Преобладающие реакции поведения




С чего начать

Для начала необходимо определить породу будущего защитника.

Перед тем, как приобрести щенка возникает вопрос, из щенка какой породы можно воспитать надёжного защитника? При таком большом количестве различных пород, этот вопрос становится очень актуальным. Каждая порода хороша по-своему. Выбор конечно за Вами, но всё - таки хочу поделиться своим личным мнением. Лабрадоры, ньюфаундленды не подходят однозначно, безграничная любовь к людям делает из них идеальных спасателей и проводников незрячих, что и так по себе не мало, но бывает, что и эти собаки самоотверженно бросаются на защиту своего хозяина. Самая популярная в мире собака всегда была и остаётся немецкая овчарка. Эта порода зарекомендовала себя как собака универсал. При правильном воспитании из неё может получиться прекрасный телохранитель. Ротвейлер бесспорно идеальный защитник. Мастино практически всегда верно оценивает ситуацию. И довольно неплохо справляются с этой работой кавказские и среднеазиатские овчарки, казалось бы, собаки, которых используют, в основном для охраны частных жилищ прекрасно работают, сопровождая и оберегая своего хозяина. Подобрав, правильно породу и купив, щенка это ещё не значит, что у вас в доме растёт телохранитель. Чтобы это произошло, засучите рукава и приготовьтесь к долгой и планомерной работе по воспитанию щенка. Правильно воспитанный щенок это залог успеха в том, что, пройдя курс обучения, он станет надёжным защитником (телохранителем). Чем моложе собака, тем легче и быстрее она обучается. Часто бытующее мнение, что хорошенький щенок должен набраться разума, прежде чем обременять его лаской и упрёками, происходит от незнания и ошибочного отношения к животному. Поэтому воспитание должно начинаться буквально с первого дня, как у Вас появился щенок.

Вот и у вас в семье появилось пополнение – маленькое, ещё беззащитное существо. Ему всего семь недель, его только, только отняли от матери, и теперь вы стали ей заменой, приняв его в свою стаю, именно в стаю, т.к. собака воспринимает семью как стаю и кто в последствии будет в этой стаи, вожаком зависит только от вас. С каждым днём, по мере взросления, он всё больше и больше чувствует свою силу и если что - то ему не нравится, он начинает «показывать зубы», а в последствии может и укусить, претендуя на место вожака стаи (особенно это выражено у таких пород, как среднеазиатская и кавказская овчарки, ротвейлер, мастино – наполетано). Чтобы этого не произошло, не позволяйте щенку занять главенствующее положение, всегда ставьте его на «своё место». Добиваться этого нужно лаской, настойчивостью и если нужно где - то и наказанием. Возьмите себе за правило: всегда добиваться своего, ничего два раза не повторять, не наказывать без причины, быть справедливым. Каким же образом можно наказывать щенка? Во-первых, наказание не должно его запугать, во вторых наказывайте его только в момент проказы, так как через 5 минут после того как он нашкодил щенок просто не поймёт за что его наказывают. Один из самых безобидных способов наказания это газета, скрученная в трубочку. Представьте, Вы возвращаетесь домой с работы, открываете дверь, и застаёте своё милое создание грызущим Ваш любимый тапочек. Скрутите газету в трубочку и, подав команду «Нельзя» шлёпните его газетой, если после этого он ещё и огрызается, тогда примените «принцип вожака». Возьмите его за шкирку и, приподняв над землёй, повторите команду ещё раз, но в ещё более угрожающей интонации, поверьте, этого будет достаточно. В этой ситуации включается природный инстинкт, заложенный в каждой собаке - именно таким образом вожак стаи наказывает провинившихся малышей. Почему же мы используем команду «Нельзя» вместо «Фу»? Всё дело в том, что команда «Фу» является общепринятой, и в процессе дрессировки вызывает у собаки довольно сильное торможение, и если в момент атаки собаки, атакуемый подаст команду «Фу», то она может остановиться и прекратить атаку, что для собаки телохранителя недопустимо.

