Социальный уровень регуляции поведения




Общество в ходе исторического развития выработало набор требований к поведению и деятельности любого своего члена. Поведение личности регламентируется социальными законами и нормами, корректируется сложившимися обычаями и традициями, стимулируется социальными ценностями.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Общениеэто взаимный и целенаправленный обмен информацией, эмоциональными состояниями и чувствами, действиями, личностным содержанием между членами группы. В процессе общения осуществляется взаимное влияние людей друг на друга.

При изучении психологии общения необходимо сосредоточиться на следующих проблемах:

1. Компоненты общения.

2. Сферы общения.

3. Механизмы общения.

4. Способы влияния.

5. Средства общения.

Компоненты общения согласно Г.М. Андреевой и Б.Д. Парыгину

Основные положения теоретической модели общения согласно теории Почебут Л.Г:

I. Общение основано на шести компонентах, являющихся равнозначными и крайне важными в современном обществе. Перечислим основные, согласно нашей концепции, компоненты общения:

Ø Информация – передача одним человеком информации другому без получения обратной связи;

Ø Коммуникация – обмен информационными сообщениями между людьми, получение обратной связи;

Ø Интеракция – взаимодействие между членами группы;

Ø Социальная перцепция – когнитивный процесс восприятия и понимания людьми друг друга;

Ø Трансакция – имплицитный эмоциональный процесс передачи одним человеком другому своих чувств, переживаний, психических состояний, получение обратной связи;

Ø Персоноакция – передача личностного содержания одним человеком другому и принятие им личностных свойств, ценностей, целей, опыта и жизненных принципов.

С этой точки зрения общение – это не треугольник, а куб, каждая сторона которого составляет определенный компонент общения

Шесть компонентов общения, согласно Л.Г. Почебут

II. Общение людей друг с другом осуществляется на уровне трех сфер сознания: общественного, индивидуального и сферы бессознательного. На сферу общественного сознания воздействуют, в основном, средства массовой информации, формируя общественно значимые ценности, определяя цели и направления развития общества, развивая социально значимые качества личности. Сфера индивидуального сознания связана с межличностным общением людей, а сфера бессознательного содержит эмоциональные, в большей степени неосознаваемые способы и средства общения.

III. Процесс общения осуществляется с помощью социально-психологических механизмов. Механизмами персоноакции являются взаимосвязанные феномены идентификации и персонификации. Интеракция, информация, коммуникация и социальная перцепция действуют, в основном, посредством механизмов рефлексии, аттракции, атрибуции. Трансакция основана на механизмах эмпатии и интуиции.

IV. Формирование личности в процессе общения осуществляется с помощью процессов социализации и индивидуализации.

V. В процессе общения осуществляется влияние людей друг на друга. Способами влияния являются убеждение, внушение, подражание, мода и заражение.

VI. В процессе общения люди используют вербальные, невербальные и паравербальные средства передачи информации и влияния друг на друга.

VII. Виды общения: монолог, диалог (деловая беседа), спор, дискуссия, полемика, публичное выступление, деловое совещание, деловые переговоры, переговоры при разрешении конфликта, межкультурное общение.

VIII. Структура процесса общения, по нашему мнению, представляет собой сложную систему психологических образований. В структуру мы органично включили:

ü компоненты общения;

ü механизмы общения;

ü способы влияния людей друг на друга в процессе общения;

ü средства общения.

ü процессы формирования личности посредством общения.

Эмпатия (гр. ampathia – сопереживание) – это способность понимать чувства и эмоции другого человека, вникать в них и переживать как свои собственные.

Интуиция (лат. intueri – пристально и внимательно смотреть) – это непосредственное познание без каких-либо доказательств, на которых опиралось бы данное знание.

Рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, понимает ли его другой человек.

Аттракция (анг. attraction – притягивать, привлекать) – это привлекательность партнеров, их привязанность друг к другу.

Атрибуция (от лат. attributum – присовокупление) – приписывание тех или иных характеристик (личностных черт, мотивов) другому человеку. Атрибуция является механизмом социальной перцепции.

Идентификация (от лат. identifico – отождествление) – перенос личностных или социальных свойств другого человека на самого себя, отождествление себя с ним.

Персонификация (от лат. persona – личность и facere – делать) перенесение своих личностных свойств на партнера по общению, приписывание ему таких же целей, установок, ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: