Лекция № 5
РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Три уровня регуляции поведения человека:
1. Личностный уровень регуляции определяется структурой потребностей, мотивов и ценностных ориентаций человека.
2. Групповой уровень регуляции реализуется малой группой посредством ролей и статусов личности.
3. Социальный уровень регуляции поведения осуществляется обществом с помощью законов, норм, ценностей, обычаев, традиций.
Личностный уровень регуляции поведения
Диспозиции – это продукт столкновения потребностей и ситуации (условий деятельности), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены и закрепляются в личностной структуре в результате онтогенеза.
|
| ||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||
![]() | |||||||||||
|
Рис. Регуляция деятельности и поведения человека
Формула: Поведение человека определяется потребностями личности и ситуацией, формирующими диспозиции
Таблица. Диспозиционная регуляция поведения
Потребность | Диспозиция | Ситуация (условия деятельности) | |||
Витальные потребности (потребность в пище, воде и пр.) | ![]() | Предметная среда (например, прием пищи) | |||
Социальные потребности (включение в первичную группу) | Социальные установки
(attitude)
Поступок или привычное действие | Социальная среда (например, групповое общение) | |||
Сложные социальные потребности (включение в учебную или трудовую деятельность) | ![]() | Социальная деятельность (например, учение, труд) | |||
Высшие социальные потребности (включение в социальную среду и реализация индивидуальных и социальных ценностей) | Система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения
![]() | Социальная жизнедеятельность в целом (например, социальная ситуация в стране и в мире) |
Групповой уровень регуляции поведения
Регуляция поведения осуществляется в малой, средней или большой группе.
Именно в отношениях с другими людьми человек обретает статус и выполняет определенные роли, которые в значительной мере регулируют межличностное поведение.
Выделяют следующие функции социального статуса:
· регулятивная – способствует процессу коммуникации и взаимодействия людей с целью выработки общественно целесообразных линий совместного поведения;
· стратификационная – обеспечивает распределение людей по уровням и слоям социальной дифференциации общества и групп;
· нормативная – создает конкретный набор предписаний и установок ролевого поведения или алгоритм поведения;
· атрибутивная – фиксирует социально-профессиональную принадлежность человека, его место и роль в системе отношений;
· ориентирующая – позволяет человеку выделяться в системе социального поведения, отличать себя от других, в соответствии с этим определять устойчивые формы своего поведения;
· инструментальная – дает человеку возможность использовать свое социальное положение для решения житейских и профессиональных задач, но в пределах закрепленных за данным статусом возможностей, преимуществ и привилегий;
· идентифицирующая – обеспечивает отождествление индивида с определенным набором норм и предписаний, общественно заданных образцов поведения и через них с определенной социальной группой. Происходит сравнение личностного смысла человека с различными статусами и ролями.
Ролевой конфликт возникает в ситуации, когда индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями и оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
Выделяют конфликты трех типов:
· межролевые (интерролевые);
· внутриролевые (интрарoлевые);
· личностно-ролевые.