Ваш щенок, а в последствии взрослая собака, должна беспрепятственно отдавать кость и другую любую пищу своему хозяину. Это еще один пример проявления Вашего превосходства, если это произошло, Вы близки к пьедесталу «Вожака». Бывает ситуация, когда Вам по тем или иным причинам необходимо забрать кость у собаки (допустим, на косточке остались острые края, и Вы боитесь что она пораниться), начинаете протягивать руку, а она скалится, огрызается, пытается укусить. Если это происходит, то путь к пьедесталу «Вожака» будет долог и нелёгок. Конечно, проще дождаться, когда щенок догрызёт её, потеряет к ней интерес, и, успокоившись, опять станет ласковый и нежный, но это будет только до следующей косточки. Что бы добиться от щенка спокойного отношения к тому, что вы можете в любой момент забрать у него кость, и другую еду, нужно проделать следующее упражнение: Обмен косточками. Даёте щенку косточку и, выдержав небольшую паузу, подходите к нему, держа в руке ещё одну кость. Протяните кость щенку и, когда он потянется за ней, другой рукой заберите кость, которую он грыз, тем самым, произведя обмен. Так нужно проделать несколько раз, и в конце оставить кость щенку. Через несколько дней, после таких упражнений Вы свободно сможете подходить к щенку в тот момент, когда он ест. Теперь усложним упражнение, Вы должны будете производить обмен, уже не выпуская их из рук, и также в последствии оставить кость щенку. После этого упражнения Вы сможете свободно забирать у него еду. Но если после этих упражнений Ваш щенок продолжает огрызаться, нужно будет применить более жесткие приёмы и упражнения. В момент проявления агрессии щенка нужно прибегнуть к наказанию, используя туже газету. Проделывать это всё необходимо с уверенностью и без проявления страха.

Пытаться проявить своё превосходство щенок может даже в игре. Во время игры с Вами он может слегка порыкивать, огрызаться, пытаться Вас укусить, и всё это во время игры и на первый взгляд кажется безобидным. Но на самом деле именно в игре формируется характер будущей собаки. В данном случае также необходимо подавлять такие действия щенка, но подавлять необходимо также в виде игры.

Следующий этап, это налаживание контакта с Вашим щенком. Первый признак, что у Вас хороший контакт, это – желание щенка всегда следовать за Вами, стараться не выпускать хозяина из виду, подходить к Вам по первому требованию. Если всё соответствует перечисленным требованиям, то всё замечательно, если нет, то необходимо поработать над Вашей проблемой. Ваши отношения начинают завязываться с момента появления щенка в доме. Залог хорошего контакта это прогулки, продолжительные, и с постоянной сменой маршрутов. Но есть между Вами одна огромная проблема, непросто проблема, а стена, которая ни как не дает нормально формировать ваши отношения, это поводок, именно он не позволяет проявить себя ни той, ни другой стороне. Пока щенок маленький у него сильно развит инстинкт следования, поэтому прогулки с самого младшего возраста и без поводка являются залогом вашей крепкой дружбы. Со временем, при правильном воспитании этот инстинкт перерастает в желание сопровождать Вас всегда и везде. Чем же так «страшен» поводок? А Вы представьте картину, идёт по улице человек и ведёт на поводке месячного щенка, смешно? Не смешно, а очень печально, ведь он бедненький всячески изворачивается, пытается вырваться. А упорный хозяин продолжает «вести» его на привязи, и ещё что- то причитать, борясь с «неистовой силой» своего «гиганта». Вот это уже смешно. Запомните, прогулки на поводке порождены Вашей ленью, и страхом, что он убежит, попадёт под машину, и. т. д. и т. п. Всё это ерунда. Конечно же, легче смириться с проблемой и мирно сосуществовать. А может, стоит взять себя в руки и эту проблему просто отстегнуть? Хоть поводок сам по себе есть очень важный атрибут дрессировки, но прежде чем его использовать нужно, научиться, как правильно это делать.

