V. Продолжение работы по теме урока Составьте свой текст - сочинение по картине Шишкина «Рожь»




Карта урока

Класс: 4 «Г» Дата: 13.05.2020 г.

Предмет: Русский язык Учитель: Кожухова Марина Григорьевна

Тема: Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь».

Цели: повторить понятия лексическое значение слова, однознач­ные и многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы; развивать умения объяснять лексическое значение слов и фразео­логизмов, подбирать к словам синонимы и антонимы; умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Ход урока

I. Организационный момент. Откройте тетрадь. Запишите число.

Тринадцатое мая

II. Проверка домашнего задания упр. 273

— Дайте характеристику каждого предложения. (Первое пред­ложение повествовательное, восклицательное; второево­просительное, невосклицательное, третье — повествователь­ное, невосклицательное.)

Как вы разобрали по составу слово сосчитаешь?

Подберите синоним к слову видимо-невидимо.

III. Актуализация знаний. Работа по теме урока. Работа по учебнику

Упр. 274 (с. 128). (Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Повторяем правила!!!
Сочетание букв только тогда называется словом, когда оно имеет значение.
Лексика – словарный состав языка (все слова русского языка).
Лексическое значение – то, что обозначает слово.
Прямое значение – прямо указывает на предмет, признак действие - золотое кольцо, костёр горит.
Переносное значение – переносит часть прямого значения на другой предмет, признак, действие по какому-либо сходству - золотые руки,звёзды горят.

Толковый словарь объясняет значения слов.

однозначные слова многозначные слова
имеют одно лексическое значение имеют два или несколько лексических значений
Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. Игла – 1. швейная игла, 2. хвойная иголка, 3. медицинская игла

 

синонимы слова, которые произносятся по-разному, но одинаковые или близкие по значению крошечный, маленький, миниатюрный, небольшой
антонимы слова, противоположные по значению глубоко – мелко далекий - близкий
омонимы слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение Лук – огородное растение. Лук – оружие для метания стрел.
устаревшие слова слова, вышедшие из употребления чело, око, уста, перст, ветрило
новые слова слова, недавно вошедшие в русский язык компьютер, джойстик, скайп
фразеологизмы устойчивые сочетания слов в переносном значении повесить нос, капля в море, во весь дух, заруби себе на носу

 

— Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В тол­ковом словаре.)

— Объясните значение указанных фразеологизмов. (За три­девять земельочень далеко, на краю света. Сломя голову — стремительно, опрометью, во весь дух, изо всех сил. Развя­зался языккто-либо вдруг начинает много, безостановочно говорить, становится болтливым.)

Упр. 275 (с. 128).устно

Прочитайте название текста. Кто такие голавль и трясогуз­ка? (Голавль —рыба, а трясогузкаптица.)

Прочитайте текст.

— Какие фразеологизмы встретились в тексте? Объясните их значение. (Таращить глаза — глаз не оторвать, пристально смотреть. Воды в рот набрал — будто онемел, лишился спо­собности говорить (обупорном молчании, о нежелании гово­рить).)

 

IV. Физкультминутка

  1. Работа по учебнику

Упр. 278 (с. 129).

Рассказ об И.И. Шишкине

Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 г. в городе Елабуге в купеческой семье.

В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.

В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живо­писи, ваяния и зодчества. После окончания курса талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств.

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пей­зажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за работу «Вид в ок­рестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Вскоре И.И. Шишкину было присуждено звание академика. С этого времени начался наиболее плодотворный период твор­чества живописца. Были созданы картины «Рубка леса», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Кора­бельная роща» и многие другие.

Шишкин активно работал на пленэре, нередко совершал с ху­дожественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения — сначала в академии, а потом, по­сле того как было учреждено Товарищество передвижных худо­жественных выставок, на этих экспозициях.

Умер И. И. Шишкин 20 марта 1898 г. в Петербурге.

— Рассмотрите картину в «Картинной галерее» учебника

— Прочитайте текст.

(Работа по вопросам упражнения.)

V. Продолжение работы по теме урока Составьте свой текст - сочинение по картине Шишкина «Рожь»

(Написание сочинения на черновике.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: