. хвойная иголка, 3. медицинская игла |
синонимы | слова, которые произносятся по-разному, но одинаковые или близкие по значению | крошечный, маленький, миниатюрный, небольшой |
антонимы | слова, противоположные по значению | глубоко – мелко далекий - близкий |
омонимы | слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение | Лук – огородное растение. Лук – оружие для метания стрел. |
устаревшие слова | слова, вышедшие из употребления | чело, око, уста, перст, ветрило |
новые слова | слова, недавно вошедшие в русский язык | компьютер, джойстик, скайп |
фразеологизмы | устойчивые сочетания слов в переносном значении | повесить нос, капля в море, во весь дух, заруби себе на носу |
— Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
— Объясните значение указанных фразеологизмов. (За тридевять земель — очень далеко, на краю света. Сломя голову — стремительно, опрометью, во весь дух, изо всех сил. Развязался язык — кто-либо вдруг начинает много, безостановочно говорить, становится болтливым.)
Упр. 275 (с. 128).устно
— Прочитайте название текста. Кто такие голавль и трясогузка? (Голавль —рыба, а трясогузка — птица.)
— Прочитайте текст.
— Какие фразеологизмы встретились в тексте? Объясните их значение. (Таращить глаза — глаз не оторвать, пристально смотреть. Воды в рот набрал — будто онемел, лишился способности говорить (обупорном молчании, о нежелании говорить).)
IV. Физкультминутка
- Работа по учебнику
Упр. 278 (с. 129).
Рассказ об И.И. Шишкине
Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 г. в городе Елабуге в купеческой семье.
В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.
В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств.
Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за работу «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».
Вскоре И.И. Шишкину было присуждено звание академика. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Были созданы картины «Рубка леса», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» и многие другие.
Шишкин активно работал на пленэре, нередко совершал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок, на этих экспозициях.
Умер И. И. Шишкин 20 марта 1898 г. в Петербурге.
— Рассмотрите картину в «Картинной галерее» учебника
— Прочитайте текст.
(Работа по вопросам упражнения.)
V. Продолжение работы по теме урока Составьте свой текст - сочинение по картине Шишкина «Рожь»
(Написание сочинения на черновике.)