 

 

Приучение щенка к поводку, ошейнику, а так же переход в свободное состояние, и улучшение контакта

между Вами и щенком.

Для начала приготовим: поводок, ошейник, лакомство (мелко нарезанный сыр, колбаса, или сухой корм), сумочку для лакомства и любимую игрушку. И проделаем следующее упражнение. Берём в одну руку ошейник, в другую (правую) лакомство, и, привлекая щенка лакомством, подзываем его к себе. Как только он подбежит, поощряем лакомством, поглаживаем и восклицанием «Хорошо», после чего опять переводим его в свободное состояние. Так повторяем несколько раз. Когда Вы убедитесь что, щенок подбегает с интересом, постарайтесь в момент поглаживания надеть на него ошейник, после чего даёте лакомство, поглаживая его, и опять переводите в свободное состояние, разрядив любое даже маленькое напряжение игрой с любимой игрушкой. Через несколько дней после проделывания этого упражнения щенок всегда будет подбегать к Вам с удовольствием, и легко предоставит возможность надеть на себя ошейник. В дальнейшем мы усложняем ситуацию, к подходу щенка и одеванию ошейника добавляем ещё и пристёгивание поводка. После каждого подхода щенка, пристёгиваем поводок, поглаживаем, даём лакомство и, выдержав небольшую паузу, отстёгиваем поводок и отпускаем гулять. Так повторяем несколько раз, в течение двух, трёх дней. После чего опять усложняем, уже пытаемся пройти на поводочке три четыре шага, поощряем лакомством и поглаживаем. После чего отпускаем, его гулять, играем игрушкой. Очень полезна развивающая игра в прядки, она прекрасно укрепляет контакт между Вами и Вашим питомцем. Выйдя на прогулку и подловив момент, когда Ваш маленький друг отвлечётся (на запах, звук, человека, животное), постарайтесь незаметно спрятаться, продолжая наблюдать за его поведением. Когда у щенка пропадёт интерес к внешнему раздражителю и он, поняв что, остался один, начинает проявлять беспокойство, Вы подаёте голос,

 

 

привлекая внимание щенка, и выходите, из укрытия подзывая его к себе. Вы увидите, с какой радостью щенок подбежит к Вам. Проявите максимум положительных эмоций по отношению к нему, ответьте любовью на любовь и обязательно поиграйте с ним игрушкой. С каждым разом усложняйте задачу, добиваясь, чтобы щенок находил Вас сам. Это игра позволит приучить Вашу собаку держать Вас всегда в поле зрения. Что ещё прекрасно помогает хорошо воспитать Вашу собаку? Безусловно, это Аппортировочный предмет, игра с которым позволяет снять любое напряжение со щенка, а в последствии взрослой собаки. Но, несмотря на кажущуюся безобидность, у этой игры есть и отрицательная сторона. Природно, практически любая собака старается догнать и схватить движущийся предмет. В данном случае срабатывает инстинкт «Игра добыча» которым наделено любое хищное животное. Но что же может произойти, если этим злоупотреблять? Рассмотрим ситуацию, с собакой у которой сильно развит аппортировочный инстинкт, и команда «Аппорт» является доминирующей. Представьте картину, Вы гуляете с собакой, и вдруг неожиданно на Вас нападает грабитель, собака естественно кидается на выручку, но грабитель вдруг достаёт аппортировочный предмет и, подав команду «Аппорт» откидывает его в сторону бегущей собаки. Являясь, доминирующей выполняется именно эта команда. В результате вместо атакующей собаки Вы получаете радостно бегущую, готовую продолжить начатую игру.

Повторюсь ещё раз - мнение, что щенок должен набраться уму разуму, прежде чем попасть под повседневные ласки и упрёки ошибочно. Это всё делитанские рассуждения. Дрессировка- воспитание, начинается с того момента, когда щенок попадает в Ваш дом. Хоте или не хотите, но это так, всё происходит даже неосознанно. Поэтому лучше, что бы она происходила под присмотром специалиста.

 

На протяжении долгих лет работы инструктором, я накопил достаточный опыт, который позволил создать свою методику и систему по подготовки собаки - телохранителя, позволяющую воспитать не «Шоу-Дога», а настоящего защитника. (Собака телохранитель это собака универсал). Такая работа требует затрат не малых сил и времени, как от инструктора и его помощника, так и от хозяина собаки. И конечно, не избежать определённого риска, т. к. работа ведётся именно на человека, (что влечёт за собой опасность для помощника). Моделируя различные ситуации нападения на хозяина, мы готовим собаку реальным событиям, которые могут произойти в жизни, а также обучаем не рвать тупо подставленный ей дрессировочный рукав, а вести именно борьбу с нападавшим. Для того чтобы лучше понять достоинства моей методики, нужно первоначально определить недостатки других методик и систем именно в подготовке собак-телохранителей. Основной недостаток это постоянное использование в дрессировке рукава и костюма, что вызывает привыкание животного к данным предметам. И после чего собака отказывается атаковать настоящего противника, и при подаче соответствующей команды она ищет дрессировочный костюм или рукав. Однообразие приёмов и подходов превращает её работу в натуральную игру, которую она готова продемонстрировать на выставках и соревнованиях. Но сможет ли собака защитить своего хозяина в настоящей ситуации? Из моих наблюдений, и проведённых тестов могу сказать, что в среднем из собак прошедших обучение по другим программам (IPO,SChH или ЗКС) лишь пять процентов работают при моделировании реальной ситуации, остальные девяносто пять либо пугаются, либо не могут понять, что от них требуется. Тестирование проводили инструкторы школы служебного собаководства «Барс». Мы не в коем разе не унижаем достоинство вышеперечисленных программ, а только не рекомендуем их использовать для подготовки собак телохранителей. Эти программы, хорошо применять при каких либо психопатологиях, они являются прекрасным способом реабилитации животного.

Так давайте не будем превращать собак в тряпичников, которые годятся только для развлечения публики и успокоения своей души, а займёмся серьёзной работой, конечно, если Вы готовы к тому, что рядом с Вами будет не просто четвероногий друг, а сильный и довольно серьёзный защитник- телохранитель. На каком же принципе основано работа собаки телохранителя? Общепринятый принцип игра добыча в данной ситуации годится лишь на первоначальном этапе. Наша основная задача добиться от собаки максимальной привязанности к своему хозяину. Представьте, что может произойти, если кто либо, подойдя к кормящей суки, попытается отнять у неё хоть одного щенка. Уйти от неё целым в такой ситуации, будет весьма проблематичной задачей. Она не вцепится Вам в руку, если рука защищена, она не будет тупо держать подставленный рукав, а будет атаковать во все открытые места, нанося серьёзные травмы и увечии. Но в другой ситуации, встретившись на прогулке, она, возможно, позволила бы себя погладить. На данном примере мы видим, как рабатает материнский инстинкт. Можно, и нужно также использовать и другие инстинкты, заложенные в собаке природой. Например: территориальный и пищевой, и даже половой. Правильно определив, какой из них преобладает, мы сможем использовать это на тренировках. Помимо инстинктов, очень важно определить к какому типу высшей нервной деятельности относится животное, какая реакция преобладает а также многое другое что необходимо знать каждому инструктору.

 

В.Н.Д.

Наблюдая за поведением собак, можно заметить, что они по-разному реагируют на появление человека и его действия. Одни из них быстро и сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. Другие, возбудившись при виде человека, быстро успокаиваются после его удаления. Третьи реагируют медленно, слабо возбуждаются и медленно успокаиваются. Некоторые собаки от действия раздражителей начинают прятаться. Неодинаковую рефлекторную деятельность у собак можно наблюдать не только в поведении, но и в процессе их дрессировки, тренировки и применения. Она проявляется в различной скорости выработки тормозных рефлексов, в различной трудности формирования навыков в виде динамических стереотипов и в различной работоспособности собак при равнозначных условиях обстановки.

 

Практическое определение типа высшей нервной деятельности собаки является нелёгким делом. Трудность состоит в правильном подборе раздражителей при исследовании силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов возбуждения и торможения.

Сила процесса возбуждения определяется степенью выраженности основных реакций поведения, активностью двигательных реакций, скоростью образования положительных условных рефлексов, стойкостью образовавшихся условных рефлексов к торможению и угасанию, способностью нервной системы выдерживать сильные или продолжительно применяемые раздражители и работоспособностью собаки.

Сила процесса торможения, определяется уравновешенностью основных реакций поведения, скоростью образования отрицательных (тормозных) условных рефлексов к растормаживанию, способностью нервной системы выдерживать сильные или продолжительные тормозные напряжения и работоспособностью собаки, где требуются выдержка и сложная дифференцировка раздражителей.

Уравновешенность нервных процессов определяется балансом или преобладанием силы процессов возбуждения над процессом торможения, уравновешенностью поведенческих реакций, силой проявления положительных и отрицательных условных рефлексов, способностью к дрессировке и рабочими качествами при практическом применении.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой смены или застойностью основных реакций поведения, скоростью перестройки условного рефлекса при смене сигнальных раздражителей, способностью переключаться от возбуждения к торможению и обратно, скоростью образования навыка в виде динамического стереотипа, быстрой приспособляемостью к изменяющимся условиям внешней среды, лёгкостью образования изменяющимся условиям внешней среды, лёгкостью образования ситуационных условных рефлексов, степенью работоспособности собаки в сложной обстановке. Исследование особенностей вышеперечисленных свойств нервных процессов проводится в начале курса дрессировки после установления контакта дрессировщика с собакой и выявления у неё преобладающих реакций поведения. Наблюдение за поведением собаки и оценка особенностей основных реакций поведения дают предположение судить о её типе высшей нервной деятельности. Окончательное заключение о типе высшей нервной деятельности делают в процессе дрессировки исследуя условные рефлексы по определённой методике.

Для собак холерического типа характерно сильное возбуждение, на различные раздражители сильно возбуждается, и долго успокаивается. Во время занятий рефлексы, связанные с развитием у собаки недоверия к посторонним, отработки хватки, ведением борьбы с неприятелем вырабатываются максимально быстро и доминируют над другими рефлексами. При отработке команд послушания (сидеть, лежать, стоять, ко мне, и. т. д.) первоначальные рефлексы образуются достаточно быстро, а закрепление этих рефлексов и работа на выдержку с применением различного рода торможения проходит весьма затруднительно по причине отвлечения собаки на посторонние раздражители.

Для собак сангвинического типа характерно сильное возбуждение на раздражитель, после применения раздражителя успокаивается быстро. Отмечается сильная выраженность всех основных реакций. Довольно сильный тип. Рефлексы вырабатываются довольно быстро, держатся стойко, практически не затухают. Во время дрессировки собака легко выходит из состояния возбуждения, выдержка вырабатывается довольно быстро. Из первоначальных условных рефлексов легко образуются и формируются сложные связи. Нежелательные связи легко затормаживаются. Выстрелы и другие шумовые раздражители не вызывают у собак торможения.

Для собак флегматического типа характерна медлительность, возбудившись (с трудом) на один раздражитель она с трудом переключается на другой. Собаки медленно поддаются дрессировке, выработка первоначальных условных рефлексов достигается с большим трудом, формирование сложных навыков идёт затруднительно, зато образовавшиеся навыки отличаются большей стойкостью, выдержка вырабатывается легко. На выстрелы практически не реагируют, иногда проявляется пассивно- оборонительная реакция.

Для собак меланхолического типа характерна выраженность ориентировочных реакций на новое место, запахи, движущийся транспорт, людей. Так же бывает внезапное проявление заторможенности, либо суетливости. Применение сильных раздражителей вызывает у собак этого типа осторожность и боязливость. Оборонительная реакция, как правило, пассивная, с проявлением трусости. При дрессировке рефлексы очень неустойчивые. Выстрелы и другие шумовые раздражители вызывают страх. Как правило, собаки такого типа дрессировке не подлежат, но в руках хорошего специалиста возможно всё.

 

Как правило, каждый тип ВНД является нестабильный, например холерик может колебаться между меланхоликом и сангвиником, сангвиник между холериком и флегматиком, флегматик между сангвиником и меланхоликом, меланхолик между флегматиком и холериком. При определённом воздействии каждый из типов может трансформироваться в приближенный к нему тип. Определив, к какому типу ВНД относится собака, очень важно понять к какому из других типов этот тип может быть приближен. Например – если определённый тип является холериком, он может так же иметь свойства как у сангвиника, или у меланхолика, и трансформация типа возможна. Используя специальные психо-приёмы дрессировки можно искоренить недостатки того или иного типа.

На схеме видно как это происходит.

 

Х С

       
   
 
 


 

       
   
 
 


 

М Ф

 

 

Очень важно отметить, что нервная система заканчивает своё формирование в год, до этого времени, под влиянием жизненных факторов эти типы могут изменяться. И все эти факторы можно использовать в дрессировке.

Преобладающие реакции поведения

Собаки

Помимо определения типа ВНД, для успешной дрессировке необходимо знать, какая из перечисленных далее реакций преобладает у собаки.

Пищевая реакция. Пища-основа жизни собаки, определяющий фактор в формировании многих реакций поведения, в частности пищевой. Проявляется у голодной собаки, направлена на поиск, добывание и поедание пищи. Пищевая реакция является не только видовой, но и родовой, и даже имеет много сходного в целом семействе.

Условные рефлексы, приобретённые в период поиска и поедания пищи, определяют характер пищевой реакции каждой собаки. Недостаток корма в период роста и развития молодой собаки вырабатывает у неё чрезмерную активность поиска пищи, сильную пищевую реакцию при виде корма и жадность при поедании. Условные рефлексы, приобретённые в связи с приёмом корма, становятся натуральными, прочно закрепляются и долго сохраняются. Поэтому при недостаточном кормлении у молодых собак развивается и интенсивно проявляется пищевая реакция, при регулярном и правильном кормлении пищевая реакция развивается умеренно и проявляется в малоактивной форме. Надо учитывать, что у собак с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта пищевая реакция недостаточно развита и, как правило, у них плохой аппетит. Он может совсем отсутствовать при заболевании, переутомлении, смене пищи и режима кормления. Такие собаки имеют плохую упитанность и слабо поддаются дрессировке вкусопоощрительным методом.

Необходимо помнить, что большинство рефлексов у собак вырабатывается на базе пищевых рефлексов и реакции поведения. Знание и глубокое понимание пищевой реакции помогает дрессировщику легко ориентироваться в выборе метода и способа дрессировки своей собаки, в правильном применении пищевых раздражителей, также позволяет методически грамотно выполнять приёмы дрессировки.

Оборонительная реакция. Эту реакцию определяет большая группа врождённых и приобретённых двигательных рефлексов, направленных на сохранение жизни от врагов и различных вредных факторов внешнего воздействия. Поэтому эта реакция называется защитно-оборонительной. Она даёт возможность собаке по определённым сигналам избегать опасности или активно бороться с ней. В основе активно-оборонительной реакции лежат сложные двигательные акты, связанные с перемещением тела в пространстве в целях нападения на источник опасности или удаления от него. На базе врождённых защитно-оборонительной реакций образуются сложные условные рефлексы, которые в конечном итоге определяют характер и особенности появления защитно-оборонительной реакции. У взрослой собаки она может проявляться в трёх формах: активно-оборонительной, пасивно-оборонительной и смешанной (злобно-трусливой).

Активно-оборонительная реакція формируется при ровном, спокойном, уравновешенном обращении дрессировщика с собакой. Для формирования этой реакции необходима правильная организация воспитательной дрессировки щенков в возрасте от двух до шести месяцев. В этот период у щенков следует вырабатывать и развивать активность всех двигательных реакций, не допуская проявления пассивности, осторожности, боязливости и трусости. В процессе служебной дрессировки необходимо закреплять и совершенствовать, активность собаки, вырабатывать смелость, небоязнь, умеренную злобность и недоверчивость к посторонним людям. Собаки с активно-оборонительной реакцией, как правило, хорошо поддаются дрессировке, тренировке и дают наиболее эффективные результаты на службе.

Пассивно-оборонительная реакция формируется при неумелой организации воспитательной дрессировки щенков, а также при грубом и жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных болевых раздражителей дрессировщиком вырабатывает у собаки пассивность, вялость, боязливость, переходящие в робость и трусость. Собака с пассивно-оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных раздражителей, убегает или прячется от неблагоприятных условий, при виде помощников ложится на землю, покорно подчиняется даже постороннему человеку.

Пассивная реакция в поведении собаки задерживает образование положительных условных рефлексов. Выработанные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика легко затормаживаются всевозможными внешними раздражителями. Такие собаки имеют низкие рабочие и служебные качества. Если пассивность у собаки переходит в боязливость и трусость, то такие собаки к службе непригодны и подлежат выбраковке.

Злобно-трусливая реакция поведения формируется при неправильной дрессировке собак. Чаще всего она образуется у молодых собак в возрасте от шести до десяти месяцев о, когда пытаются развивать злобную реакцию при отсутствии активной реакции и общей смелости у собаки.

Злобная реакция поведения чаще всего бывает у собак, имеющих сильно выраженную активно-оборонительную реакцию, при частом развитии злобы в процессе дрессировки. Последнее мешает дрессировке особенно для сторожевых и розыскных целей. При чрезмерно злобной реакции используют специальную методику для её погашения.

Ориентировочная реакция поведения - врождённая реакция на новые или необычные раздражители и раздражители большой силы, проявляется в виде ориентировочно-установочного рефлекса «Что такое?» и исследовательских рефлексов обнюхивания, прислушивания, облизывания и т. д. Ориентировочные рефлексы – источник образования новых условных рефлексов собаки. С накоплением большого количества условных рефлексов ориентировочная реакция проявляется умеренно и в конечном итоге соединяется с условными рефлексами, обеспечивающими ориентирование собаки в сложной обстановке. Ориентировочная реакция в зависимости от сложившихся условий может заменяться другими: пищевой, активно-оборонительной, пассивно-оборонительной и чаще всего поисковой реакцией.

Поисковая реакция - врождённая реакция поведения. Она обеспечивает выживание организма собаки. В процессе жизни и дрессировки собаки эта реакция обусловливается огромным количеством условных рефлексов и образует условно-рефлекторные комплексы с другими реакциями поведения. Работа собаки по чутью связана с проявлением обонятельно-поисковой реакции. При внимательном наблюдении во время её постановки на запаховый след можно легко заметить и выделить составные элементы обонятельно-поисковой реакции: отыскивание на участке местности запахового следа, оставленного при передвижении человека, животного; определение направления движения человека или животного; преследование человека, животного до обнаружения и задержания.

В практике дрессировки известны случаи, когда собаку не могли приучить работать по следу. При исследовании было обнаружено, что у таких собак нет отдельных элементов обонятельно-прискавой реакции. Такие собаки непригодны к дрессировке для розыскной службы и не могут быть использованы и работе по чутью.

Реакция привязанности - это сложные условно-рефлекторные акты животного, проявляющиеся в виде ласки, нежности, ожидания, покорности, подражания, послушания, радости, защиты и охраны человека. Эта реакция формируется при длительном совместном пребывании и взаимодействии человека и собаки. Реакция привязанности лежит в основе установления контакта дрессировщика с собакой. Хороший контакт дрессировщика с собакой – главное условие её безотказной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: